Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Я стану писателем. Вера Панова


Понять детскую душу
Русские писатели
Знаменитые женщины по имени Вера

Вера Панова Современному читателю имя писателя Веры Пановой почти незнакомо. Зато зрители, в особенности любители кино, наверняка смотрели фильмы, снятые по ее произведениям, ведь кинокартины "Сережа" (1960), "Евдокия" (1961), "Поезд милосердия" (1964), "Рано утром" (1965), "Рабочий поселок" (1965), "Мальчик и девочка" (1966), "Вылет задерживается" (1974), "На всю оставшуюся жизнь" (1975) показывают по ТВ регулярно.

Родилась Вера Панова 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Мать Вера Леонидовна была дочерью учительницы музыки, а отец Федор Иванович происходил из преуспевающей купеческой семьи. Этот брак не был одобрен родственниками отца, так как женился он на бедной девушке и не принес в семью богатого приданого, как того ожидала поиздержавшаяся к тому моменту родня. В результате уже в детстве Верочка чувствовала, что их семья для отцовской родни "второй сорт".

Отец был человеком одаренным, имел хорошее образование, знал коммерцию и банковское дело, владел тремя европейскими языками и вполне достойно обеспечивал семью. Любитель речного спорта, Федор Иванович основал в Ростове яхт-клуб и собственными руками построил яхту для себя. Однажды его судно перевернулось, а выплыть Федор Иванович не смог. Утонул он на глазах у молодой жены. Вере тогда было пять лет, а ее брату всего год. Семья осталась без средств к существованию, и мать была вынуждена пойти работать конторщицей.

Из детства Вера Федоровна вынесла сострадание к простым, "маленьким" людям, которые не знали "ни хорошего обхождения, ни человеческой обстановки, ни грамоты". Для них копейка – это деньги, а покупная детская игрушка – непозволительна роскошь. И уже тогда она поняла, какое огромное влияние на формирование ребенка могут оказать взрослые, находящиеся рядом, и как потом детские впечатления и воспоминания "отыгрывают" в зрелые годы.

Серьезного и фундаментального образования Вере из-за скудного финансового положения семьи получить не удалось. Однако девочка рано выучилась читать и с упоением глотала книги одну за другой. Уже в детстве она решила, что обязательно станет писателем.

Потом последовали Первая мировая война, Октябрьская революция, гражданская война. Город переходил из рук в руки. И все эти события сопровождали голод и болезни. Многочисленные бытовые тяготы и хозяйственные заботы легли на юные Верины плечи. В 17 лет она решила пойти работать и устроилась в редакцию газеты "Трудовой Дон". Так журналистика стала ее первой профессией. Затем были издания "Советский Юг", "Ленинские внучата" и др. События, литературная среда и впечатления тех лет позже стали основой "Сентиментального романа" (1958).

Весной 1925 года Вера Панова вышла замуж за Арсения Старосельского, секретаря редакции "Молодой рабочий". Поначалу жили они легко и весело. Муж помогал Вере вырабатывать правильную, без ростовского жаргона речь и прививал вкус к современной литературе. В 1926 году у них родилась дочь Наташа. Однако вскоре отношения супругов дали трещину, Вера поняла, что полюбила другого человека. Им стал Борис Вахтин – журналист, приехавший в Ростов из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

О расставании с Арсением Вера и думать боялась, но без Вахтина жизнь ей была уже не в радость. К решительному шагу ее подтолкнула болезнь – вовремя не диагностированный аппендицит дал тяжелое осложнение. Перед отъездом в больницу Вера решила попрощаться с Борисом. Их счастью было отведено меньше 10 лет. За это время у супругов родилось двое сыновей – Борис и Юрий, а семья была любящей и дружной.

В феврале 1935 года Б. Вахтина арестовали по обвинению в троцкизме и отправили в лагерь на Соловки. И хотя им удалось увидеться в сентябре 1936 года, но ужас трагедии уже ничем было не смягчить. Борис погиб. Его реабилитировали после ХХ съезда…

Вера лишилась работы. Вдобавок она почувствовала отчужденность многих друзей и знакомых, которые стали сторониться жены "врага народа". "Невиновных не сажают", – нередко говорили те, кто потом сам оказывался за решеткой. В. Панова перебивалась временными заработками, прокормиться было все сложнее.

В 1937 году Вера Федоровна с тремя детьми и мамой обосновалась у знакомых в селе Шишаки на Украине, где можно было найти пропитание и хоть немного укрепить здоровье близких. Там она написала пьесу о военных событиях в Испании и отправила ее на имя Сталина. А потом сама ужаснулась тому, что сделала, тем более что, по ее собственному признанию, произведение было слабое. Но дело пошло, и в итоге рукопись переслали на рецензию драматургу и писателю А.Я. Бруштейн. Та написала Вере. Отзыв был критическим и справедливым, но очень доброжелательным. Заканчивался он приглашением к личному знакомству в Москве.

Конечно, в сельской местности литературной работы для В. Пановой не было. Да и контактировать с писательской средой двух "культурных столицы" издалека было сложно. И, заручившись поддержкой участливых людей, в 1940 году Вера Федоровна вместе с дочерью отправилась в Ленинград, чтобы найти "свою синюю птицу". А побывав в Москве, разыскала А.Я. Бруштейн. Позже она писала Александре Яковлевне: "Вспоминала, как я к Вам пришла первый раз, и второй, и третий, как Вы меня обласкали и как мне было тепло от Вашей ласки. И как Вы меня поставили на ноги, и пошла я по тернистому пути литератора. Спасибо Вам еще и еще".

Две пьесы В. Пановой – "Илья Косогор" (1939) и "В старой Москве" (1940) – были премированы на драматургических конкурсах, ими заинтересовались театры, начались репетиции. Казалось, жизнь начала налаживаться, и Вера Федоровна работала легко и радостно. Однако радужные планы разрушила война – фашистская Германия напала на Советский Союз.

Пушкин, где в тот момент жила Вера Федоровна с дочерью, пустел. Добраться до Ленинграда они не успели. А в сентябре 1941 года в город вошли фашисты. Пропитания почти не было, и будущее выглядело пугающим. В. Панова решила, что лучше всего будет попытаться воссоединиться с семьей, и вместе с дочкой и престарелой хозяйкой квартиры отправилась в путь, на Украину. Страшно даже представить, что им пришлось увидеть и пережить по дороге, но каким-то чудом эти мужественные женщины достигли цели и зимой оказались на Полтавщине в Шишаках. Наконец-то рядом с Верой Федоровной были все ее дети и мать. Но там их ждал ад оккупации.

После освобождения Украины Вере Федоровне с семьей удалось перебраться в Пермь и устроиться на работу в газету и на радио. "На каждом шагу мне в жизни попадались хорошие люди, и сколько добра я видела от них! И сквозь все прожитые мною годы мне сияет это добро. Сияет и напоминает, как мало я сама делала людям, какой на мне лежит громадный долг". Поддерживали В. Панову и мастера отечественной литературы – М. Козаков, А. Твардовский, К. Симонов, Б. Горбатов, К. Чуковский.

Первый шумный успех и известность В. Пановой принесла повесть "Спутники", опубликованная в первый послевоенный год. В 1944 году Веру Федоровну командировали в образцовый военно-санитарный поезд с тем, чтобы она написала брошюру о деятельности его коллектива для передачи опыта другим санитарным составам. Во время порожних рейсов к ней в купе по очереди приходили врачи, медсестры, санитарки, рабочие, и каждый из них рассказывал свою историю. Перед Пановой вставали совершенно разные характеры и судьбы, но объединяло этих людей одно общее дело – благородное служение, "подвиг любви и милосердия". В результате, помимо брошюры, родилась документальная проза Пановой. Писатель А. Фадеев, автор "Молодой гвардии", записал про "Спутников" в своих дневниках: "Прекрасная, чистая и суровая, правдивая и поэтичная повесть".

В 1946 году В. Панова переехала в Ленинград, а в 1948 году ей наконец-то удалось получить отдельную квартиру и обустроить быт. Третьим мужем В. Пановой стал Давид Яковлевич Дар (1910-1980) – журналист и писатель, который во время войны был офицером-разведчиком. Он и в мирные дни оставался человеком смелым, не боялся выступать в защиту И. Бродского и А. Солженицына. В одном из интервью Бродский сказал о нем: "Для ленинградцев его писательское дарование заслонялось гениальностью его личности".

Вера Федоровна была человеком сильным, стойким и мужественным. Знавшие ее отмечали, что в ней чувствовалось внутреннее ядро, цельность натуры. И у нее было четкое представление о том, что хорошо и что плохо. Эта принципиальная нравственность не давала ей стать конъюнктурщиком - "писателем системы". И даже когда громили ее роман "Кружилиха" (1947), она не пошла на попятную.

В.Ф. Панова не вступала в Коммунистическую партию, не участвовала в политических акциях и открыто не критиковала советскую власть, хотя многое пережила и многое понимала. Зато она с удовольствием работала в Союзе писателей и поддерживала творческую молодежь, радуясь появлению новых талантов. В их числе были А. Битов, В. Конецкий, Ю. Казаков, а С. Довлатов даже работал у нее литературным секретарем.

Строгой и требовательной В.Ф. Панова была в первую очередь к себе. Она собирала "горы материала", тщательно подбирая даже такие детали, как имена и фамилии героев. Вера Федоровна рассказывала, что в своих произведениях складывала "факт к факту, лицо к лицу, так дети складывают картинки из кубиков", "перетасовывала куски и кусочки" рукописи, и это давало ей "возможность описывать жизнь во всех ее проявлениях". Она писала так, как ей хотелось, а не подстраивалась под критиков.

Вера Панова была лауреатом трех Сталинских (Государственных) премий – за книги "Спутники", "Кружилиха" и "Ясный берег". Однако важнее ей было одобрение читателей, их суд и искренние, простодушные отзывы.

Однажды в такси шофер показал ей только что изданный роман "Времена года" и спросил: "Вы за эту книгу получили премию?". "Нет, за другие", – ответила писательница. "Ну, это напрасно", – продолжил мужчина. А затем пояснил, что других книг В. Пановой не читал, а за эту бы наградил обязательно, так как она интересная и правдивая.

В. Панова была уверена, что произведение должно нравиться самому автору, иначе он просто не имеет права представлять его другим людям. И публиковать можно лишь то, что принесет радость хотя бы нескольким читателям.

Действующие лица сочинений В. Пановой – люди разных профессий: медики, рабочие, крупные руководители, домохозяйки, доярки, агротехники, животноводы, учителя… При этом герои – живые, неоднозначные и многомерные люди, а не "образы и символы". В. Панову, как автора, занимает внутренний мир человека – глубокий и объемный. Она показывает, как тонка грань между светлым и темным, высоким и низким в людях, как контрастируют самопожертвование и эгоизм, доброта и черствость, участие и равнодушие. В.Ф. Панова – адвокат своих персонажей, она верит в лучшее в людях, и даже самые драматичные ее произведения все равно жизнеутверждающие.

У Веры Федоровны было особое, очень уважительное отношение к тем, кому были адресованы ее произведения: "Нужно верить в мыслительные способности читателя. Если писатель чего-то не досказал, читатель мысленно доскажет сам, на основании собственного опыта. Когда же все, до последних деталей, разжевано и выболтано – читатель не находит работы для своей мысли и начинает скучать за книгой. А ведь давным-давно сказано, что все произведения искусства хороши, кроме скучных".

Читатели, в свою очередь, настолько доверяли В. Пановой, что неоднократно обращались к ней за советом и помощью. И почти все просьбы, переживания и горести находили отклик в ее душе, хотя, конечно, она не была экспертом в вопросах медицины, воспитания, сельского хозяйства и т.п. Вера Федоровна вступала в переписку, соглашалась на встречи, искала выходы из сложных ситуаций чужой судьбы. И если ей приходилось отвечать "не знаю", чувствовала ужасную неловкость.

Впервые перенести прозу Веры Пановой на экран решились молодые тогда режиссеры Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Им очень понравилась только что опубликованная повесть "Сережа", в центре которой история пятилетнего мальчика.

Кинематографисты позвонили автору в Ленинград и попросили ее написать сценарий для их будущей картины. Но Панова ответила, что ей некогда, да и сценарии писать она не умеет, и предложила начинающим мастерам обойтись своими силами. Таланкин и Данелия взялись за дело. Опытный редактор посоветовала им поставить на сценарий и фамилию Пановой, прежде чем нести его на утверждение директору студии "Мосфильм". Авторство известного человека увеличивало шансы запуска картины в производство. Однако визировать сценарий ответственная Вера Федоровна не спешила. Она тщательно изучила рукопись и предложила внести поправки.

Г. Данелия рассказывает: "Не так плохо, как я ожидала, – сказала Панова. – Но подпись под этим в таком виде я не поставлю… "Навстречу проехал автобус с пионерами, и они закричали: "Обогнали! Обогнали!" Ну как же так можно, товарищи?! Навстречу проехали – и обогнали! Может быть, все-таки мимо проехали? А?" Все замечания писательницы были приняты, и Панова поставила свою подпись.

Позже положительный отзыв Пановой о картине сыграл в судьбе фильма немалую роль, так как поначалу картину начальство сочло неудачной. Впрочем, зрители фильм полюбили. Да и специалисты его высоко оценили – картина получила призы на кинофестивалях в Карловых Варах, Каннах, Акапулько, Ванкувере, Салониках…

Следующий сценарий Панова уже писала сама. Уговорил ее на этот шаг маститый режиссер Сергей Герасимов, который искал материал для своей ученицы – Т. Лиозновой. Сотрудничество с кинематографистами было таким вдохновляющим, а помощь С.А. Герасимова такой мудрой, поучительной и щедрой, что Вера Федоровна легко вошла в орбиту кинематографии. А результатом стал замечательный фильм "Евдокия" – повесть о рабочей семье, приютившей обездоленных детей-сирот. После удачного опыта В. Панова стала кинодраматургом.

Здоровье Веры Федоровны было подорвано лишениями и тяготами прожитых лет. В 1967 году она перенесла тяжелый инсульт и так и не смогла после него оправиться. Тем не менее работала В. Панова до последних дней. Но полностью ее мемуары "О моей жизни, книгах и читателях" были опубликованы уже после ее смерти.

В.Ф. Пановой не стало 3 марта 1973 года. Она похоронена в поселке Комарово, который теперь входит в Курортный район Санкт-Петербурга. На доме, где она жила, установлена памятная доска из гранита.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 18.02.2014


Добавить комментарий к статье




Понять детскую душу
Русские писатели
Знаменитые женщины по имени Вера


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru