Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Неистовая Эра. Маленькая разбойница большого кино


Российские актеры

эра зиганшина Р. Виктюк так охарактеризовал актрису: "У Эрочки Зиганшиной есть уникальное качество, которое я запомнил в ней еще со спектаклей Опоркова, – это пульсирующий свет, исходящий из нее…"

Для своих героинь Зиганшина адвокат – она стремится понять их сущность и оправдать, объяснить поступки.

В Москве прогремела ее роль Кабанихи в спектакле ТЮЗа "Гроза" (постановка Г. Яновской, 1998 год). Ее Кабаниха – это не монстр и диктатор, а обычная одинокая женщина, которая вырастила детей и тащит на себе весь дом. И она никак не может смириться с тем, что невестка не любит ее сына. Неудивительно, что в Кабаниху публика влюблялась.

Также в репертуаре Э. Зиганшиной: Люси ("Трехгрошовая опера" Б. Брехта), Галина ("Утиная охота" А. Вампилова), Мария ("Деньги для Марии" В. Распутина), Софья ("Последние" М. Горького), Нелли ("Униженные и оскорбленные" Ф. Достоевского), Катя ("С любимыми не расставайтесь" А. Володина), старуха Пилар ("По ком звонит колокол" Э. Хэмингуэя), Эстер ("Цена" А. Миллера), Донна Клотильда ("Фердинандо" А.Ручелло), Кручинина ("Без вины виноватые" А. Островского), Стелла Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Д. Килти), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э. Скриба), Ольга Берггольц ("Ольга. Запретный дневник" Е. Черной)…

Э.Г. Зиганшина работает скрупулезно и мучительно, каждый раз вживается в роль и как бы встраивается в стены театра. Она неустанно ищет контакт с партнерами и публикой, а не просто преподносит себя как явление. И при этом актриса очень ценит талантливых актеров и режиссеров, настоящих мастеров сцены, работать с которыми интересно. И подчеркивает: "Один артист спектакль не вытянет, должен быть ансамбль".

Особняком стоит спектакль театра "Балтийский дом" по повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом". Он был снят на пленку и показан по ТВ.

На роль Нины Антоновны, бабушки мальчика Саши Савельева, Эра Гарафовна согласилась практически моментально. И образ создала особенный – он сконцентрировал в себе нелегкие судьбы женщин, переживших войну и иные тяжкие испытания. Ее бабушка – продукт своего времени, она – человек любящий и глубоко несчастный – не в ладу с собой и окружающим миром, и найти контакт с родными у нее никак не получается. Ее партнерами стали Игорь Скляр и Роман Громадский.

Возможности Эры Зиганшиной практически безграничны – она прекрасно работает перед камерой и на сцене, а при необходимости может озвучить и другую актрису, и мультипликационный персонаж.

В кино Э. Зиганшина попала благодаря случаю и уверенности в себе, будучи уже востребованной театральной актрисой с внушительным для ее возраста репертуаром.

Воспользовавшись пропуском на киностудию Ленфильм, который ей сделал актер и партнер Николай Боярский, Эра зашла в группу фильма "Снежная королева" (Боярский играл в нем Советника) и предложила свою кандидатуру на роль Маленькой разбойницы. Но режиссер ответил, что актриса уже найдена. Зиганшина отреагировала с гордостью: "Жаль, лучше меня никто не сыграет. А вы проиграете фильм!"

По дороге домой она плакала от огорчения и обиды. Но через две недели ей позвонили и пригласили на съемки. И хотя чувство неловкости за то, что вроде как отняла роль у другой артистки, в душе у Зиганшиной осталось, эта картина стала ее дебютом в кино. Разбойница у нее получилась знатная – не зря же в детстве Эра была хулиганистая и дружила с мальчишками. А сам фильм дети продолжают смотреть с неизменным интересом.

После Маленькой разбойницы Э. Зиганшиной предлагали множество вариаций первой киноработы – девчонок сорви-голова, юных безобразниц, пэтэушниц и молодых неотесанных заводчанок. Однако она, считая, что роли должны быть более достойными и разнообразными, не хотела повторяться и отказывалась от съемок. В результате на длительный период актриса оказалась вне кинопроцесса.

А затем, через десять лет, был фильм "Небесные ласточки" (1976), где Зиганшина сыграла Урсулу – полную противоположность разбойнице – привлекательную, светловолосую, добродушную, подвижную, неглупую и веселую. На эту картину попасть ей тоже помог случай, и случай счастливый. Эра Гарафовна была без работы, а муж ее в тот момент учился на курсах повышения квалификации, поэтому семья остро нуждалась в деньгах. И тут оказалось, что по каким-то причинам картине "Небесные ласточки" не хватает актрисы, хотя съемки уже начались. И режиссеру порекомендовали Зиганшину. Она собралась молниеносно и выехала в Ялту, где на берегу моря вместе с другими замечательными артистами снялась в милой музыкальной комедии.

Тем не менее изначально съемки в кино ей не понравились. Ей не хватало зрителей и общения с залом. По-настоящему – по ее собственному признанию – актриса полюбила съемки в период работы с Сергеем Снежкиным.

На мой взгляд, одна из самых запоминающихся киноролей Э. Зиганшиной в фильме "Сквозь огонь" (1982 год). Ее героиня знает, что погибнет и ее сын останется совершенно один на оккупированной фашистами территории, но все равно не идет на предательство. Из подвального окошка, где ее заперли враги, горящими глазами она в последний раз смотрит на своего ребенка и потрясающе проникновенно, пронзительно заклинает его: "Иди домой в Ленинград, от дома к дому, от человека к человеку…" И в этой небольшой сцене невозможно не увидеть потрясающую актерскую и человеческую глубину "неистовой Эры".

Своим участием она украсила и такие популярные сериалы, как "Агент национальной безопасности", "Бандитский Петербург-2", "Улицы разбитых фонарей-3", "По имени Барон".

Неподражаемо сыграна ею в сериале "Черный ворон" Лидия Тарасовна Чернова – страшная и одновременно ранимая женщина, жестокий функционер и любящая мать семейства. А в "Охотниках за брильянтами" (2011 год) Зиганшина перевоплотилась в Лидию Ильиничну Толстую, вдову писателя Алексея Толстого.

Сейчас на счету Э. Зиганшиной более 50 фильмов, в том числе главные роли в нашумевших картинах "Цветы календулы" (1998 год), "Не делайте бисквиты в плохом настроении" (2002 год) и "Антонина обернулась" (2007 год).

Готовятся к выходу на экран фильмы с участием Эры Гарафовны "Синдром Петрушки" (Вера Леопольдовна) и "Невеста с заправки" (Аврора Аскольдовна).

Э. Зиганшина - обладательница различных наград. В частности, она лауреат театральной премии имени Владислава Стржельчика (1999 год) и премии имени К.С. Станиславского (за роль Кабанихи в спектакле "Гроза"), а за роль бабушки в спектакле "Похороните меня за плинтусом" Зиганшина удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит-2008" в номинации "Лучшая женская роль в драматическом спектакле". Отмечены работа актрисы в спектакле "Литургия ZERO" по роману Ф.М. Достоевского "Игрок". Ей присвоено звание Народной артистки России (2005 год).

Мужем актрисы был актер и режиссер Владимир Иванович Головин (1940-2010). И хотя теперь у Эры Гарафовны уже есть внуки и даже правнук, она все такая же энергичная, независимая, искрометная, активная, жизнелюбивая и жизнерадостная. Она требовательная в первую очередь к себе, и при этом довольно резкая и остроумная.

Э. Зиганшина готова меняться и следовать духу времени, но при этом не теряет критичности к тому, что происходит в искусстве, в театре, на сцене. И ее печалит, что молодежь литературную классику узнает посредством кино, порой далеко не лучшего, что театр становится бизнесом, а не пищей для ума и сердца, что тонкости ремесла становятся неинтересны новому поколению и нет подробной и доскональной работы над ролью, что само искусство коммерциализируется и люди готовы привлекать к себе внимание любой ценой, а также подчеркивает, что если выступать исключительно ради денег и популярности, то наступает "внутренняя спячка" и прекращается творческий рост.

Были в жизни Э.Г. Зиганшиной и невостребованность, и недуги, и иные горести. Но на все переживания она дает себе ночь и умело берет себя в руки, а потом "снова в бой". Пессимизм – это не про нее. Для нее важна способность видеть красоту в любых жизненных моментах.

Интервью актриса почти не дает, а если дает, то не становится "предметом светского интереса обывателя", справедливо полагая, что нельзя выносить на всеобщее обозрение обстоятельства собственной личной жизни, а для публики есть роли в театре и киноработы. А поскольку потенциал актрисы огромен, то она наверняка еще не раз порадует и восхитит зрителей.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 20.01.2015


Добавить комментарий к статье




Российские актеры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru