Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Янина Жеймо. Долгие поиски любви и счастья



Янина Жеймо В сказках число 3 — магическое. Три желания, три пути-дороги, три задания, три орешка для Золушки… Вот и в жизни Янины Жеймо — нашей немеркнущей Золушки — были три попытки обрести любовь и счастье. Она стойко перенесла все удары судьбы, одаряла окружающих теплом своей души — и наградой стала встреча с любящим заботливым человеком.

Янина Болеславовна Жеймо прожила трудную жизнь, на ее долю выпало немало лишений и испытаний. Но эта хрупкая изящная женщина сохранила доброе сердце, чистую душу, оптимизм и веру в любовь. Она создала самый трогательный, нежный и светлый женский сказочный образ — Золушку и нашла своего принца. Каким был путь к женскому счастью актрисы, подарившей нам незабываемое свидание с чудом?


Юная циркачка


Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года в городе Волковыске Российской империи (ныне Гродненская область Белоруссии). Отец — поляк, мать — русская. Семья была цирковая, все ее члены выступали в шапито. Янина была четвертой дочерью этого артистического семейства и ходить училась не дома, а на манеже цирка. Когда девочке исполнилось три года, отец решил, что она уже вполне готова выйти на арену. Малышка постигла все цирковые науки и выступала в разных жанрах, была музыкальным эксцентриком, гимнасткой, наездницей, балериной и клоуном.

Маленькой Янине очень нравилась бурная кочевая жизнь. Этот трудный, но счастливый период длился недолго. В 1923 году после продолжительной болезни умер отец. Жеймо остались практически без средств к существованию, так как выступать в цирке они больше не могли, ведь все их номера держались на главе семьи. Овдовевшая мать с четырьмя дочерьми поселилась в Петрограде. Маленькая неунывающая женская армия решила покорить эстраду и создала «Трио Жеймо». Девочки сами придумывали и ставили номера, пользовавшиеся неизменным успехом. Янина и ее любимая сестра Эля научились играть на ксилофонах, которые Янина носила на голове, чтобы меньше уставали руки. Кстати, в том, что она в 14 лет остановилась в росте, девочка винила именно ксилофоны.

Жизнь катилась своим чередом. Но Янина была недовольна работой, ей казалось, что она способна на большее. Девочка мечтала о кино, ее кумиром была Мэри Пикфорд — невысокая златокудрая звезда Голливуда. И юная Яна полагала, что она могла бы играть на сцене ничуть не хуже, а то и лучше.

По достижении 15 лет Янина поступила на ленинградский комбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» (ФЭКС), в актерскую студию под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Будущие знаменитые режиссеры, проводившие вступительные испытания и поначалу встретившие появление крохотной абитуриентки со смехом, были ею очарованы и единодушно приняли в киношколу. Актерский стаж студентки при этом насчитывал уже 12 лет. Козинцев и Трауберг стали крестными отцами Янины — первые свои роли актриса сыграла именно в их картинах.


Студенческий союз


Во время учебы в ФЭКСе пришла первая любовь. Избранником Янины вполне закономерно стал представитель манящего, бурлящего, яркого и загадочного мира — кинематографа. В 1925 г. Янина Жеймо дебютировала в кино — снялась в фильме Козинцева и Трауберга «Мишки против Юденича». На съемках картины юная актриса познакомилась с будущим мужем актером Андреем Костричкиным, старше нее на 8 лет. Это была любовь с первого взгляда. Андрей был одаренный разносторонний человек, актер немого кино, блестяще сыграл главные роли во многих фильмах. Янина тоже подавала большие надежды. Молодые люди поженились, и вскоре у пары родилась дочь, которую по настоянию отца назвали в честь мамы Яниной. Они прожили вместе почти 10 лет, но постепенно в отношениях появился холодок, чувства потускнели. Поговаривали, что Костричкин ревниво относился к творческим успехам жены. Век немого кино уже катился к закату — на смену ему шло звуковое, в котором актер не смог найти себя. Янина же легко вписалась в новые условия работы. По другой версии, причиной разрыва стала страсть Андрея к карточной игре, чего Янина категорически не принимала. В 1935 году супруги расстались. Причем внешне все происходило тихо, без надрыва и скандалов. После развода они еще иногда виделись, но постепенно встречи прекратились.


Испытание верностью


Тридцатые годы можно назвать самыми плодотворными и счастливыми в актерской судьбе Янины Жеймо. Предложения сниматься сыплются на нее дождем. Актриса работает с режиссерами Марком Донским, Александром Зархи, Львом Кулешовым. Она востребована и без остатка отдается любимому делу. После выхода на экраны фильма Лео Арнштама «Подруги» (это событие совпало с разводом с Костричкиным) на актрису обрушилась популярность, у нее появилось множество поклонников, которые забрасывали «Мосфильм» письмами, адресованными героине Жеймо Пуговице и самой Янине.

В это же время Яничка, как называли ее друзья, познакомилась с кинорежиссером Иосифом Хейфицем. Она снималась в его фильме «Горячие денечки». Иосиф Ефимович, по воспоминаниям современников, обладал редкостными душевными качествами, был тонким, остроумным, мягким и деликатным человеком, галантным, интересным и поистине красивым мужчиной, а еще талантливым блестящим режиссером. Конечно, редко какой представительнице слабого пола удается устоять перед таким воплощением женской мечты. И Янина не стала исключением. Влечение было обоюдным, но для Жеймо, на тот момент еще состоявшей в браке, измена пусть уже и нелюбимому мужу была немыслима.

Развитие едва наметившегося романа состоялось в 1938 г. Никаких преград для любви не было, оба были свободны и всецело отдались захлестнувшей их страсти. Янина и Иосиф составили красивую гармоничную пару. Хейфиц не чаял в Яничке души, ее дочь от первого брака он сразу принял в свое сердце и окружил обожаемых женщин заботой и любовью.

Иосиф уважал жену и доверял ей, а она ему. Янина наконец-то стала жить полной жизнью, с упоением осваивала новую для себя роль хозяйки большого дома и вскоре подарила мужу сына, которого назвали Юлием. Семейная атмосфера была радостной и беззаботной — настоящая ничем не омрачаемая идиллия, которая, как казалось обретшим свое счастье людям, продлится вечно. Но жизнь внезапно внесла свои страшные коррективы — началась война…

По воспоминаниям дочери Жеймо, Янины Костричкиной, отчим в то время как раз уехал в творческую командировку в Монголию, а оттуда сразу в Алма-Ату. Актриса отправила детей к нему, сама осталась в блокадном Ленинграде. Она устроила в своей квартире приют для бездомных и записалась в пожарную команду, дежурила на крыше студии «Ленфильм» — тушила зажигательные бомбы во время налетов. Вот уж где пригодились ее цирковые навыки! Одновременно она снималась в «Боевых сборниках» и агитационных лентах, выступала в составе концертной бригады в госпиталях и парках. Несмотря на жуткие условия жизни и изнуряющий бесконечный голод, Яничка сохранила бодрость духа и помогла пережить это кошмарное время многочисленным друзьям, которых неизменно подбадривала своим примером стойкости. Ее дом и горячее сердце были открыты для всех страждущих. Говорят, в это время она сдружилась с Михаилом Зощенко, у которого частенько бывала в гостях, писатель научил ее гадать на картах. Конечно, Янина мечтала увидеть близких, тосковала по ним, они с Иосифом писали друг другу нежные трогательные письма. И в 1942 г. Жеймо наконец-то эвакуировалась вместе с группой кинематографистов. Отъезжающим разрешили взять по 8 кг груза. Яничка уложила в увесистый чемодан исключительно вещи обожаемого мужа и отправилась в путь. Поездка к родным растянулась более чем на месяц. Ехали попутными эшелонами. Но что значат трудности перед лицом долгожданной встречи? Даже война отступает перед настоящей любовью.

По пути на каком-то полустанке Янина встретилась со старым знакомым Леоном Жано, польским режиссером, который с приятелем ехал в вагоне особого назначения. Друзья пригласили актрису присоединиться к ним. Жеймо согласилась и попросила взять всю ее кинематографическую компанию. Едва их вагон отъехал от станции, как в небе появились фашистские самолеты, и бомбы в мгновенье ока разнесли их прежний эшелон, все его пассажиры погибли. Так Янина и ее коллеги по счастливой случайности избежали гибели. Казалось, сама судьба бережет ее для мужа и детей.

А в Алма-Ату полетело известие, что Янина Жеймо погибла, ее заочно похоронили. Иосиф, который уже давно не видел жену, искренне горевал. Позже, считая себя вдовцом и свободным человеком, он сошелся с другой женщиной. Когда Янина наконец-то достигла цели путешествия, она была до глубины души потрясена и раздавлена предательством любимого. Измену она простить не могла! Хейфиц жестоко раскаялся в своем поступке, он умолял Яничку понять и простить его. Но она оставалась глуха к его мольбам и решительно вычеркнула неверного мужа, обманувшего ее доверие и растоптавшего их любовь, из жизни. Она до конца своих дней так и не смогла простить Хейфица и позже даже настояла на том, чтобы их сын взял ее фамилию. Эта драма стала самой трагичной страницей жизни Янины Жеймо.

Затаив обиду в душе, внешне же никак не проявляя обуревавших ее чувств, актриса скоро не выдержала напряжения — она погрузилась в отчаянную депрессию. Янина не могла есть, говорить, дышать, не узнавала знакомых, не понимала, где находится. У актрисы началась избирательная амнезия, ее практически парализовало. Друзья всерьез опасались за жизнь несчастной и никак не могли вытянуть ее из трясины. И все в один голос позже говорили, что их милую Яничку спасло чудо.


Уют домашнего очага


У этого чудо несколько составляющих. Психиатр, лечивший актрису, зная, что причина ее болезни — саднящая душевная рана, решился на хитрость и применил последнее средство — плацебо. Он полагал, что главное — дать больной веру в исцеление. Врач вручил пациентке пузырек с микстурой и сказал, что здоровье полностью восстановится, как только она допьет последние капли лекарства. Когда средство кончилось, Янине действительно стало легче. Вне себя от радости, она кинулась благодарить эскулапа. Каково же было удивление актрисы, когда врач ответил, что ей помогли сила воли и жажда жизни, и признался, что в бутылочку он налил обычную воду из-под крана!

Но чудо исцеления было бы невозможно, не окажись рядом тот, кто станет для Жеймо надежной пристанью и последней любовью. Это уже упоминавшийся Леон Жано, который давно тихо и безнадежно любил Янину, ничего не требуя взамен. Узнав, какая беда приключилась с боготворимой им женщиной, он решительно вошел в ее жизнь. Леон с трогательной заботой и самоотверженностью ухаживал за своей звездой и вытащил ее из мрака отчаяния. Его любовь встала стеной между Яниной и смертью и подарила актрисе все, о чем только может мечтать женщина. Вскоре Леон предложил Янине руку и сердце, и она с благодарностью согласилась стать его спутницей жизни.

Окончательно же прийти в себя и легко идти по жизни, отринув груз прошлых лет, Янине помогла… Золушка. Сценарист и кинодраматург Евгений Шварц, искренне восхищавшийся Жеймо и ее талантом, предложил режиссеру «Ленфильма» Надежде Кошеверовой снять фильм по сказке Перро с Яничкой в главной роли. Надежда Николаевна сразу согласилась, так как тоже очень хотела помочь мужественной актрисе, не сломленной ударами судьбы. Фильм имел оглушительный успех. «Золушка» увенчала творческую биографию Жеймо, стала ценнейшим алмазом ее киноколлекции. Леон бурно восхищался работой жены и так искренне радовался за нее, что Янина поняла: он — ее настоящий принц, путь к которому был так труден, извилист и полон испытаний.

Позже семья переехала в Москву. Но жизнь осложнялась тем, что Леон все никак не мог найти достойную работу. Он все чаще говорил об отъезде в Польшу. Янина упорно не хотела его слушать, мысль о разлуке с родиной печалила ее. Тем более вышла замуж дочь, родилась внучка, которую по уже ставшей семейной традиции назвали Яниной.

Но в 1957 году Янина Болеславовна все-таки уступила Леону и покинула СССР, забрав сына. В Польше она провела последние 30 лет жизни, помогала мужу работать, сама никогда больше не снималась, последовательно отклоняя все поступающие предложения. Яничка наконец-то познала настоящее счастье. Но отчаянно тосковала по родине, дочери и внучке и очень радовалась приезду коллег из Союза, с которыми говорила ночи напролет, вспоминая былое.

Янина часто сидела в одиночестве в кафе с говорящим названием «На распутье» — пила кофе, курила и о чем-то размышляла, пристально вглядываясь вдаль.

Умерла актриса 29 декабря 1987 года. Она завещала похоронить ее на родине. Любящий муж выполнил последнюю волю жены — Янина Жеймо покоится на Востряковском кладбище в Москве. На ее могиле до сих пор круглый год лежат свежие цветы.


ОЛЕГ РЯЗАНСКИЙ
Первая крымская N 528, 4 ИЮЛЯ 2014/10 ИЮЛЯ 2014


Добавить комментарий к статье




Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru