Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Женщина за пультом. Дирижер Вероника Дударова


Российские дирижеры

"В мире музыки есть только одна единица измерения человека – талант".

В.Б. Дударова


Вероника Дударова В детстве меня водили на музыкальные вечера для юношества, которые проводила замечательный дирижер Вероника Дударова. Выступала она всегда в черном, оркестром управляла жестко, и при этом выглядела строгой и суровой. Музыка была великолепной, зрители (всех возрастов, ведь дети частенько приходили с родней) слушали завороженно.

Прошли годы, и я узнала, что Вероника Борисовна вовсе не "сухарь" и "синий чулок", как мне когда-то казалось, а разносторонняя, увлекающаяся и обаятельная женщина, обладающая острым умом и тонким юмором. Рассказывала В. Дударова неподражаемо, а ее суждения были независимыми и меткими. Оказалось, что она много читает, ценит архитектуру, любит цветы, духи и украшения. И ее концертные наряды должны удовлетворять нескольким требованиям – быть красивыми, удобными и одновременно не мешать дирижировать и не отвлекать публику от главного, т.е. от музыки. Оркестр под управлением В. Дударовой было интересно не просто слушать, а еще и смотреть, КАК она им управляет. Ее руки летали, а дирижерская палочка казалась поистине волшебной. Такое зрелище дорогого стоит.

Родилась Вероника Дударова 5 декабря 1916 года в Баку, в интеллигентной осетинской семье. Ее отец был инженером-нефтяником, а мать занималась домом и воспитанием детей – трех дочек, которых с ранних лет учили музыке, танцам и иностранным языкам. Вероника села за фортепиано в 4 года и затем прошла курс в музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории. С 1933 по 1937 год она училась на фортепианном отделении музыкального училища при Ленинградской консерватории, после чего решила стать дирижером. Трудно представить, каково было удивление приемной комиссии Московской консерватории, когда они увидели перед собой абитуриентку, ведь в то время женщин среди дирижеров не было вовсе.

"Почему вы решили поступать на дирижерский факультет?" – спросили ее. "Потому что я не помещаюсь на фортепиано, я слышу музыку только от симфонического оркестра", – смело ответила она. И продолжила, что на оперных спектаклях сидела с закрытыми глазами, так как ей была интересна лишь музыка. А когда ей велели продирижировать двумя пианистами, исполняющими симфонию Моцарта, то амбициозная девушка заявила, что музыканты не могут передать сущность данного произведения, а затем пропела так, как, по ее мнению, должно быть. И, признав в ней дарование, умудренные опытом педагоги тут же приняли ее.

5 лет В. Дударова проучилась на дирижерском факультете, и еще во время учебы начала дирижировать. В дальнейшем она стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра, а также выступала с другими коллективами.

В 1991 году у Дударовой появилась собственная команда – Симфонический оркестр России. Но всегда она сохраняла собственный почерк, умела подчинить себе музыкантов и вызывать восхищение у слушателей.

За дирижерским пультом В. Дударова простояла более 50 лет. Кто-то метко назвал ее "поэтессой дирижерской палочки". Но воля и характер у нее были "мужскими", не зря же ее с детства называли "девочка-мальчик" и "сорвиголова". Она и сама признавалась, что нрав у нее не женский. Иначе ей бы не удалось войти в "мужскую профессию" и управлять крупнейшими музыкальными коллективами разных стран. Оркестранты называли Дударову диктатором и при этом все равно уважали или даже любили.

Гастролировала В. Дударова по всему миру, и везде публика и критики принимали ее с восторгом. Ей аплодировали в Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше, Испании, Швеции, Норвегии, Югославии, Японии, Иране, Турции, Мексике, Венесуэле, Перу, на Кубе и в других странах.

В прессе отмечали дирижерский авторитет Дударовой, ее темперамент, умение скрупулезно и с полной отдачей вникать в исполняемые произведения. Про ее руки писали, что "она ими вычерчивает мелодическую линию". А еще подчеркивали, что В. Дударова сочетает в себе лучшие черты музыканта, дирижера, артиста, скульптора, режиссера звуков и большого художника, умеющего передать не только замысел композитора, но и все оттенки и нюансы его произведения.

Вероника Борисовна всегда много и упорно репетировала, чтобы добиться желаемого результата, а концерт называла вершиной творческого процесса. Требовательна Вероника Борисовна была в первую очередь к себе. Она считала, что профессия дирижера очень обязывающая, а сам дирижер должен знать больше всех музыкантов оркестра и при этом безусловно главенствовать и повелевать. Дирижированием Дударова лечилась от недомоганий и хворей. Был случай, когда ее вынесли выступать вместе с пультом, так как она сломала ногу и не могла самостоятельно выйти на сцену.

Под руководством В. Дударовой была записана музыка к нескольким десяткам художественных фильмов, в числе которых "Сорок первый" (1956 г.), "Звездный мальчик" (1957 г.), "Идиот" (1958 г.), "Дневные звезды" (1966 г.), "Журавушка" (1968 г.), а созданные ей записи классической музыки входят в "золотой" фонд аудиопродукции.

Работала Дударова для всех зрителей, а не только для элитарной публики. Просветительская деятельность Дударовой как музыканта занимала в ее творчестве весьма значительное место – она устраивала детские симфонические лектории в разных городах нашей страны, проводила вечера для юношества в Колонном зале и воскресные симфонические концерты в Большом зале консерватории и в концертном зале "Россия" в Москве, выступала с юными музыкантами, организовывала фестивали симфонической музыки и конкурсы исполнителей по всей стране.

В концертах с оркестрами под управлением Дударовой любили выступать многие маститые солисты, среди которых певцы И. Козловский и Т. Синявская, скрипачи Л. Коган, О. Каган, В. Спиваков и В. Третьяков, виолончелистка Н. Гутман, пианисты В. Крайнев, М. Плетнев, Л. Тимофеева и В. Виардо.

По собственному признанию Вероники Борисовны, ближе и дороже среди других композиторов ей были С. Рахманинов, потому что в его произведениях ярко выражена любовь к Родине и красоте русской природы, а также Д. Шостакович, Р. Штраус и Бетховен. Считается, что вдобавок Дударовой как никому другому удавалось интерпретировать сочинения Г. Малера, М. Равеля, П. Чайковского, Ф. Листа, Д. Россини, Моцарта, Брамса, К. Дебюсси, Дж. Гершвина, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, А. Шнитке, С. Губайдулиной, М. Таривердиева…

Впрочем, репертуар феноменального дирижера был настолько богатым и разным, что перечислить все вершины карьеры В. Дударовой вряд ли возможно.

Да и наград у этой необыкновенной женщины множество – медали, ордена, премии, почетные звания (так, народной артисткой РСФСР она стала в 1960 году, а СССР – в 1977 году). Ее именем названа одна из малых планет Солнечной системы.

Ушла из жизни В.Б. Дударова 15 января 2009 года. И до последних дней она была предана музыке и дирижерскому искусству.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 24.11.2014


Добавить комментарий к статье




Российские дирижеры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru