Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Италия. Вы захотите сюда вернуться
Обзор курортов Малайзии

Бальмонт стозвонный. "Кто равен мне?"


Афоризмы Бальмонта
Биография Бальмонта
Жизнь и творчество
Новости
Русские поэты
Русские поэты-эмигранты
Биографии поэтов
Знаменитые Константины

Добавить отзыв о человеке

Константин Бальмонт Будущее светило символизма родилось в одном из удаленных уголков Ярославской губернии, деревне Гумнищи, 3 июня 1867 года.


 Мою мечту страданья пробудили,
 Но я любим за то.
 Кто равен мне в моей певучей силе?
 Никто, никто. –

Так писал Константин Бальмонт на заре славы, в своем одном из самых известных поэтических сборников "Будем как солнце", вышедшем в 1903 году.

Ну, а покуда один из семи детишек, которому едва исполнилось пять лет, учится самостоятельно складывать слоги, подсматривая за процессом обучения старшего брата:


 Ребенок, весь светлый, так мило курчавый,
 Сказал мне: "Иду за тобой я, - а ты?
 За кем?" Распускались весенние травы,
 Пестрели, желтели цветы.
 И я, рассмеявшись, сказал: "За стихами.

Бальмонт поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии, которую позже называл "гнездом декадентства и капиталистов, чьи фабрики портили воздух и воду в реке…" Словом, ребенок, а потом юноша, рос, а рядом бурлила жизнь, и он окунается с головой в ее громокипящий кубок:


 Лишь то, а не это. Лишь тот, а не с этой, а с тою.
 Вот только. Вот столько. Шипенье, шуршанье змеи.
 О, дьявол убогий, кропишь ты святою водою,
 Но где освятил ты поганые брызги свои?

Несмотря на простодушный и звонкий пафос незамысловатой бравады, автор этих строк словно впервые обнаружил в русском слове неведомый для минора конца XIX отзвук и полногласно забил в колокола, наполнив русский стих напевным и немного даже безумным звучанием. Хотя лет тринадцать тому назад еще и сам отдает дань томящему душу почти беззвучному воплю "надсоновщины". Изданный в Ярославле "Сборник стихотворений" был им самим же полностью и уничтожен.

Но в начале века архаизм комнатной лирики наконец уступает место невообразимым пространствам и всполохам чувственности, настоянной на пьяных ароматах хлыстовского символизма. Сумрачный Брюсов кадил фимиам языческим богам. Раскованный Эрос ударил молотом по наковальне. И высек искру из умиротворенного лада русской лирики. Отныне и до первых родовых схваток футуризма и акмеизма ей предстояло чревовещать, пророчествовать, юродствуя и сея вокруг себя мистические чары.

Бальмонт был в первых рядах всего бурлящего, кипящего и переливающегося через край.

Его затягивали с головой революционные вихри, он публиковал антиправительственные стихи, подводные струи начала века влекли его то к Горькому, то к Чехову, то к Мережковскому. "Безумства несытой души" носили его по миру.

Он побывал в Мексике, Калифорнии, путешествовал по Швейцарии, Испании, Германии, читал лекции в Оксфорде, жил в Париже. И только к началу первой мировой войны волны скитаний вынесли его к русскому берегу, где уже провозгласили "конец Бальмонта", творца, по выражению Гумилева, "бессодержательных красивых слов".


 Грозен звук гортанных слов.
 Нет цветов там без шипов,
 Без уколов или яда.
 Хищный клекот вещих слов
 Манит слух, но в нем засада,
 Как засада в зыби взгляда.

Бальмонт становится словно бы олицетворением той косности, расплывчатости и однообразия символизма, на котором молодое поколение отыгрывается за его промахи.

В своих "Комментариях" язвительный Адамович позже выскажется так: "О Надсоне или о Бальмонте незачем упоминать: это были метеоры, мерцавшие обманчивым, неверным светом и исчезнувшие, надо полагать, бесследно".

И все же поэт, встретивший смерть в 1942 году в приюте для бедных и похороненный на кладбище в Нуази-ле-Гран, достоин лучшей памяти. Ведь ему принадлежат одни из лучших переводы на русский язык Кальдерона, поэмы Ашвагхоши "Жизнь Будды", европейской лирики, свой вариант перевода "Слова о полку Игореве" и, конечно, поэзии Эдгара По. А стихотворение "Колокольчики и колокола" явились основой для симфонической поэмы Сергея Рахманинова "Колокола".

В ней удивительная по красоте напевность, нежность и звон, распадающийся на большое количество оттенков звука и смысла.

От санных колокольчиков и свадебного венчального колокола - до поминального:


 Слышишь, сани мчатся в ряд,
 Мчатся в ряд!
 Колокольчики звенят,
 Серебристым легким звоном слух наш сладостно томят,
 Этим пеньем и гуденьем о забвеньи говорят…

Не забывайте Бальмонта!


Игорь Михайлов
Женский журнал Суперстиль • 04.06.2012

Иллюстрация с сайта: Wikimedia Foundation


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2011-05-13. В Вильнюсе открыт первый в мире памятник русскому поэту Константину Бальмонту
В столице Литвы 12 мая был открыт первый в мире памятник прославленному русскому поэту Серебряного века Константину Бальмонту. "Символично, что Литва, которая очень много значила в жизни Бальмонта, стала первой страной, поставивший ему памятник. Спасибо за это, Литва", — обратилась к собравшимся правнучка поэта Наталья Бруни.





Афоризмы Бальмонта
Биография Бальмонта
Жизнь и творчество
Новости
Русские поэты
Русские поэты-эмигранты
Биографии поэтов
Знаменитые Константины


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru