Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный запрос

Интересно
  • Информация о Китае
  • Шри-Ланка - страна настоящих людей
  • Биография Иоганна Фридриха Шиллера (Schiller)

  • Афоризмы Шиллера
  • Немецкие поэты
  • Биографии поэтов
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Кролика


  • Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Schiller) (10.11.1759, Марбах на Неккаре, - 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Шиллер по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Шиллер познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов "Бури и натиска". На формирование общественно-политических взглядов Шиллера повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия "Разбойники" (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую "Антологию на 1782 год", большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения "Заговор Фиеско в Генуе" (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление "Разбойников" подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму "Луиза Миллер" (впоследствии названа "Коварство и любовь"), затем в Мангейме. В 1785 году переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

    Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Шиллер поднял движение "Бури и натиска" на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение "Коварства и любви" (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, немецкой политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени - между бесправным народом и правящей аристократией. Эта "мещанская трагедия" (так Шиллер в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Шиллером на историческом материале. В 1783-1787 годах Шиллер работал над драмой "Дон Карлос" (из испанской истории 16 века). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя - "гражданина вселенной" - маркиза Позы. В окончательном варианте Шиллер заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Шиллера теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

    С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Шиллера, обещанная уже "Доном Карлосом". Пересматривая прежний опыт и художественные принципы "Бури и натиска", Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 году он начал редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров", написал "Историю отпадения Нидерландов от испанского правления" (вышел только 1-й том), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему "Что такое всемирная история и для какой цели её изучают". В 1793 году опубликовал "Историю Тридцатилетней войны" и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах "О трагическом искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-1796) и др.

    Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 году Конвент присвоил ему звание "почётного гражданина Французской республики"), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что "путь к свободе ведёт только через красоту" и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Шиллер отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. "веймарский классицизм"). Это отразилось и в лирике конца 1780-90-х годов ("К радости", "Боги Греции", "Художники" и др.).

    Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллера, "целую эпоху в его развитии". В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм "Ксении" ("подарки гостям" - греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллера. В 1795-1798 годах он редактирует журнал "Ди Орен" ("Die Horen"), в состязании с Гёте пишет баллады "Водолаз" (в переводе Жуковского "Кубок"), "Перчатка", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли" и др. В "Песне о колоколе" (1799) Шиллер вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Шиллера, пришедшего к заключению о коренных различиях древней, "наивной", объективной поэзии, и современной - "сентиментальной", субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

    Главной коллизией зрелого творчества Шиллера становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стихотворение "Идеал и жизнь", 1795). Поздние трагедии Шиллера основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 года Шиллер вынашивал замысел трагедии "Валленштейн" (опубликована в 1800 году), в процессе создания выросшей в трилогию: "Лагерь Валленштейна" (пост. 1798), "Пикколомини" (пост. 1799), "Смерть Валленштейна" (пост. 1799) - из эпохи Тридцатилетней войны 1618-1648. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В "Марии Стюарт" (1801) на сюжет из истории Англии 16 века важнейшая политическая проблема современной Шиллеру Европы - взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства - приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии главных героинь. В "романтической трагедии" "Орлеанская дева" (1801) Шиллер прославил французскую народную героиню Жанну д'Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма "Мессинская невеста" (1803) - оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. "Вильгельм Телль" (1804) - драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Шиллер пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Шиллер работал над трагедией "Димитрий" из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

    Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Шиллер создал особый тип драмы - драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии "Молодой Германии" (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 веке - в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Шиллер стал известен ещё в 90-е годы 18 века, в переводах Гнедича, Державина, Жуковского (его переводы стали классическими), Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Шиллера высоко ценили В. Г. Белинский, Герцен, Тургенев, Лев Толстой; романы Достоевского содержат прямые отклики на произведения Шиллера.

    З. Е. Либинзон.
    Большая советская энциклопедия.

    Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (Johann Christoph Friedrich Schiller) (1759-1805), немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 года в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать - из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец - полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 году по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 году академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780 году, он получил в Штутгарте место полкового врача.

    Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 году закончил и опубликовал "Разбойников". В начале следующего года "Разбойники" были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 году Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера "театральным поэтом", заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, - "Заговор Фиеско в Генуе" и "Коварство и любовь", - были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 - июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.

    Второе издание "Разбойников" (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом "In tyrannos!" (лат. "Против тиранов!"). В основе сюжета пьесы - вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего "Разбойники" и побудили французов в 1792 году сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.

    "Фиеско" (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 века, ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В "Коварстве и любви" (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В "Дон Карлосе" (1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. "Дон Карлосом" завершился первый период драматического творчества Шиллера.

    В июле 1787 года Шиллер покинул Дрезден и до 1789 года жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 году он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791-1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал "Оры". Журнал "Талия" - более раннее предприятие по изданию литературного журнала - выходил в 1785-1791 годах весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 году Шиллер основал еще одно периодическое издание - ежегодник "Альманах муз", где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И. В. Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 году герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 году император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805 года.

    Общение с Кёрнером пробудило у Шиллера интерес к философии, особенно к эстетике; в результате появились "Философские письма" (1786) и целый ряд эссе (1792-1796) - "О трагическом в искусстве", "О грации и достоинстве", "О возвышенном" и "О наивной и сентиментальной поэзии". Философские взгляды Шиллера находились под сильным влиянием Канта. В отличие от философской поэзии, чисто лирические стихи - короткие, песенного характера, выражающие личные переживания - для Шиллера менее типичны, хотя и здесь есть замечательные исключения. Так называемый "балладный год" (1797) ознаменован у Шиллера и Гёте превосходными балладами, в т. ч. у Шиллера - "Кубок", "Перчатка", "Поликратов перстень" и "Ивиковы журавли", пришедшие к российскому читателю в великолепных переводах Жуковского. "Ксении", короткие сатирические стихи, стали плодом совместного творчества Гёте и Шиллера.

    Изучая материалы для "Дон Карлоса", Шиллер подготовил свое первое историческое исследование - "Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества" (1788); в Йене же он написал "Историю Тридцатилетней войны" (1791-1793).

    Второй период драматического творчества Шиллера начался в 1796 году "Валленштейном" и закончился фрагментом из русской истории "Димитрий", работу над которым прервала смерть. Занимаясь "Историей Тридцатилетней войны", Шиллер увидел в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма сложилась в 1799 году и приняла форму трилогии: исполняющий роль пролога "Лагерь Валленштейна" и две пятиактные драмы - "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна".

    Следующая пьеса, "Мария Стюарт" (1800), иллюстрирует эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал выдвигать на передний план в "Марии Стюарт" политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. Оставляя в стороне вопрос об исторической достоверности, следует признать, что "Мария Стюарт" - пьеса чрезвычайно сценичная, и заглавная роль неизменно была любима всеми великими европейскими актрисами.

    В основе "Орлеанской девы" (1801) - история Жанны д'Арк. Шиллер дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признал свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу "романтической трагедией". Поэт был начитан в греческой драматургии, переводил из Еврипида и изучал Аристотелеву теорию драмы, и в "Мессинской невесте" (1803) он в порядке эксперимента попытался ввести в средневековую драму хор античной трагедии и греческую концепцию рока. "Вильгельм Телль" (1804), последняя из его завершенных пьес, представляет собой масштабную картину борьбы четырех швейцарских лесных кантонов против тирании императорской Австрии.

    Начиная с "Дон Карлоса" Шиллер писал свои драмы белым стихом, порой перемежая его стихом метрическим. Язык его произведений возвышен, мелодичен и выразителен, хотя подчас чересчур риторичен и выспрен, однако на сцене он производит чрезвычайно выигрышное впечатление. Шиллер обогатил литературу своей страны выдающимися драматическими произведениями. Кроме собственных пьес, он создал сценические версии шекспировского "Макбета" и "Турандот" Гоцци, а также перевел расиновскую "Федру". В России Шиллер был известен с конца 18 века.


    Энциклопедия - Россия-Он-Лайн

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Афоризмы Шиллера
  • Немецкие поэты
  • Биографии поэтов
  • Скорпионы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Кролика

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru