Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Куршавель. Отдых с размахом, но без скандалов
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Франца Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn)


Афоризмы Гайдна
Представитель венской классической школы
Счастье жить Йозефа Гайдна
Австрийские композиторы
Биографии композиторов

Франц Иозеф Гайдн (Haydn) [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, - 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы. Сын каретного мастера. В 1740-1749 Гайдн пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах. Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Н. Порпоры. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и др. восполнило Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. В 50-х годах 18 века Гайдн написал ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль "Хромой бес" (пост. 1752, Вена и др. города Австрии), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. В 1759-1761 годах Гайдн был капельмейстером при дворе графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии. В 1761-1790 годах служил у венгерских князей Эстерхази. Прихоти мецената нередко заставляли Гайдна поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в т. ч. получившая широкую известность "Прощальная", 1772) и опер Гайдна. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с В. А. Моцартом. Расцвет творческой деятельности Гайдна приходится на 80-90-е годы 18 века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-1786) и 12 Лондонских (1791-1792, 1794-1795) симфоний, оратории, мессы и др. произведения. В 1791-1792, 1794-1795 годах Гайдн совершил поездки в Лондон по приглашению организатора "Абонементных концертов" скрипача И. П. Заломона. Пребывание в Англии расширило кругозор Гайдна, способствовало росту его славы. В 1791 году Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом Гайдн своим творчеством утвердил характерные особенности венской классической школы: верность оптимистическим идеалам, синтез интеллектуального и эмоционального начал, диалектическое соотношение многогранности и целостности, обеспечивающее расцвет циклических инструментальных форм (симфонии, квартета, сонаты). искусство Гайдна глубоко демократично и связано с народным творчеством. Его музыка проникнута ритмами и интонациями австрийского, славянского, венгерского фольклора, народным юмором, неистощимой жизненной энергией. Центральное место в творчестве Гайдна принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Гайдн развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Гайдна отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Гайдна предвосхищают творчество Л. Бетховена, которого Гайдн предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки. Особое место в наследии Гайдна принадлежит ораториям - "Сотворение мира" (1798) и "Времена года" (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Гайдна как колориста.

Франц Иозеф Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).


П. А. Вульфиус.
Большая советская энциклопедия.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Гайдна
    Представитель венской классической школы
    Счастье жить Йозефа Гайдна
    Австрийские композиторы
    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru