Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Рассказы о Токио
Прага - настоящий рай для любителей шопинга

Биография Льва Владимировича Кулешова


Российские режиссеры
Биографии режиссеров

Советский кинорежиссер, теоретик кино, педагог Лев Владимирович Кулешов родился 13 января (1 января по старому стилю) 1899 года в Тамбове. Среднее образование получил в Тамбовском реальном училище.

В 1914 году Кулешов с матерью переехал в Москву, где начал брать уроки живописи.

В 1915 году он поступил в первый класс Строгановского художественно-промышленного училища (сейчас Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).

В течение 1916-1918 годов Кулешов был вольнослушателем на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (впоследствии Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова).

В 1916 году он поступил художником-оформителем на кинофабрику акционерного общества "А. Ханжонков и К°". Здесь Кулешов работал на последних картинах режиссера Евгения Бауэра – "За счастьем", "Король Парижа" и др.

Свою деятельность в кинематографе Кулешов начал с теоретических и экспериментальных поисков методов нового искусства. В 1918 году он осуществил первую самостоятельную постановку фильма "Проект инженера Прайта", где применил многие приемы съемки и монтажа американских детективов.

После режиссерского дебюта Лев Кулешов возглавил секцию хроники и перемонтажа только что образованного Всероссийского фотокинематографического отдела Наркомпроса (впоследствии "Совкино").

Примерно в это время Кулешов проделал знаменитый монтажный эксперимент, чередуя один и тот же кадр – крупный план человека – с различными другими кадрами. В монтажной взаимосвязи эти кадры приобретали разный смысл, переживания человека на экране становились различными. Позже этот опыт получил название "эффект Кулешова".

Получили известность и три других эксперимента режиссера: "Творимая земная поверхность", "Творимый человек" и "Танец".

В 1919 году в Москве была организована Первая государственная школа кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова). Здесь Лев Кулешов возглавил учебную мастерскую, создав свой класс кинонатурщиков.

Его мастерская стала центром экспериментов и поисков новых форм кинематографии. Постепенно сформировался знаменитый "коллектив Кулешова", куда вошли его ученики: Всеволод Пудовкин, Александра Хохлова (ставшая впоследствии его супругой), Владимир Фогель, Леонид Оболенский, Сергей Комаров, Андрей Горчилин, Порфирий Подобед, Петр Галаджев и другие.

С их участием в 1920 году Лев Кулешов снял агитационный фильм "На красном фронте".

Осенью 1922 года Кулешов с учениками своей мастерской создал филиал школы кинематографии.

В 1924 году силами "коллектива Кулешова" была поставлена картина "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", ставшая первым игровым фильмом, в котором были применены все основные кинематографические средства выразительности.

Следующими постановками Кулешова стали фантастическая лента "Луч смерти" (1925) и камерная драма "По закону" (1926), созданная по рассказу Джека Лондона, которая считается одним из шедевров мирового кино. Также в числе постановок режиссера 1920-х годов — "Ваша знакомая" (1927), "Веселая канарейка" (1928), "Два — Бульди — два" (1929).

В 1932 году Кулешов поставил свой первый звуковой эксперимент — фильм "Горизонт".

Вершиной творчества режиссера стал созданный им в 1933 году "Великий утешитель" по мотивам рассказов О. Генри, явившийся синтезом его экспериментальных изысканий.

В период с 1930 по 1941 год Кулешов снял фильмы "Сорок сердец", "Сибиряки", смонтировал материал фильма "Случай в вулкане", во время войны поставил "Клятву Тимура" (1942) по сценарию Аркадия Гайдара.

В 1943 году вышел последний фильм Кулешова "Мы с Урала".

В 1944 году Лев Кулешов был назначен директором ВГИКа. В 1946 году он перешел на должность заместителя по творческим вопросам, возглавляя при этом кафедру кинорежиссуры. С этих пор Кулешов занимался, в основном, педагогической работой во ВГИКе, выпустил вместе с Александрой Хохловой несколько режиссерских мастерских.

В октябре 1962 года ретроспектива фильмов Льва Кулешова была продемонстрирована в Париже.

В 1966 году Кулешов входил в состав жюри на Международном кинофестивале в Венеции, а в 1967 году он в качестве почетного гостя посетил Лейпцигский фестиваль документальных фильмов.

Лев Кулешов – автор исследований по теории и практике киноискусства. Его перу принадлежат книги "Искусство кино" (1929), "Репетиционный метод в кино" (1935), "Практика кинорежиссуры" (1935), "Основы кинорежиссуры" (1941), "Кадр и монтаж" (1961).

В 1946 году за книгу "Основы кинорежиссуры" ему была присвоена степень доктора искусствоведения.

Кулешов — народный артист РСФСР (1969), он был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.

Режиссер скончался 29 марта 1970 года в Москве.

Лев Кулешов был женат на актрисе и режиссере Александре Хохловой, которая была его лучшей ученицей, музой, сорежиссером, помощником. Долгое время вместе с мужем она преподавала во ВГИКе курс режиссуры.


РИА Новости 13.01.2014


Добавить комментарий к статье




Российские режиссеры
Биографии режиссеров
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru