Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Добро пожаловать в Чехию!
  • Кипр - остров любви
  • Актриса Людмила Шагалова

  • Российские актеры


  • Людмила Шагалова Белокурая и голубоглазая, естественная и солнечная на экране, доброжелательная и жизнерадостная при личном общении. Именно такой была актриса Людмила Шагалова, которой в этом году исполнилось бы 90 лет.

    Легендой она стала при жизни. Одно из доказательств – сцена в комедии "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен" (1964 г.), где в пионерском лагере девочки сооружают прически (накручивают "вавилоны" на голове) под Шагалову, устроившись в укромном месте и вооружившись расческой и портретом любимой артистки.

    В начале жизни судьба Людмилу Александровну не баловала. Родилась она 6 апреля 1923 года в белорусском городе Рогачев, а уже в возрасте двух с половиной лет потеряла мать. Ее отец, военный, в 1928 году был направлен на службу в Москву. И хотя ребенка он взял с собой, но, конечно, ему некогда было заниматься малышкой, и заботы о девочке взяла на себя ее бабушка.

    Людмила Александровна признавалась, что кинематограф буквально преследовал ее с детства: "Где-то в четвертом-пятом классе я подралась с какой-то девицей. Она схватила меня за косу, вырвала бант, я вцепилась в ее волосы, и так мы друг друга трепали. Вдруг ко мне подходит женщина, берет за руку и говорит: "Пойдем со мной". Я решила, что меня ведут к директору, и стала вырываться. "Не к директору, а на киностудию", – пояснила женщина. "На какую киностудию?" – удивилась я. "Союздетфильм". И тут я закричала: "Нет! Я не могу, у меня сестра больна дифтеритом. Мне нельзя ни с кем общаться". В раннем детстве очень любила приврать, а, повзрослев, я называла это фантазиями. Все-таки эта женщина записала мой телефон, меня привели ко всемирно известному режиссеру Якову Александровичу Протазанову..."

    К тому моменту на ведущие роли в картине "Семиклассники", которую снимал Протазанов, уже были назначены исполнители, но мастер решил, что будет еще одна героиня – Ляля, и велел 14-летней дебютантке придумывать себе роль. С задачей юная Шагалова справилась отлично, и А.Я. Протазанов постановил, что артисткой она наверняка будет. Но сама Людмила после встречи с Яковом Александровичем захотела быть режиссером. Но ее путь в кино оказался непростым, и в итоге талантливая девушка все же стала актрисой.

    Шел 1938 год. Заинтересовавшаяся кино и вдохновленная успехом, Л. Шагалова записалась в драматический кружок при Доме пионеров, а затем они с товарищами сформировали киногруппу, поехали в международный детский лагерь "Артек" и в качестве хроникеров сняли документальный фильм "День в Артеке", который даже демонстрировался на экранах страны.

    В 1941 году планы очень многих нарушила начавшаяся война. Шагаловой пришлось уехать в эвакуацию в Челябинск, где она два с половиной года проработала на военном заводе. А когда на фронт провожали новые танки, Людмила опять попала на экран – оператор запечатлел милую особу с букетом цветов. Там же, на заводе, в 1943 году Шагалова увидела знаменитых кинематографистов и педагогов Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа) Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамару Федоровну Макарову – киномастера рассказывали рабочим о своем новом фильме "Маскарад".

    А всего через какой-то год Людмила стала их ученицей, хотя сначала хотела поступать в Институт иностранных языков и для этого овладела немецким и французским языками. В 1948 году, сразу по окончании ВГИКа, Л. Шагалова была принята в труппу Театра-студии киноактера.

    Еще во время учебы молодой актрисе довелось услышать главы из романа "Молодая гвардия", которые студентам читал писатель Александр Фадеев. Всех потряс подвид молодогвардейцев – членов подпольной молодежной организации, действовавшей в тылу врага во время оккупации, и С.А. Герасимов тут же начал подготовку к съемкам нового фильма. Роль Вали Борц, которая досталась Людмиле Шагаловой, – не главная, но именно она принесла актрисе первую громкую известность.

    Валентина Борц была одной из немногих, кому удалось уцелеть после зверской расправы над молодогвардейцами, и начинающая актриса познакомилась со своим прототипом, а затем привнесла много нового в экранный образ, сумев органично соединить душевную чистоту, юношескую наивность, первую влюбленность и необычайное личное мужество девушки. Предложенные Л. Шагаловой нюансы и сцены одобрили и Фадеев, и Герасимов.

    Так как фильм основывался на документальном материале, режиссер С.А. Герасимов старался максимально приблизить съемки к жизни.

    Картина снималась на месте реальных событий – в Краснодоне, где везде были следы зверства немецко-фашистских захватчиков. Кинофильм получился необычайно пронзительным, а зрители и критика говорили о нем только в превосходных степенях. За эту работу Л. Шагалова в числе других была удостоена Сталинской (Государственной) премии СССР (1949). И еще есть мнение, что именно эта "звездная" роль Людмилы Александровны облегчила участь ее репрессированного отца, который в тот момент находился в заключении. Ну, а уж про то, что участники фильма стали необыкновенно популярны и знакомы почти каждому жителю страны, и говорить нечего.

    Но ни в тот период, ни позже "звездной болезни" у Шагаловой не было. В "опасные моменты" Людмила Александровна говорила себе: "Ляля, ущипни себя и не думай, что ты ухватила за бороду Бога. Это, конечно, потрясающий момент в жизни, запомни его. Но не думай, что ты уже царица бала".

    Многие фильмы с участием Людмилы Шагаловой и сегодня смотрятся с интересом. А все роли актрисы, вне зависимости от их "размера" на экране, удивительно разноплановые, яркие и мастерски выполненные.

    Сравните, к примеру, взбалмошную профессорскую дочку, студентку мединститута и отчаянную автомобилистку Людмилу Иркутову из "Дела №306" (1956 г.) и скромную, но смелую комсомолку-строителя Катю из "Верных друзей" (1954 г.), загадочную женщину в кимоно фильме "Мальчик и девочка" (1966 г.) и малодушную кокетку - пассажирку терпящего бедствие самолета из "713-й просит посадку" (1962 г.), Надежду Федоровну из "Дуэли" по Чехову (1961 г.) и фронтовую актрису из "Самый медленный поезд" (1963 г.). А как непосредственна она в роли "состарившейся девочки" Маруси Морозовой в детском фильме "Сказке о потерянном времени" (1964 г.)!

    Людмила Александрова без всяких сомнений и колебаний, которые обычно одолевают актрис женского пола, перешла на "взрослые", возрастные роли. И когда в картине "Женитьба Бальзаминова" (1964 г.) она сыграла маменьку главного героя – нелепую, несчастную, недалекую пожилую женщину, которая мечтает пристроить сына-недотепу в мужья богатой особе, ее тут же накрыла новая волна успеха.

    Именно эта филигранная работа была отмечена в зрительском опросе 1965 года журнала "Советский экран" как лучшая женская роль. И в этом же году актрису удостоили звания "Заслуженная артистка", а в 1977 г. – "Народная артистка РСФСР". Матушку Бальзаминова Л.А. Шагалова называла своим "штирлицем" и гордилась этой киноработой.

    Затем были предприимчивая мать невесты в новелле "Свадебное происшествие" из киноальманаха "Не может быть!" (1975 г.), незабываемая заведующая детским садом в комедии "Усатый нянь" (1977 г.), милая отдыхающая на Черном море Катерина Ивановна Коврова ("Взрослый сын", 1979 г.), болтливая сотрудница службы скорой помощи "03" Анна Павловна Лебедева из детектива "Сицилианская защита" (1980 г.), трогательная Мария Николаевна в мелодраме "Танцплощадка" (1985 г.) и другие работы.

    Дважды, и оба раза в хороших фильмах, Шагалова была экранной женой замечательного актера Н. Парфенова – "Дача" (1973 г.) и "Где находится нофелет?" (1987 г.). Мастерам экрана так замечательно удалось сыграть семейную пару, что у зрителей даже не возникало сомнения, что герои не из нашей, реальной жизни и что встретились актеры лишь для того, чтобы воплотить задумки сценариста и режиссера, а не прожили до этого бок о бок много лет.

    Людмила Александровна признавалась, что всегда знала свое место в кино и по причине типажности не претендовала на роли, подобные Анне Катериной. А ее внешность, особенно с течением времени, диктовала ей в кино и амплуа – роли тетушек, маменек, бабушек и иных характерных и гротескных персонажей. И она с удовольствием играла в комедиях. При этом Л.А. Шагалова всегда, как и предписывает отечественная актерская школа, скрупулезно выстраивала рисунок роли, искала индивидуальные внутренние черты и внешние краски персонажа. Она умела собирать образ своих героинь по крупицам, придумывая нюансы и расставляя психологические акценты. По признанию самой актрисы, реально ощутить экранную героиню и попасть в "чужую шкуру" ей помогали фотопробы.

    При этом если персонаж Шагаловой водил автомобиль, то она тут же овладевала навыками вождения, а если надо было прыгать через скакалку, то делала это до полного изнеможения.

    Л.А. Шагалову ценили и любили не только зрители, но и коллеги, а это дорогого стоит. Татьяна Конюхова, снимавшаяся вместе с Шагаловой в фильме "Женитьба Бальзаминова", писала: "Мастерство владеть крупным планом у Л. Шагаловой огромно и совершенно", а также замечала, "как кропотливо и вдумчиво" партнерша работает над ролью. В образ маменьки Бальзаминова Л.А. Шагалова, обладая огромной волей, сосредоточенно "вживалась" перед каждой съемкой. А ведь тогда еще молодой, красивой, внешне яркой женщине приходилось играть блеклую, жалкую, чем-то даже неприятную старуху! Вот уж где настоящее мастерство характерной актрисы.

    В жизни Людмила Александровна была удивительно приятным человеком – добрая, участливая, оптимистичная, интеллигентная, заботливая и внимательная по отношению к окружающим. Даже после неудачной операции на глазах, когда пожилая женщина практически ослепла, она не сетовала и не жаловалась, а просила других, чтобы они относились к себе бережно и с осторожностью соглашались на радикальные, пусть и современные, методы лечения.

    Более 50 лет Шагалова отдала кинематографу, и 46 – Театру-студии киноактера. Отметив 70-летие, Людмила Александровна навсегда решила покинуть экран. И хотя ей неоднократно предлагали роли, точку она поставила раз и навсегда.

    Среди киношников бытует шутливая присказка, что во время подготовки к фильму актриса должна крутить роман с режиссером (тогда у нее больше шансов получить роль), а во время съемок – с оператором (чтобы он снял ее с особым старанием). А так как в каждой шутке есть доля истины, то артистки, видимо, неслучайно частенько становятся женами режиссеров и операторов. Исключением не стала и Л.А. Шагалова – долгие годы она счастливо прожила в браке с мастером операторского искусства Вячеславом Михайловичем Шумским (род. 17 декабря 1921 г.), с которым познакомилась во время учебы во ВГИКе.

    Особенно много и плодотворно он работал с режиссером С.И. Ростоцким. В фильмографии В.М. Шумского такие неизменно любимые зрителями фильмы, как "Дом, в котором я живу" (1957 г.), "На семи ветрах" (1962 г.), "Три плюс два" (1963 г.), "Герой нашего времени" (1966 г.), "Доживем до понедельника" (1968 г.), "А зори здесь тихие" (1972 г.), "Белый Бим Черное Ухо" (1976 г.), "И на камнях растут деревья" (1982 г.).

    Но вот свою супругу Вячеслав Михайлович не снимал. Тем не менее Людмила Александровна не сетовала, а, наоборот, гордилась, что не снимается "по знакомству". Зато, познакомившись в юности, прожили эти замечательные люди в любви и согласии, преданно поддерживая друг друга, не один десяток лет. И брак этот был единственным для обоих, что не так часто встречается в творческой среде.

    Сын Шагаловой и Шумского – Геннадий Вячеславович Шумский (он родился 23 сентября 1948 года) – пошел по стопам родителей и тоже связал свою профессиональную жизнь с кинематографом, окончив режиссерский факультет ВГИКа в 1973 году.

    Вячеслав Михайлович ушел из жизни 23 января 2011 года. Людмила Александровна ненамного пережила любимого мужа – ее не стало 13 марта 2012 года. Но благодарные зрители не перестают наслаждаться фильмами с участием этой неподражаемой актрисы.


    Мария Морозова
    Женский журнал Суперстиль • 20.03.2014


    Добавить комментарий к статье



  • Российские актеры



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru