Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Италия. Вы захотите сюда вернуться
Шри-Ланка - страна настоящих людей

Вучетич Евгений. Памятники эпохе в эпоху памятников


Монументальный меч Евгения Вучетича
Биография Вучетича
Биографии скульпторов
Российские скульпторы
Знаменитые люди по имени Евгений
Кто родился в Год Обезьяны

Вучетич Евгений 28 декабря 2008 года исполнилось 100 лет со дня рождения скульптора Евгения Викторовича Вучетича. Его называли советским Микеланджело, настолько грандиозны и впечатляющи лучшие его работы: советский воин со спасенным ребенком на руках в Берлине, величественный мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала».

Его работы можно любить или оставаться к ним равнодушным, или вовсе свергать, как случилось с памятником Дзержинскому на Лубянке. Однако, сложно спорить с тем, что без имени Вучетича невозможно представить отечественное искусство XX века. Он принадлежал своему времени – верил в то, что делал, спорил, если был уверен, что можно сделать иначе… «Культовая фигура, он целиком принадлежит тому времени, - говорит о скульпторе художник-реставратор Савелий Ямщиков. – Он и сталинист, и хрущевист, и брежневист, но он – Личность, несмотря ни на что. Я вот сейчас задаю вопрос частенько на встречах: сколько памятников поставил всесильный Вучетич? Он мог ставить по памятнику в день… – "Много, много". – Я говорю: "Нет, вы мне скажите сколько?" Никто не может ответить. Я говорю: "Три. Это Феликс Эдмундович, не мой герой, но памятника сейчас нету, площадь развалилась; это Трептов-парк, советский воин с девочкой. И Мамаев курган».

По крови Евгений Вучетич – человек мира: черногорские корни и фамилия от отца, по материнской линии – родство с Теодором Руссо, знаменитым барбизонцем.

Евгений Вучетич закончил Ростовскую художественную школу, потом приехал учиться в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (теперь это Академия художеств). Характер дал себя знать уже тогда: проучившись полтора года «в атмосфере борьбы с формализмом», он уехал в Среднюю Азию, откуда вернулся в Ростов-на-Дону, в город, где вырос. Удача или предопределенность тому причиной, но в Ростове его ждала встреча с архитектором Владимиром Алексеевичем Щуко и работа на строительстве Ростовского драматического театра – знаменитого «театра-трактора». Щуко дал молодому человеку совет: «Вам нужно ехать в Москву и добиваться настоящего признания, учиться серьезно и много работать». Так и случилось.

В 1935 году Евгений Вучетич переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, а 1940 он уже назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

1941 год. Война. Доброволец Вучетич уходит на фронт – рядовым солдатом-пулеметчиком. Сын скульптора Виктор Вучетич рассказывает: «Отец, кстати, на фронте носил усы. Я спрашивал: "Зачем тебе то было нужно?" - "Понимаешь, я был один, у меня 700 бойцов и все старше меня, а я комбат, мне надо было быть солидным…"». Хотя вряд ли Вучетич вспоминал о солидности, когда выводил из Мясного бора свой батальон, противясь приказу Власова сложить оружие. Солдаты уцелели там, где погибли тысячи бойцов, и вынесли с поля боя своего контуженого комбата.

Воевать с оружием в руках ему больше не пришлось: с 1943 года он работает военным художником Московской студии военных художников имени М. Б. Греков. «Уже ясно было, что война кончается скоро и нужно было всех героев, тех, кого мы впоследствии узнали, всем героям поставить своеобразные памятники, - рассказывает Виктор Вучетич. – Уже тогда были первые встречи, основательные встречи со Сталиным. Вот интересно, был 1944 год, а решался вопрос о памятнике Победы. Что надо будет поставить, как это будет. Все это конечно не без трудностей проходило».

Во всех спорах Вучетич руководствовался одним простым правилом: если уверен, что может быть лучше – борись!

«У него была любимая пословица, он мне втолковывал ее постоянно, - рассказывает Виктор Вучетич. – Он мне сказал так: "Сын, запомни, когда семеро говорят, что ты пьяный и нужно идти спать, а ты знаешь, что не пил, пошли всех семерых". Плевать на коллектив, если он не прав. Вот это его была точка зрения. И он ее отстаивал… Именно поэтому и можно считать что характер был у него трудный, резкий... Он не соглашался, когда ему говорили чушь, когда его уговаривали поступить удобно.

Однажды Сталин ему сказал такую фразу… Он тогда работал главным художником на нынешнем ВВЦ, готовилась выставка сельского хозяйства ВСХВ (ее открыли в 1954 году). Он из 50 или из 70 статуй Сталина оставил 29, а остальные поснимал своей властью. Его вызвали к Сталину, Сталин сказал: "В чем дело? Объясните..." Он стал объяснять, что это профанация, а не возвеличение: Сталин с ослом, Сталин с козлом, Сталин со свиньей, Сталин с овцой... Сталин выслушал и говорит: "Хорошо, идите, работайте". И все, вопрос решился. Хотя все дрожали от страха, даже Поскребышев дрожал».

Внешне резкий и невозмутимый, художник оставался творцом, человеком, пропускающим через себя все происходящее. Пережитое в буквальном смысле оставалось на сердце - рубцами многочисленных инфарктов… Вся жизнь скульптора словно отразилась в трех автопортретах: серьезный, важный, улыбающийся и грустный.

«Серьезный Вучетич в очках, такой важный, - комментирует триптих сын художника. – Я назвал бы этот портретом человека, знающего себе цену, получившего все высшие государственные награды. Следующий – веселый. Таким он был, когда его окружали друзья. Друзей было много всегда, дом всегда ломился от гостей, он такой веселый и радостный, - он мне больше всего таким и запомнился. Я люблю его этот образ, очень люблю. Если на него долго смотреть и начать улыбаться, он начинает тоже улыбаться… И, наконец, третий – грустный. Даже не столько грустный, сколько задумчивый. Знаете, он мне напоминает отца, когда он выходил из очередного инфаркта. И инфаркты были тяжелые… Я его спросил, откуда столько. Он сказал, друзья помогали. Он имел в виду не конкретно своих друзей, а ту власть, тех людей с кем был связан, тех, кто принимал решения о строительстве памятников.»

История монументов и история страны, история семьи и рассказы о жизни скульптора в изложении тех, кто его знал и любил – это документальный фильм «Эпоха в камне. Евгений Вучетич». Смотрите 28 декабря в 15:55.


tvkultura.ru 28.12.2008


Добавить комментарий к статье




Монументальный меч Евгения Вучетича
Биография Вучетича
Биографии скульпторов
Российские скульпторы
Знаменитые люди по имени Евгений
Кто родился в Год Обезьяны


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru