Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Шопинг в Париже
10 лучших блюд тайской кухни

Сердце на кончике кисти. Художница Остроумова-Лебедева


Биография Остроумовой-Лебедевой
Мир искусства
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые женщины по имени Анна

"Чудо Михайловского парка. На зеленой траве – золотые полосы солнца. Золотые полосы под темными шатрами деревьев. Еще раз понял, какой прекрасный, истинно петербургский художник Остроумова-Лебедева"

Юрий Нагибин "Дневник".


Анна Петровна Остроумова-Лебедева Эту запись писатель оставил в 1958 году, уже после кончины художницы. До сих пор А.П. Остроумова-Лебедева остается одним из ярчайших и самобытных отечественных живописцев.

Анна Петровна родилась в Санкт-Петербурге 5 (17) мая 1871 года. Ее отец Петр Иванович Остроумов (1839 – 1913), человек образованный и высокопоставленный, был товарищем (заместителем) обер-прокурора Священного синода (высшего органа управления Русской православной церкви), а затем сенатором (членом высшего органа государственной власти). В семье было шестеро детей, и мать Мария Клементьевна занималась их воспитанием и вела дом.

Девочка с детства увлекалась рисованием и резьбой по дереву. Домашние считали это странностью, но занятиям тихого, застенчивого и мечтательного ребенка не препятствовали. Однако когда Анна решила полностью посвятить себя изобразительному искусству, то поддержки у родителей не нашла. Напротив, отец посчитал, что зарабатывать на жизнь искусством ужасно, а мать пугало то, что во время учебы придется рисовать обнаженных мужчин.

Тем не менее, девушка получила всестороннее художественное образование (по классам гравюры и живописи) – сначала в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, а затем в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств.

16 сентября 1892 года она записала в своем дневнике: "Я в Петербурге, я в Академии, я начинаю новую жизнь!" А позже вспоминала, как интересны ей были большие здания, огромные классы, темные коридоры и уходящие вверх и вниз винтовые лестницы альма-матер. И признавалась: "Я начала рисовать, потому что какая-то сила толкала меня начать рисовать. Работаю, потому что не могу не работать…"

Ее учителями были такие известные мастера и знаменитые педагоги, как В.В. Матэ (русский художник, гравер), П.П. Чистяков (по выражению В.А Серова – "истинный учитель незыблемых законов формы"), К.А. Савицкий (передвижник, мастер жанровой живописи), И.Е. Репин. С Ильей Ефимовичем отношения у Анны Остроумовой складывались непростые: "Милый Репин! Я то люблю его, то ненавижу! Интересно его видеть, когда он работает. В блузе, лицо совсем меняется, ничего не видит, кроме натуры, чувствуется сила в нем, и вместе с тем он почему-то возбуждает во мне жалость".

По совету И.Е. Репина осенью 1898 года Анна отправилась в Париж, где в мастерской ведущего колориста того времени Дж. Уистлера продолжила совершенствовать свое мастерство. В 1899 году она вернулась в Россию и стала членом художественного объединения "Мир искусства", весьма модного и прогрессивного.

Именно тогда она решила посвятить себя деревянной печатной гравюре (ксилографии). И в 1900 году, представив на конкурс 14 гравюр, Остроумова получила от Академии художеств звание "художник".

Правда, члены жюри не сразу смогли разобраться в достоинствах ее работ – уж очень необычными они были для того времени, когда цветной гравюры в России просто не существовало.

"Самым близким натуре Остроумовой средством художественного выражения является гравюра на дереве, но и все остальное, что она создала, будь то масляные картины и портреты, акварели и литографии, – все носит отпечаток ее яркой индивидуальности" – так отзывался об Анне Петровне А.Н. Бенуа – русский художник, художественный критик и основатель объединения "Мир искусства". А сама она писала про гравюру: "Я ценю в этом искусстве невероятную сжатость и краткость выражения... Край линии обуславливается острым краем вырезанного дерева и не смягчается, как в офорте… Сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям… А как прекрасен бег инструмента по твердому дереву. Доска так отшлифована, что кажется бархатной, и на этой блестящей золотой поверхности острый резец стремительно бежит, и вся работа художника – удержать его в границах своей воли".

Пожалуй, только две дамы в отечественной истории ХХ века получили всеобщее признание как граверы – первой была А.П. Остроумова, а второй – В.Д. Бубнова. Интересно, что они даже родились они в один день (Бубнова только на несколько лет позже). И пусть это лишь совпадение, но какой-то тайный знак в нем есть.

Анна Петровна не слыла красавицей, но была необычной и многогранно одаренной женщиной. А. Н. Бенуа вспоминал, что когда впервые увидел Анну Остроумову, то это была барышня небольшого роста в пенсне, которая в Эрмитаже копировала картину Рембрандта. Он не только не воспринял художницу-любительницу всерьез, но еще и посчитал, что замысел ее слишком дерзок, а задача явно не по силам. Удивление его было безмерным, когда он затем узрел потрясающий результат.

За мягкостью и некоторой степенью неуверенности Анны Петровны скрывался твердый характер. И хотя она была человеком добрым, но в общении прямой и искренней.

Думается, не случайно ее любили рисовать другие художники. Так что мы можем не только любоваться произведения самобытной художницы, но и видеть, какой она была в глазах других мастеров кисти и красок. До нас дошли такие работы: Ф. Малявин "Портрет художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, 1896 г.", В. Серов. "Портрет художницы А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1899", К. Сомов "Портрет Анны Петровны Остроумовой, 1901 г.", К. Сомов "Портрет А. П. Остроумовой-Лебедевой. 1909 г.", Б. Кустодиев "А.П. Остроумова-Лебедева, 1910 г."

В 1905 году Анна Петровна вышла замуж за своего кузена Сергея Васильевича Лебедева (1874-1934), давно влюбленного в нее. Для Сергея Васильевича это был второй брак, а для Анны Петровны – первый и единственный. После свадьбы она к своей фамилии Остроумова добавила вторую – Лебедева.

С.В. Лебедев был талантливым ученым-химиком (он изобрел способ промышленного производства синтетического каучука, методы получения резины и резинотехнических изделий, способы получения из нефтяных фракций загустителей смазочных масел для авиационных двигателей).

Медовый месяц пара провела в Финляндии, на морском побережье. И Анна Петровна с восторгом рисовала окружающие пейзажи. В родном городе она любила работать и в лаборатории Сергея Васильевича, откуда открывался прекрасный вид на Неву. Там она выполнила целый ряд акварелей.

Супруги жили очень дружно – вместе путешествовали, посещали музеи, принимали друзей и коллег в своем гостеприимном доме. Когда мужа не стало, Анна Петровна сделала все возможное, чтобы сохранилась память о нем.

Анна Петровна много путешествовала. И впечатления от этих вояжей щедро отражала в своем творчестве. Италия, Венеция и Флоренция, Париж и его пригороды, Голландия и Амстердам, Испания и Бельгия, Крым и Коктебель, Кавказ, Кисловодск и Баку, а также многие города России – как они отличаются друг от друга в произведениях художницы! И дело не только в природных различиях пейзажей и архитектурных памятников – везде благодаря неповторимой авторской манере передано особое настроение и оригинальное, чуткое видение автора.

Но все же всю жизнь главным героем творчества Анны Петровны был Петербург (он же Ленинград). Она так объясняла свое пристрастие: "Когда я училась в Академии, мне приходилось каждый день делать большую дорогу домой через Неву, мимо великолепных зданий и памятников. С первых моих самостоятельных шагов как художника образ родного города был уже близок и ясен моему художественному восприятию. Я стала безудержно его изображать. Какая чарующая модель была передо мной! Никуда не уходила, а позировала художнику столько времени, сколько он хотел... Изображая обширные площади с великолепными зданиями вокруг, гениальными ансамблями, уходящие вдаль набережные, я училась законам перспективы, старалась безошибочными вертикальными линиями подчеркивать стройность этих чудесных построек. Я увлеклась городом, вдруг открывшим мне свои красоты. Город, в котором я родилась и выросла, вдруг стал мне близок, понятен, и я его полюбила…"

Казалось, акварели, ксилографии и литографии ее вместили все – Летний сад, домик Петра I, Фонтанку, Адмиралтейство, Сенат, Биржу, Смольный, Петропавловскую крепость, Крюков канал, Ростральную колонну, Казанский собор…

При этом мы видим, что день сменяет белая ночь, как чередуются времена года, меняя при этом и облик города.

Особое место в работах Анны Петровны отводится мостам, островам и водным артериям. Послушаем саму художницу: "Меня больше всего привлекали места, связанные с водой. Нева, набережные, каналы, мосты. Мне очень нравилось состояние воды, неба и построек. Небо и здания отражались в воде, двоились, переплетались".

Теперь неповторимые образы Петербурга-Ленинграда, величественные и прекрасные, созданные Остроумовой-Лебедевой, имеют не только художественную, но и историческую ценность – как изобразительная летопись. А сама Анна Петровна неизменно ассоциируется с нашей Северной столицей.

Анна Петровна старалась оставаться в стороне от всяких революционных страстей и не участвовала в политических событиях. В ее жизни главным всегда были искусство и творчество. А когда после 1917-го года многие из ее друзей эмигрировали, она предпочла остаться в России. По ее собственному выражению, она "кожей приросла" к стенам Петербурга.

После Октябрьской революции А.П. Остроумова-Лебедева преподавала в Высшем институте фотографии и фототехники, а затем в Ленинградском институте живописи, архитектуры и скульптуры (Академии художеств). Педагогом она была требовательным и строгим, но уж если кто заслуживал ее похвалы, то знал, что трудился не зря.

Во время Великой отечественной войны Анна Петровна осталась в блокадном Ленинграде, хотя ей неоднократно предлагали уехать. "Твердо хочу остаться на все страшное впереди. Голова кружится от утомления и слабости, но я скрываю свое состояние и усердно пишу, внутренне терзая себя за плохое качество работы…" В это сложное время художница не переставала работать – занималась изобразительным искусством и трудилась над своими "Автобиографическими записками", в основу которых были положены ее дневники. Во время обстрелов в бомбоубежище Анна Петровна не спускалась – ей было не по силам преодолевать длинный путь. А кабинет эта волевая женщина оборудовала себе в ванной комнате: "Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке – коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. Окружающие тяжелые события, мои страдания были полным контрастом той счастливой полосе моей жизни, которую я в то время описывала и которая так давно была мною пережита. Я очень счастлива, что родилась в Петербурге, и что вся моя жизнь прошла в нем…"

А еще в 1942 году Анна Петровна выполнила серию открыток "Открытые письма фронту", чтобы хоть чем-то помочь своему народу в борьбе с врагом. И неслучайно одна из гравюр Остроумовой-Лебедевой была изображена на пригласительном билете при первом исполнении Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича.

Не раз обращалась художница и к жанру портретов, основная масса которых датирована 20-ми годами ХХ века. Известны такие ее работы, как "Портрет артиста И. В. Ершова" (этого известного оперного певца называли "Шаляпиным среди теноров"), "Портрет Андрея Белого", "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", "Портрет Н.Н. Евреинова" (это изображение русского режиссера, драматурга и теоретика театра находится в Музее академии искусств в Санкт-Петербурге), "Портрет М. А. Булгакова" (эта акварель была написана в Коктебеле в доме М. Волошина и сейчас находится в Государственном театральном музее им. А.А. Бахрушина), а в Русском музее хранится портрет Максимилиана Волошина. Выразительна и необычна ее ксилография "Портрет Л.Н. Толстого" (1929 г.). Специалисты уверены, что художница смогла глубоко понять и передать личность каждого. Автопортрет Анна Петровна создала в 1940 году, и сейчас он в коллекции Государственного Русского музея.

Еще в молодости Анне Петровне из-за проблем с дыханием пришлось отказаться от масляных красок (их резкий запах воздействовал на нее губительно) и перейти на акварельные. Но ей удалось превосходно овладеть и ими: "Мне против воли пришлось перейти на акварельную живопись. Работала очень настойчиво, стремилась овладеть акварельной техникой так, чтобы мне легко и свободно можно было делать вещи живописного значения. Меня увлекла чистая акварель, то есть живопись без белил, где роль белил выполняет бумага. Теперь об акварельной кисти. Она ведь близкий друг художника, исполнительница его воли. На ее кончике – сердце художника".

А. Н. Бенуа же про акварели художницы говорил, что они "блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре".

Анна Петровна не раз иллюстрировала различные издания – путеводитель В. Я. Курбатова "Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы" (1912 г.), книгу "Сады и парки" (1916 г.), цикл "Старые города-музеи России", книгу Н.П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920-22 г.), художественные произведения А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова… Иллюстрациями служили ее ксилографии (черно-белые и цветные), литографии (гравюры на камне) и акварели.

Остроумова-Лебедева неоднократно участвовала в различных выставках, а ее первый персональный вернисаж был открыт в 1916 году. Полюбоваться произведениями художницы сейчас можно, в частности, в Третьяковской галерее, Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

В 1946 году Анне Петровне ей было присвоено звание "Народный художник РСФСР". Также она была действительным членом Академии художеств.

Последние годы Анну Петровну особенно одолевали болезни – в частности, резко ухудшающееся зрение. Но она не оставляла своих профессиональных занятий. Ушла из жизни Остроумова-Лебедева 5 мая 1955 года в Ленинграде. Ее похоронили в Некрополе мастеров искусств. Квартира в доме 10 на Нижегородской улице, где художница жила последние 30 лет, охраняется государством как памятник культуры.

В своих воспоминаниях художница признавалась, что с ранних лет была подвержена припадкам уныния и депрессии, и в эти моменты ей казалось, что она совершенно неспособна к живописи.

А мысль, что после ее смерти людям ничего не останется, буквально приводила ее в ужас. Поэтому она старалась работать с полной самоотдачей, порой жертвуя ради дела и ради искусства собой.

Что ж, опасения художницы не оправдались, и ее мечта оставить заметный след в истории и добрую память о себе полностью сбылась.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 22.04.2013


Добавить комментарий к статье




Биография Остроумовой-Лебедевой
Мир искусства
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые женщины по имени Анна


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru