Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Антона Павловича Чехова (Anton Chekhov)


Персонажи произведений Чехова
Переписка Чехова и Книппер
Чехов в Баденвейлере
Список рассказов Чехова
Афоризмы Чехова
Болезнь и смерть
Вишневый сад как райский
Фотографии Чехова
Писатель и врач
Король авансов
Произведения
Любовь, Ялта и "милый кашалотик"
Новости
Русские писатели
Биографии писателей
Водолеи (по знаку зодиака)
Люди с фотографиями
Знаменитые Антоны

Добавить отзыв о человеке

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов [17(29).1.1860, Таганрог, - 2(15).7.1904, Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве], русский писатель. Отец - купец третьей гильдии, владелец бакалейной лавки. В 1868 году Чехов поступил в таганрогскую гимназию: с детства помогал отцу в лавке. В 1876 году разорившийся отец уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Чехов продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В 1879 году окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 году и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.

С конца 1870-х годов началась литературная деятельность Чехова. Сотрудничая в различных юмористических журналах ("Осколки" и др.), Чехов подписывался псевдонимами - Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата и др., чаще всего - Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 году сборник "Шалопаи и благодушные" (затем озаглавленный "Шалость") не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая книга рассказов Чехова - "Сказки Мельпомены" (1884), за ней последовали "Пёстрые рассказы" (1886).

В марте 1886 года Д. В. Григорович обратился к Чехову с письмом, в котором говорил о его "настоящем таланте" и призывал "бросить срочную работу...", поберечь.... впечатления для труда обдуманного". Письмо это явилось одним из толчков, ускоривших переход Чехова от "мелкой" работы к "труду обдуманному". Переход этот, связанный с преодолением чисто юмористических рамок, вторжением в "область серьёза", совершается в 1885-1887 годах. Появляются рассказы и повести "Степь", "Именины" (оба - 1888), "Припадок", "Скучная история" (оба - 1889). В эти годы выходят сборники "В сумерках" (1887, отмечен в 1888 году половиной Пушкинской премии), "Невинные речи" (1887), "Рассказы" (1888), "Хмурые люди" (1890).

В 1890 году Чехов предпринял поездку на остров Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга "Остров Сахалин", 1893-1994, отд. изд. 1895; рассказы "В ссылке", 1892; "Убийство", 1895; как общий итог - повесть "Палата № 6", 1892). Исполненная духом протеста против мрачной, "тюремной" действительности, "Палата № 6" явилась высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 1880 - начала 1890-х годов.

Во 2-й половине 1880-х годов Чехов много работал для театра: пьеса "Иванов" (1887-1889), одноактная пьеса "Свадьба" (1889, опубл. 1890), пьеса "Леший" (1889, опубл. 1890; переделана затем в пьесу "Дядя Ваня"), ряд водевилей ("Медведь", "Предложение", "Юбилей" и др.).

В 1890-1900-е годы Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 году он купил имение Мелихово в Серпуховском уезде, в 13 верстах от станции Лопасня (ныне город Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892-1893), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).

Примерно с 1893 года началась новая полоса в творчестве Чехова. В 1894 году он написал рассказ "Студент", где утверждается мысль о том, что "... правда и красота... продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле". Произведения этого периода увенчиваются пьесой "Чайка" (1896). Однако после провала пьесы на сцене Александрийского театра на смену произведениям лирической окрашенности приходят иные произведения. Повесть "Мужики" (1897) и рассказы 1897 отмечены последовательным стремлением писателя раскрыть правду жизни во всей её неприкрашенности, даже жёсткости, показать страшную её изнанку.

В трилогии "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" (1898), в рассказах и повестях конца 1890 - начала 1900-х годов, в последнем рассказе "Невеста" (1903) Чехов рисовал духовный застой и порыв героя к лучшей жизни.

Высшего расцвета в 1890-1900-е годы достигло мастерство Чехова-драматурга. После "Чайки" он в 1896 году создал пьесу "Дядя Ваня" (опубл. 1897), в 1900-1901 годах - "Три сестры" (отмечена Грибоедовской премией), в 1903-1904 - "Вишнёвый сад". Все 4 пьесы были поставлены на сцене созданного в 1898 году МХТ (триумфальная премьера "Чайки"- 17 декабря 1898 года).

В 1898 году после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) Чехов перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном. Позиция Чехова во время процесса Дрейфуса и разрыв с реакционной газетой А. С. Суворина "Новое время", сочувственное отношение к студенческим волнениям - всё это отражало стремительный идейный рост Чехова, его повышенный интерес к общественной жизни. Избранный почётным академиком в 1900 году, он вместе с В. Г. Короленко в 1902 году отказался от этого звания в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком.

В произведениях Чехова отразилась большая полоса русской жизни - пореформенной и предреволюционной. Уже в первые годы литературной деятельности он создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту ранних рассказов всё более явственно проступают основные темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона. Большая группа ранних рассказов Чехова показывает торжество меркантильного духа. Персонажи Антоши Чехонте всецело принадлежали породившей их действительности - казённой и обывательской. Все эти "толстые и тонкие", "хамелеоны", "свистуны", "господа обыватели", "женихи и папеньки", "интеллигенты-кабатчики" и не пытаются противопоставить себя окружающей среде. Творческий перелом, пережитый Чеховым в середине 1880-х годов, состоял и в том, что появлялись новые действующие лица, противопоставленные среде, страдающие именно в силу своей человечности ("Переполох", "Анюта", "Тоска"). В творчестве зрелого Чехова конца 1880 - начала 1900-х годов явственно обозначается основное направление: устремлённость к анализу того, что Н. Г. Чернышевский называл влиянием "... общественных отношений и житейских столкновений на характеры". Чехов становится своеобразным исследователем души современного человека. Отсюда его главная тема - человеческое равнодушие, "сонная одурь", своего рода испытание героя, который или пробуждается от духовной спячки или, махнув на всё рукой, подчиняется ей.

В пору зрелости внимание художника концентрируется на двух основных сферах: люди интеллигентного сословия и люди из народа. И тема равнодушия развивается по двум разным руслам: герой - либо образованный человек, душевно успокоившийся, замкнувшийся в "футляре", либо человек из народа, забитый, замученный жизнью, доведённый до тупости и безразличия. "Футляр" становится у Чехова символом жизни, построенной на лжи, насилии, на утробной сытости одних, голоде и страданиях других. Рассказ "Студент", герой которого студент Иван Великопольский нашёл путь к душам двух крестьянок, Василисы и Лукерьи, открывал собой два ряда произведений 1890 - 1900-х годов. За героем рассказа "Студент" следуют персонажи повестей "Три года" (1895), "Дом с мезонином", "Моя жизнь" (обе - 1896), маленькой трилогии ("Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви"), рассказов "Ионыч" (1898), "Дама с собачкой" (1899), "Невеста"; за Василисой и Лукерьей - "мужики" из одноименной повести и рассказа "Новая дача" (1899), сотский ("цоцкай") из рассказа "По делам службы" (1899), герои повести "В овраге" (1900).

Разобщённость интеллигенции и народа - одна из сквозных тем творчества Чехова, тесно связанная с темой "футляра". Решая её, Чехов в эти годы создаёт своеобразные циклы, "художественные исследования" жизни. Наряду с "интеллигентским" и "мужицким" циклами он пишет ряд произведений, изображающих купеческое царство, торгашеский "амбар", нечеловечески тяжёлый фабричный быт: "Три года", "Бабье царство" (1894), "Случай из практики" (1898).

В произведениях последних лет (рассказ "У знакомых", 1898; пьеса "Вишнёвый сад") развивается мотив оскудения и гибели "дворянских гнёзд". Т. о., тема человеческого равнодушия решается не только в нравственно-психологическом плане, но и в разных социальных аспектах.

Чеховский образ "человека в футляре" вырастает в обобщающий символ бездушия и казёнщины, одновременно запугивания и запуганности.

Одна из заметок в записных книжках Чехова - "Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть" передаёт суть размышлений писателя о вере в человека и о правде его художественного изображения. Чехов исходит из веры в возможность обновления человека, его победы над "футляром". У Чехова идёт постоянная проверка веры в человека суровой правдой жизни. Есть в чеховской записи ещё одна важная сторона: литература должна показывать человеку его самого, не уговаривая, не прибегая к возвышающему обману, к общим рассуждениям, авторским попыткам растрогать его.

Художественная манера Чехова находится в глубокой, органичной связи с идейной направленностью его творчества, стремлением пробудить "душу живу" в современном человеке. Писатель утверждает принцип сдержанного, внешне не выявленного авторского повествования: чем объективнее, тем сильнее впечатление. Чеховский принцип лаконизма, сжатости, конденсированности повествования ("Краткость - сестра таланта") вырастал из уверенности в читательской активности, в способности читателя улавливать скрытый и сложный смысл произведения. С этим связана повышенная роль деталей, на первый взгляд мелких, малозначащих, но глубоко неслучайных, психологически и эмоционально насыщенных подробностей. У Чехова деталь оказывается не только намёком на важное и характерное, но и носителем внутреннего движения рассказа, повести, пьесы. Таковы зонтик Юлии в повести "Три года"; экипаж, в котором ездит доктор Старцев ("Ионыч"); убитая птица в "Чайке".

Перенося центр тяжести на внутренний сюжет, историю души героя, скрытую динамику его борьбы с обстоятельствами, средой, тиной обывательского существования, зрелый Чехов отказывается от напряжённого действия, интриги, внешней занимательности. Трагический смысл многих произведений Чехова именно в том, что ничего не происходит, всё остаётся по-старому. Острая интрига, игравшая важную роль в новелле-анекдоте Антоши Чехонте, в произведениях зрелого Чехова оттесняется. События "растворяются" в повседневном течении жизни, в психологии. В этом - сходство сюжетного построения в прозе и драматургии Чехова.

Неотъемлемой чертой Чехова-художника является углублённое понимание трагического не как страшного, исключительного, из ряда вон выходящего, но как будничного, повседневного и обыденного. "Прозаическая трагедия" тем более опасна, что губит героя незаметно, усыпляя, приучая к мысли, что иной жизни, не прозаической, быть не может. Для Чехова страшно - нестрашное, губительно - несмертельное, бескровное. С этим связана и эволюция чеховского юмора. Развитие писателя состояло не в том, что он переходил от смешного к серьёзному, но в том, что углублялось его понимание смешного как трагикомического, соединяющего улыбку, иронию и печаль. Мало у кого из русских писателей-сатириков был такой сложный - при внешней простоте - сплав смеха и серьёзности, сатиры и лирики, как у Чехова. Его смех - не отдельная сторона художественного дарования, это сама атмосфера произведения, сложная гамма чувств - от обличения, осмеяния, "снижения" всего уклада Жизни до раскрытия грустной неприкаянности, человечности "душ" и "душечек".

Новые пути проложил Чехов для развития русской и мировой драматургии. Он отказывается от деления персонажей на "ангелов" и "злодеев", на односторонне изображенных носителей добра и зла. Так же, как в прозе, писатель отказывается от сюжета-интриги и переносит центр тяжести на скрытый, внутренний сюжет, связанный с душевным миром героя. Сюжет возникает не как цепь событий, но как история устремлений человека к действию, его попыток вырваться из круговорота будней, из оков "прозаической трагедии".

Пьесы Чехова строятся как многоплановое развёртывание многих мотивов и лейтмотивов, связанных с разными человеческими судьбами. В чеховской драматургии получает развитие тема, возникающая и в его прозе: утрата внутренней связей между людьми. Персонажи чеховских пьес отделены друг от друга невидимыми заслонами, каждый погружен в своё состояние. Диалог в чеховских пьесах тяготеет к монологизации - каждая реплика строится как своего рода "микромонолог". Однако общая лирическая атмосфера объединяет казалось бы разрозненных героев.

Уже в первых пьесах Чехов не ограничивался воссозданием бытовых реалий. Новый шаг делает он в "Чайке"; сквозь всю пьесу проходит образ, возведённый до символа, переливающийся разными значениями: образ "чайки" символизирует мечту Треплева и Нины Заречной о новом искусстве, чистом и смелом; с этим же образом связана тема любви - раненой и трагической. Есть и другой аспект многогранного образа: чучело птицы как символ бездушного, неживого, ремесленнического искусства. Тяжело пережив неуспех "Чайки", Чехов несколько отступает от подобных приёмов. Однако в "Вишнёвом саде" он снова к ним возвращается. Новым содержанием наполнилось у Чехова и понятие драматургического жанра. Автор назвал "Чайку" и "Вишнёвый сад" комедиями. Но комедийные элементы в этих пьесах неотделимы от трагедийных. Опыт русского и мирового театра свидетельствует, что терпят поражение режиссёры, которые пытаются увидеть в Чехове "только сатирика", одно лишь водевильное начало или, наоборот, идут к лирическому раскрытию пьес вне их комедийной природы. Сейчас наступает время целостного и многостороннего истолкования Чехова-драматурга в его диалектической сложности, неповторимом сплаве лирического и сатирического мотивов.

Чехов выступил как преемник и продолжатель лучших реалистических традиций русской литературы. Определение Л. Н. Толстого - "Чехов - это Пушкин в прозе" помогает понять ту роль, которую сыграли поэтические уроки А. С. Пушкина, его стремление к гармонической целостности и ясности, музыкальности, его совершенное чувство ритма, по-своему преломленное Чеховым - прозаиком и драматургом. Глубокое воздействие оказало на Чехова творчество М. Ю. Лермонтова, автора "Думы" и романа "Герой нашего времени", писавшего об "остылости" души современного человека. Лермонтовская "Тамань" для Чехова - непревзойдённый образец прозы. Отмечалось также, что в пьесах И. С. Тургенева были подготовлены некоторые особенности драматургии Чехова с её скрытым лиризмом.

Главное место среди предшественников и современников в творческом сознании Чехова занимал Лев Толстой, гениальными художественными созданиями которого он неизменно восхищался. Чехов испытал известное влияние толстовской философии, однако в конце 1890-х годов усилились идейные расхождения между двумя писателями. Толстовская идея непротивления злу насилием вызывает противодействие Чехова. Толстой упрекал Чехова в отсутствии последовательной нравственной позиции, иначе говоря, - в скептическом отношении к вере. Вместе с тем он высоко оценивал писательский дар Чехова, называл его "несравненным художником". "... Благодаря своей искренности, - сказал Толстой, - Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде".

Чехов оказал большое влияние на развитие русской и мировой литературы - прозы и драмы. У него учились молодой Горький (особенно в драматургии), Бунин, Куприн, отчасти Л. Н. Андреев. О Чехове - учителе советских драматургов писали К. А. Тренёв, А. Н. Арбузов. О роли Чехова в искусстве 20 века говорили многие писатели Европы и Америки. В 1919 году Бернард Шоу опубликовал пьесу "Дом, где разбиваются сердца", написанную под явным влиянием Чехова. Автор назвал её "фантазией в русском стиле на английские темы". О благотворном влиянии Чехова на английскую литературу писал Дж. Голсуорси. О воздействии чеховского творчества говорили А. Вюрмсер, Ф. Мориак, Э. Триоле, французский режиссер Ж. Л. Барро и Ж. Вилар. Т. Манн в "Слове о Чехове" глубоко раскрыл своеобразие его идейно-творческие позиции, скромное и самоотверженное стремление служить людям неприкрашенной художественной правдой.

Чехов - один из самых популярных драматургов современного российского и зарубежного театра. Многие его произведения экранизировались для кино и телевидения ("Свадьба", "Дама с собачкой", "Чайка", "Дядя Ваня", "Вишнёвый сад", юношеская драма "Безотцовщина" и др.).

Музеи Чехова имеются в Таганроге, Москве (в доме, где семья Чехова жила в 1886-1890-х годах), Мелихове, с. Лука (Сумской область), Ялте.

З. С. Паперный.
Большая советская энциклопедия.

Антон Павлович Чехов (1860-1904), прозаик, драматург. Родился 17 (29) января в Таганроге в семье купеческой, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.

В 1868 году поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879 году, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Склифосовского, Г. Захарьина и др.

В 1884 году, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 года писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883-1885). В 1884 году выходит первая книга рассказов Чехова - "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Льва Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история".

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, - ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Антоном Чеховым перепись населения Сахалина - все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу "Остров Сахалин" (1893-1894); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № 6". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В конце 1880 года много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др.

В 1892 году покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале XX века Чехов создает такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 году Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Лев Толстой, Горький, Бунин, А. Куприн, художник Левитан. В 1901 году Чехов женился на актрисе МХАТа Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899-1902 и 1903) в издательстве А. Маркса.

В 1904 году в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 (15) июня он скончался.


"Русские писатели и поэты". Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2018-01-06. Установлена настоящая причина смерти Чехова
    Великий русский писатель Антон Павлович Чехов скончался от кровоизлияния в мозг. К таким выводам пришли британские ученые, пишет The Times.

    2017-05-05. В Академии Михалкова поставят «Тину» Чехова
    Академия кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова объявила о премьерных показах нового спектакля «Тина» по одноименному рассказу Антона Чехова. Об этом говорится в пресс-релизе, полученном редакцией «Ленты.ру».

    2015-06-26. Произведения Чехова прочтут от Гарварда до Гонконга
    Сегодня в МХТ им А.П.Чехова состоялась пресс-конференция, посвящённая запуску первого театрализованного чтения на онлайн-сцене. «Чехов жив» - это уникальный проект компании Google организованный совместно с МХТ им. А. П. Чехова и Российским Книжным Союзом, в котором 25 сентября 2015 года более 500 человек прочтут отрывки из произведений русского классика.





    Персонажи произведений Чехова
    Переписка Чехова и Книппер
    Чехов в Баденвейлере
    Список рассказов Чехова
    Афоризмы Чехова
    Болезнь и смерть
    Вишневый сад как райский
    Фотографии Чехова
    Писатель и врач
    Король авансов
    Произведения
    Любовь, Ялта и "милый кашалотик"
    Новости
    Русские писатели
    Биографии писателей
    Водолеи (по знаку зодиака)
    Люди с фотографиями
    Знаменитые Антоны
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru