Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Что Вы знаете о Швейцарии?
  • Кровавое озеро близ Гастингса
  • Виктор Иванович Кузнецов. Биография



    Виктор Иванович Кузнецов родился 27 (по старому стилю 14) апреля 1913 года в Москве. Здесь он провел свои детские годы, а среднюю школу закончил в городе Боровичи (Новгородская область), где в тот момент работал его отец. После окончания школы пришел работать на Боровичский керамический комбинат помощником монтера.

    В 1933 году Виктор Кузнецов поступил в Ленинградский индустриальный институт (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) на специальность "котлы". На втором курсе университета Кузнецов узнал об организации на инженерно-физическом факультете новой группы "расчет и конструкция летательных аппаратов", после чего принял решение сменить специальность.

    Лекции на этом факультет читали выдающиеся ученые-механики Лев Лойцянский и Евгений Николаи. В одной группе с Кузнецовым учились будущий директор Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований в Дубне Георгий Флеров и будущий конструктор тяжелых танков и атомного оружия Николай Духов. Деканом факультета был академик Абрам Иоффе.

    После окончания института получил направление в отдел главного механика Ижевского мотоциклетного завода. В конце 1930-х годов приступил к работе по созданию гирокомпасов, был назначен руководителем вновь созданной группы по разработке улучшенной системы стрельбы при качке. В конце октября 1939 года система была установлена на пушках главного калибра легкого артиллерийского крейсера "Киров". Система значительно увеличила эффективность стрельбы корабельной артиллерии, за что Кузнецов в 1942 году был удостоен Сталинской премии.

    В 1940 году народный комиссар черной металлургии Иван Тевосян пригласил Кузнецова перебраться из Ленинграда в Москву в Морской научно-исследовательский институт (МНИИ-1). Начало Великой отечественной войны застало Кузнецова в Берлине, где он должен был принимать приборы управления прожекторами, стрельбой пушек и торпед строящегося в Германии для СССР крейсера. Вместе с другими советскими гражданами был интернирован, помещен в Моабитскую тюрьму, затем в лагерь Блянкефельд. В лагере он пробыл около десяти дней. Потом вместе с другими специалистами был перевезен в Болгарию, затем в Турцию.

    В Москву Кузнецов вернулся в августе 1941 года. В годы войны работал в том же научно-исследовательском институте, который был эвакуирован в Свердловск. Основной работой, сделанной в годы войны, сам Кузнецов считал стабилизатор для танков, который существенно повысил прицельность стрельбы. Эта работа была отмечена в 1946 году второй Сталинской премией.

    В апреле 1945 года Виктора Кузнецова командировали в Германию на завод, который в 1940 году делал гироприборы для советского крейсера. Именно на этом заводе произошло его первое соприкосновение с ракетной техникой, здесь же он получил возможность изучить стабилизаторы для ракет Фау-2. 13 мая 1946 года он был назначен руководителем только что созданного НИИ-10, которому было поручено заниматься гироскопами. Кузнецов возглавил работы по созданию первых советских ракет Р-1, созданных на базе немецкой трофейной техники — ракет Фау-2.

    В 1953 году, внутри НИИ-10, на базе отдела № 2 было создано специальное конструкторское бюро (СКБ НИИ-10), заместитель начальника и главным конструктором которого стал Виктор Кузнецов. В 1956 году он перешел на работу в только что созданный НИИ гироскопической стабилизации (НИИ-994, позднее, НИИ прикладной механики). Под руководством Кузнецова создавались гироприборы для ракет Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно гироскопы, разработанные Кузнецовым, стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник Земли и космический корабль "Восток-1" с первым космонавтом Юрием Гагариным.

    Кузнецов входил в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов. В 1960-1970-х годах коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полеты к Луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций типа "Салют" и "Мир", ракетно-космической системы "Энергия-Буран". Кузнецов опубликовал множество трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления. В 1968 году он был избран действительным членом АН СССР.

    В НИИ прикладной механики Кузнецов проработал до 1991 года, первоначально занимая должность главного инженера — главного конструктора, а затем первого заместителя директора по научной работе — главного конструктора.

    Умер Кузнецов 22 марта 1991 года. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Кузнецов — лауреат Ленинской премии (1957), дважды лауреат Государственной премии СССР (1967, 1977). Награжден орденом Ленина (1956, 1973), орденом Октябрьской революции (1971), Трудового Красного Знамени (1963, 1975). В 1986 году в сквере на улице Авиамоторной был установлен памятник-бюст ученому-механику Виктору Кузнецову, работы скульптора Никиты Лавинского и архитектора Михаила Марковского.

    Именем Виктора Кузнецова назван Научно-исследовательский Институт прикладной механики в Москве.


    РИА Новости 27.04.2013


    Добавить комментарий к статье


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru