Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Грас - мировая столица парфюмерии
Марокко. Горький "шоколад" за синим морем

Недосягаемая звезда. Любовь Орлова


Биография Орловой
Бесспорная звезда советской эпохи
Легенда, победившая время
Талант на все времена
Любовь Орлова не любила фотографироваться
Секс-символ советской эпохи
Фотографии Орловой
Импровизации на заданную тему
Российские актеры
Биографии актеров
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые женщины по имени Любовь
Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
Кто родился в Год Тигра

Любовь Петровна Орлова Едва ли Орлову можно причислить к выдающимся актрисам, а фильмы с её участием легко пересчитать по пальцам. Но она была настоящей Звездой – без кавычек и с большой буквы, первой и единственной в Советском Союзе. Её боготворили, ей подражали, о ней распускали слухи, её высмеивали и пытались отправить на свалку истории. А она мечтала лишь об одном – быть вечно молодой и красивой.

Любовь Петровна Орлова родилась 29 января (11 февраля по новому стилю) 1902 года в подмосковном Звенигороде в дворянской семье. Её отец был прямым потомком легендарного Григория Орлова, фаворита Екатерины II, мать состояла в родстве с Львом Толстым. С ранних лет девочка увлекалась музыкой, танцами и театром. Когда Любе было шесть, детский любительский спектакль с её участием увидел Фёдор Шаляпин. Он поднял малолетнюю лицедейку на руки и провозгласил: "Эта девочка станет великой актрисой!". Но пока что родители отдали Любу в музыкальную школу – осваивать фортепьяно.

Окончив школу, Орлова поступила в Московскую консерваторию, но дорогостоящую учёбу пришлось бросить – в стране бушевала Гражданская война, разруха, у семьи Орловых экспроприировали даже тёплые вещи. Утром, замерзая и падая от усталости, Люба доила коров и развозила на утлой тележке огромные бидоны с молоком, днём училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума (ныне ГИТИСа) – там было бесплатно. А по вечерам подрабатывала тапёршей в прокуренном кинотеатре, куда набивалась пьяная солдатня, и каждый норовил подкрасться и хамски облапить миловидную девчушку, а та не имела права прекращать игру.

Не выдержав нищеты и унижений, Люба выскочила замуж за первого же важного человека, который сделал ей предложение – им оказался Андрей Берзин, заместитель Наркома земледелия. Выгодное замужество быстро принесло плоды – Люба стала брать уроки актёрского мастерства и вскоре была принята в музыкальную студию при МХАТе. Пришлось несколько лет потрудиться солисткой хора и кордебалета, и лишь к 30 годам Орлова получила главную роль – Периколы в одноимённой оперетте Оффенбаха. По всей видимости, за Орлову замолвил словечко сын Немировича-Данченко, с которым Орлова флиртовала.

К тому времени её мужа объявили врагом народа и отправили в ГУЛАГ. А у Орловой появился новый спутник жизни – австрийский импресарио, работавший в Москве. Если бы Люба вовремя приняла его предложение уехать на Запад, то, возможно, до конца своих дней прозябала бы в каком-нибудь ресторанчике и развлекала русскоязычную публику душещипательными белогвардейскими романсами, а мы бы никогда не увидели ни "Цирка", ни "Волги-Волги", ни "Светлого пути".

В 1933 году начинающий кинорежиссёр Григорий Александров никак не мог найти подходящую актрису в пару к Леониду Утёсову для полнометражного звукового фильма под рабочим названием "Джаз-комедия". Товарищ посоветовал ему сходить в Музыкальный театр, где задорно поёт и пляшет одна малышка (рост Орловой – 158 см, талия – 43 см). Александров сразу разглядел в Орловой подходящую кандидатуру, уговаривал её чуть ли стоя на коленях, и та согласилась… Впрочем, есть и другая версия, куда более прозаическая. Узнав об интересном проекте, Орлова подстроила "случайную встречу" с режиссёром, они остались наедине, ну а дальше - дело техники.

Картину "Весёлые ребята" (такое название она получила в итоге, потому что джаз в стране официально запретили) критики буквально истёрли в порошок за "вопиющую пошлость и мещанство", но тут её неожиданно посмотрел Сталин и, благостно улыбаясь, вынес вердикт: "Будто в отпуске побывал". Разгромные рецензии тотчас сменились панегириками, авторов осыпали призами, и Александров с Орловой решили больше не расставаться – ни на съёмочной площадке, ни за её пределами. Орлова разошлась со своим австрияком, а Александров развёлся с женой, которая успела подарить ему сына Дугласа, названного в честь американского актёра Дугласа Фербенкса.

Окрылённые успехом, безумно влюблённые друг в друга Александров и Орлова принялись выдавать на-гора один шедевр за другим. Да, это были мастерские подделки под Голливуд, но кто тогда об этом догадывался? И уж тем паче никто не знал, кто такая Марлен Дитрих, чей образ лёг в основу кинематографического имиджа Любови Орловой. В "Весёлых ребятах" Орлова носит цилиндр а-ля Дитрих, её героиню из "Цирка" даже зовут похоже – Марион Диксон. В будущем Орлова познакомится с Дитрих и возненавидит её – та позволяла себе такое, о чём советская актриса не смела и мечтать, она была сказочно богата и знаменита на весь мир, пленительно загадочна и порочна, горда и независима, блистательна и неприступна… По воле мужа-режиссёра в глазах зарубежных зрителей Орлова была копией, подражательницей, "русской Марлен Дитрих", что не могло не удручать амбициозную натуру Орловой.

Так что Любови Петровне приходилось довольствоваться орденами и премиями, которые ей торжественно вручал Лучший друг физкультурников. Как-то раз Сталин совсем уж расщедрился: "Проси что хочешь. Любое твоё желание исполнится". Собравшись с духом, Орлова попросила разузнать, жив ли её первый муж, Андрей Берзин. На следующий день Орлову вызвали на Лубянку. "Ваш муж жив, отбывает ссылку в Казахстане", – доложил офицер НКВД и с садистской усмешкой добавил: "Хотите с ним воссоединиться?". Орлова молча встала и ушла.

Но и без Сталина популярность Орловой на одной шестой части суши не ведала границ – она была своей и для простых тружеников (Стрелка из "Волги-Волги"), и для не успевших эмигрировать дворян (Марион из "Цирка"), и для бывших нэпманов (Анюта из "Весёлых ребят"), и для интеллигенции (Никитина из "Весны"), и для твердолобых большевиков (Таня из "Светлого пути"). Она умела придавать крестьянкам и ткачихам едва уловимые аристократичные черты, а утончённых и благородных дам опускать на грешную землю, ближе к народу. Любопытный факт: когда фашисты рвались к Москве, на улицах расклеили афиши, анонсировавшие предстоящие выступления Орловой, и это во многом помогло предотвратить панику (Орлова и Александров к тому времени уже эвакуировались в Баку). Она могла работать на износ, колеся с концертами по городам и весям необъятной "страны героев, страны рабочих и страны учёных", а по приезде в Москву обронить в толпу нечаянную фразу: "Эти перчатки не подходят к моему манто, надо слетать в Париж за другими".

В конце 30-х слава едва не сгубила Орлову. Она была нарасхват, её приглашали на всевозможные протокольные мероприятия с участием первых лиц государства. Орлова пристрастилась к спиртному, у неё начались проблемы со здоровьем, продолжение актёрской карьеры находилось под угрозой. Тогда деликатный и покладистый Александров – впервые в жизни – стукнул кулаком по столу. Усилием воли Любовь Петровна не только поборола пагубную зависимость, но и взяла за правило – каждое утро она вставала к балетному станку, а потом принимала ледяной душ, и так до последнего года жизни.

Не миновал Орлову и скандал, который, не будь она придворной актрисой, мог стоить ей свободы. За свои концерты и творческие вечера она брала гонорары, в пять раз превышающие максимальную ставку, – они с Александровым строили дачу во Внуково и остро нуждались в деньгах. Газеты запестрели статьями о "зарвавшейся "народной" артистке" – в ту пору даже коротенькая негативная заметка в "Правде" означала приговор. Пришлось вмешаться Сталину – он лично приказал Орлову не трогать.

Тщательно оберегая свой высокий статус, Орлова никого не подпускала к себе слишком близко. Регулярно общалась она лишь с Фаиной Раневской. Это была странная на первый взгляд дружба красавицы и "чудовища", всенародной любимицы и просто забавной тётки, чью гениальность разглядят не сразу, чистокровной русской дворянки и грубоватой еврейки из низов. На самом деле они прекрасно дополняли друг друга. Так, прослушав песню из кинофильма "Весна", в котором снимались обе актрисы, Раневская воскликнула: "Когда поёт Орлова, кажется, будто кто-то … в пустое ведро". Любовь Петровна хмурилась, но прощала языкастой подруге ещё и не такие шуточки.

Жёсткая и властная царица и добрая, мудрая, не лишённая чувства сострадания к "маленьким людям" женщина – непостижимым образом эти две ипостаси характера Орловой органично уживались друг с другом. Однажды Орлова увидела, как возле Александрова увивается какая-то молоденькая блондиночка. "Я – новая ассистентка режиссёра", – представилась девушка с вызовом в голосе. "Бывшая ассистентка", – отчеканила Орлова, и нахальную вертихвостку как ветром сдуло. В другой раз Орлова засиделась в гостях у Раневской и заметила, что домработница хозяйки, воспользовавшись ситуацией, украдкой нацепила роскошную шубу Орловой и упорхнула на свидание. Орлова не тронулась с места, пока влюблённая горничная не возвратилась с прогулки, и только тогда, якобы ни о чём не подозревая, покинула дом Раневской.

Сразу после войны Орлова снялась в двух лентах мужа – лирической комедии "Весна" и героической драме "Встреча на Эльбе". Хотя оба фильма стали лидерами проката и Орлова привычно собрала гору наград и премий, актриса начала предчувствовать скорый финал своей кинематографической карьеры и устроилась в Театр им. Моссовета, куда её приняли неохотно, только ради звучного имени в составе. На сцену она выходила нечасто, ярких и интересных ролей ей почти не доставалось, но всё равно она имела стабильный источник дохода.

Со смертью Сталина, который Орлову по-своему обожал и искусно ею манипулировал, а она его в глубине души презирала, актриса осталась не у дел. В эпоху хрущёвской оттепели пафосные киноагитки вышли из моды, зрители требовали новых героев и героинь. Переживавший творческий кризис Александров снимал скучные и невнятные малобюджетные ленты, Орлова поигрывала в театре и лишь изредка появлялась в эпизодах тех же слабых, проходных фильмов, которые публика либо не замечала, либо игнорировала, либо Госкино вообще не выпускало их в прокат.

Почти всё время они проводили на даче во Внуково. Очень трогательно встречали Новый год – за пять минут до боя курантов выходили из дома и рука об руку шли по заснеженной дорожке навстречу новому счастью… А на советских кухнях тем временем муссировались слухи о фиктивности этого брака, заключённого с целью саморекламы. Действительно, со стороны их союз казался каким-то неестественным: Любовь Петровна и Григорий Васильевич называли друг друга исключительно на "вы", спали в разных комнатах, да и со всеми предыдущими мужчинами Орлова вступала в отношения только по расчёту. Наконец, у четы не было детей – Орлова боялась брать на себя такую ответственность; к тому же дети мешают работе.

Но основная масса сплетен касалась неимоверного количества косметологических операций, которые Орлова проделывала над своим лицом и телом. Можно сказать, отечественная пластическая хирургия росла и развивалась вместе с Орловой. Сейчас разные подтяжки, исправления и увеличения никого не удивляют, а для персон шоу-бизнеса это такие же банальные и обязательные процедуры, как стрижка ногтей или окрашивание волос, но тогда простым советским женщинам, лишённым возможности ухаживать за собой должным образом, лишь оставалось втайне завидовать знаменитостям, а во всеуслышание фыркать и возмущаться. Впрочем, с возрастом Орлова стала прибегать к услугам пластических хирургов так часто, что у неё это превратилось в манию. Как-то раз её на улице окликнули: "Эй, девушка!". Орлова зарделась и кокетливо пошутила: "Да, спереди я пенсионерка, но сзади-то – пионерка!".

В начале 70-х свергнутый с пьедестала почёта Александров и стареющая, но молодящаяся Орлова решили взять реванш за годы забвения. Каким-то чудом Александров сумел выбить огромные деньги на масштабный проект о подвиге советских разведчиков. Фильм назывался "Скворец и Лира", съёмки проходили в разных странах Европы, помимо Орловой в нём участвовали Пётр Вельяминов, Николай Гринько, Рина Зелёная, Римма Маркова, Светлана Светличная, там впервые на экране появилась совсем ещё юная Люба Полищук. Согласно сценарию, 70-летняя Орлова должна была играть 20-летнюю девушку. Гримёры старались как могли, но… Отсмотрев сцену, в которой её героиня выходит замуж в белом подвенечном платье, Орлова пришла в ужас. Госкино также фильм забраковало из-за его низкой художественной ценности. Это был самый оглушительный провал в истории советского кинематографа и главная неудача семейного подряда Александрова и Орловой.

Крах "Скворца и Лиры", осознание невозможности повернуть время вспять, ощущение пустоты и профессиональной невостребованности подорвали и без того слабое здоровье актрисы. Год спустя её госпитализировали якобы для удаления камней из желчного пузыря, но истинный диагноз, о котором по требованию Александрова ей не сообщали, был куда страшнее – рак. Любовь Петровна скончалась 26 января 1975 года, похоронили актрису в её день рождения – 29 января – на Новодевичьем кладбище.

А ещё через год трагически погиб единственный сын Александрова от первого брака – Дуглас. Григорий Васильевич впал в депрессию и постепенно стал терять рассудок. Его невестка, вдова сына, под шумок женила на себе собственного свёкра, уже почти ничего не соображавшего, – всё ради наследства. В 1983 году Александров умер, его молодая жена не разрешила хоронить режиссёра в одной могиле с Орловой – они лежат рядом, но не вместе. Их сбережения и имущество растащили дальние родственники и сомнительные наследники, а бесценный семейный архив с уникальными документами и фотографиями и вовсе оказался на помойке – спасти удалось лишь жалкие крохи.

Подобно своей героине из фильма "Цирк", Орлова когда-то взлетела в заоблачные дали и, несмотря на превратности судьбы, там и осталась – ярчайшей и недосягаемой Звездой. А её главная мечта всё-таки осуществилась – прошло время, страсти улеглись, и для зрителей уже которого поколения она всегда будет молодой и красивой.


Роман Широков
Женский журнал Суперстиль • 22.01.2013


Добавить комментарий к статье




Биография Орловой
Бесспорная звезда советской эпохи
Легенда, победившая время
Талант на все времена
Любовь Орлова не любила фотографироваться
Секс-символ советской эпохи
Фотографии Орловой
Импровизации на заданную тему
Российские актеры
Биографии актеров
Водолеи (по знаку зодиака)
Знаменитые женщины по имени Любовь
Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
Кто родился в Год Тигра


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru