Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Джемма Фирсова. Личное отношение


Российские актеры

"Я еще в школе, когда училась, думала о том, как прожить свою жизнь так, чтобы в этом мире вокруг меня было светлее и лучше".


Джемма Фирсова


Джемма Фирсова Говорят, что воля должна быть предметом гордости больше, нежели талант. У Джеммы Фирсовой было всего вдоволь – и таланта, и воли, и душевных сил, и ума. Необычайно привлекательная внешне, она притягивала и внутренней красотой. Ее называли "глубинной ведьмой", "пришельцем", "странно красивой".

Джемма Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде, где ее отец, будучи военным строителем, командовал инженерно-саперным батальоном. С той поры она запомнила великолепные голубые мечети, дорожную пыль, янтарный виноград… А с 1941 по 1945 гг. ее детством стала война. Родители, спасая дочь от открывшегося туберкулеза, возили ее с собой по фронтам, чтобы иметь возможность обеспечить ребенку нормальное питание. Девочке сшили военную форму, подстригли, и стала она похожа на мальчика. И картины вокруг пошли совершенно иные, страшные. Они остались в душе Джеммы навечно. А затем был Кенигсберг (ныне Калининград), город-сказка, с садами и замками, где начался следующий этап ее жизни.

Самообразованием Джемма занялась с раннего возраста, наметив собственную программу изучения истории, философии, литературы, искусства, географии… И уже в 11 лет она знала, что станет режиссером.

Этот путь указал ей товарищ отца и мастер отечественного кино М.И. Ромм. Узнав, что девочка увлекается многим (музыкой, живописью, литературой и т.д.), он сказал, что единственная профессия, которая это объединяет, – кинорежиссура. И Джемма закончила ВГИК.

Однако режиссеры-постановщики не могли пройти мимо красоты и актерского дарования Д. Фирсовой. По ее собственному признанию, она играла в фильмах у тех, кто был ей близок и интересен. В ее актерской фильмографии "Алые паруса" (1961 г., мать Грея), "Война и мир" (1965 г., Катиш), "Вечер накануне Ивана Купала" (1968 г., ведьма), "Белая птица с чёрной отметиной" (1970 г., сельская колдунья Вивдя), "Это сладкое слово — свобода!" (1972 г., Эллен Каррера), "Черная береза" (1977 г., врач Антонина Ивановна) и другие работы. И даже если роли были совсем маленькими (а их нередко сокращали еще и потому, что она затмевала главных героев), не заметить Джемму Сергеевну на экране было невозможно.

Но всегда, если надо было выбирать, она отдавала предпочтение собственным проектам. И документальное кино привлекало Д. Фирсову значительно больше, нежели художественное. Она называла его "живым и настоящим". При этом она всегда очень глубоко вникала в то, что делает, и всесторонне изучала тему. Так, из просмотра кинохроники появился четырехсерийный фильм "Зима и весна сорок пятого" (1972 г.) не просто о Великой Отечественной, а о Второй мировой войне. Затем она сделала "Битву за Кавказ" для знаменитой эпопеи "Великая Отечественная/Неизвестная война" (1979 г.).

Фильм "Предупреждение об опасности" (1983 г.) для Джеммы Сергеевны был знаковым. Его основной посыл – гонка вооружений, последствием которой может стать ядерная война, не даст шанса никому на этой Земле, поэтому необходимо мирное сосуществование. Когда случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС, она стала экспертом-координатором по непосредственным причинам аварии и связующим звеном между учеными и журналистами.


В загадке снов – таинственный исток
Что смог рекой забвения излиться…
Так спит в зерне пленительный цветок,
Так в каждом атоме Вселенная таится,
Так спит в своем творенье светлый Бог
И видит сны, не чая пробудиться…
Как охранить в зерне красу цветка,
А в атоме – гармонию Вселенной?
Как сон Господень уберечь, пока
Он в этой оболочке хрупко-тленной?...

Джемма Фирсова

Вообще Д.С. Фирсову невозможно вместить в определенные рамки – так много граней у нее было. Она режиссер, актриса, общественный деятель, журналист, главный редактор Госкино СССР по военно-патриотическим игровым фильмам, публицист, поэт, лауреат всевозможных наград и премий, эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев, организатор фотовыставок, член жюри кинофестивалей…

Мне посчастливилось общаться с Джеммой Сергеевной. Она называла меня "Молодая старая подруга", и когда включила меня в свой "ближний круг", я, признаться, немного робела.

Но оказалось, что это очень душевный, участливый, внимательный и нежный человек. И никакого высокомерия и тем более "звездности". Все ее звания, регалии, достижения ни коим образом не влияли на то, как она контактировала с людьми. При этом Д. Фирсова тонко чувствовала, к кому какой подход должен быть. Хотя в работе она была и принципиальной, и суровой до жесткости, и даже резкой. И если за что-то бралась, то результат всегда был великолепный. Сейчас это называют перфекционизмом.

Любимым человеком для Д. Фирсовой стал Владислав Микоша (1909-2004) – легендарный кинооператор, фотохудожник и фотокорреспондент, классик отечественной документалистики, народный артист СССР. Он запечатлел на пленку спасение экспедиции "Челюскина", разрушение Храма Христа Спасителя и открытие комплекса ВСХВ (ВДНХ-ВВЦ), создал кинолетопись Великой отечественной войны (снимал оборону Одессы, бои за Севастополь и Кавказ, освобождение Польши, Болгарии, Румынии и многое другое), а затем Парад Победы на Красной площади, восстановление Европы и многочисленные события мирной жизни. В его объектив попадали И. Сталин, В. Чкалов, Б. Шоу, М. Цзэдун, Д. Кеннеди, Н. Хрущев, Ю. Гагарин, Г. Уланова, Е. Максимова… Его называли "поэтом с кинокамерой" – так выразительны были снятые им кадры.

Джемма Сергеевна рассказывала, что сначала услышала восторженные отклики об операторе В. Микоше от одной из преподавательниц ВГИКа, потом увидела снятые им кадры, которые привели ее в восхищение, и поняла, что это "ее человек". Затем были личное знакомство, совместная работа и долголетний брак. И несмотря на значительную разницу в возрасте, пара эта была на редкость гармоничной. Неслучайно Д.С. Фирсова давала два определения любви: "Любовь – это когда двое вместе намного интереснее, чем по одному" и "Любовь – это когда люди врастают друг в друга". Он был для нее учителем, другом, соратником, мужем. Вместе они, в частности, создали документальный фильм "Встреча с Джокондой" (1974 г.), кадры которого стали хрестоматийными.

Для всех, кто знал и любил Джамму Сергеевну, ее неожиданный уход 8 мая 2012 года явился шоком. Жить она собиралась долго, и планов творческих у нее было огромное количество. Да и не выглядела она пожилым человеком, уставшим от суеты. Напротив, была активной и подвижной, общительной и юморной. Когда мы с ней шли где-нибудь по крутой и плохо освещенной лестнице и я предупреждала: "Осторожно!", она весело отвечала: "Не беспокойтесь, бабулька в порядке!" А я тут же парировала, что никакой бабульки поблизости не наблюдаю. Она оставалась стройной, подтянутой, с ровной спиной, ходила быстро и часто – с нелегким рюкзачком, нередко одевалась в джинсы и свитера, что очень резко отличало ее от старушек.

С ней можно было беседовать на самые разные темы. А когда я как-то удивилась ее подробным расспросам по теме, которая, как мне казалась, не могла быть ей интересна, она заметила: "Если вы еще не поняли, я очень любопытная!" И это было любопытство не обычное, обывательское, от скуки, а любопытство, если можно так выразиться, в высшем смысле, когда в нем выражается открытость миру, интерес к людям и жадность узнавания нового. Она любила цветы, радовалась обновкам, могла похвалиться украшениями, как обычная женщина.

Иногда, если мы с ней не сходились во мнении по какому-нибудь вопросу, она с горячностью произносила: "Не спорьте со мной, я старая дура!" На что я тут же отвечала, что спорить буду обязательно – по поводу формулировки "старая". Естественно, диалог продолжался со смехом.

Джемма Сергеевна говорила, что в жизни нет ничего случайного. И действительно, порой происходили просто удивительные вещи. Однажды она дала мне несколько книг со своими стихами и сопроводила их фразой: "Подарите тому, кому захочется!" Через некоторое время на одном из сайтов в интернете я увидела сообщение от женщины, в котором она сетовала, что давно хочет иметь сборник стихов Д. Фирсовой, но достать его ей никак не удается. Я связалась с ней и выслала две книжки, потому что иначе поступить было невозможно.

Д. Фирсова никогда не была равнодушной, а занимала активную – гражданскую и человеческую – позицию. Ее необычное имя, как у героини романа "Овод", было своего рода паролем.

Однажды я наблюдала такой показательный эпизод. К ней обратился автор, фильмы которого по каким-то организационным причинам не были допущены к показу на одном из важных "киношных соревнований". "Выберите один самый хороший фильм, позвоните вот по этому телефону и скажите, что от меня. Вас обязательно включат в программу", – тут же отреагировал она.

Джемма Сергеевна считала, что документальное кино – это очень важная составляющая не только кинематографа, но и существования современного человека вообще. Поэтому она стала одним из создателей и вдохновителей Московского клуба документального кино "Окно в Россию. Связь времен", который теперь носит имя двух Микош – Джеммы и Владислава. А последним фильмом Д. Фирсовой оказалась документальная лента "Владислав Микоша: остановивший время" (2009 г.).

В каждом в живом существе горит искра Божья, и она бессмертна. Так считала Джемма Сергеевна Фирсова.

Так оно и есть…


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 23.12.2013


Добавить комментарий к статье




Российские актеры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru