Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Париже
  • Мадейра - ботанический сад Бога
  • Биография Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (Dmitry Shostakovich)

  • Афоризмы Шостаковича
  • "Ошеломляюще здорово, хотя и мучительно временами"
  • Чемоданчик у дверей
  • Серьезный музыкант в "несерьезном" жанре
  • Новости
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Дмитрии
  • Кто родился в Год Лошади


  • Добавить отзыв о человеке

    Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12(25).9.1906, Петербург, - 9.8.1975, Москва) - русский, советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Доктор искусствоведения (1965). Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1960. Окончил Ленинградскую консерваторию у Л. В. Николаева (фортепиано, 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве награждён почётным дипломом, 1927). С 1937 года преподавал композицию (с 1939 года профессор) в Ленинградской, в 1943-1948 годах - в Московской консерватории. Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957 года), Союза композиторов РСФСР (в 1960-1968 годах, 1-й секретарь). Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года). Президент общества СССР - Австрия (с 1958 года). Почётный член ряда зарубежных академий искусств, почётный доктор многих университетов. Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Государственная премия УССР (1976), премия имени Я. Сибелиуса (1958).

    Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой музыкальной культуры 20 века. Особенно велико значение Шостаковича-симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Шостакович создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры) проявились уже в 1-й симфонии (1925), принёсшей известность автору. О творческой зрелости Шостаковича свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как "становление личности" - от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждению). 7-я симфония (1941) - выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов - начата в осаждённом Ленинграде и посвящена этому городу. Драматургия симфонии основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия; пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политический резонанс во всём мире. 8-я симфония (1943), также связанная с военной тематикой, предвосхитила ряд произведений Шостаковича, вдохновлённых движением борьбы за мир. 10-ю симфонию (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмов развёртывания. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посвящены Революции 1905 года и Октябрьской революции 1917 года, ознаменовали обращение Шостаковича к программности. 11-я симфония, построенная на мелодиях подлинных революционных песен, опиралась на опыт музыки к историко-революционным фильмам 1930-х годов и "Десяти поэм" для хора на слова русских революционных поэтов (1951). 12-я симфония, посвящённая В. И. Ленину, раскрывает идею революционной борьбы народа во имя свободы и счастья. 13-я симфония (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) - симфония-оратория, плакатно-броская по музыкальному языку, посвящена актуальным проблемам гражданской нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит народный юмор, душевную красоту и долготерпение русской женщины, бескорыстное служение истине. 14-я симфония (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др., 1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произведение, прототипом которого, по признанию автора, были "Песни и пляски смерти" Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм. 15-я симфония (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Шостаковича, отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произведениями. В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к "Вильгельму Теллю" Россини и мотив судьбы из "Кольца нибелунга".

    Большой вклад внёс Шостакович в развитие музыкального театра. Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакционных статей газеты "Правда" - "Сумбур вместо музыки" (28 января 1936) и "Балетная фальшь" (6 февраля 1936). Заметное влияние на сценические произведения Шостаковича оказал В. Э. Мейерхольд. Опера "Нос" - оригинальное музыкальное воплощение повести Н. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктическим строением массовых и ансамблевых сцен. Важнейшей вехой в творчестве Шостаковича и в истории оперного искусства стала опера "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заострённость в обрисовке отрицательных персонажей сочетается с одухотворенной лирикой и суровым, возвышенным трагизмом. Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углублённость, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского. Идейно-эстетические заветы и выразительные средства последнего нашли отражение в эпической широте вокально-симфонической поэмы "Казнь Степана Разина" (на слова Евтушенко, 1964), в раскрытии темы "маленького человека" в вокальном цикле "Из европейской народной поэзии" (1948). Шостакович осуществил оркестровую редакцию опер "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), оркестровку вокального цикла "Песни и пляски смерти" (1962). Крупными событиями советской музыкальной жизни было появление нескольких концертов для фортепиано, для скрипки, для виолончели с оркестром, многих камерных произведений Шостаковича, фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струнных квартетов, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (первый подобный цикл в отечественной музыке), циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти.

    Нарочитая простота письма некоторых сочинений конца 1940-х - начала 1950-х годов (оратория "Песнь о лесах", 1949; вокальный цикл на слова Долматовского, 1951; кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", 1952) объясняется стремлением композитора ответить на обвинения в "антинародном формализме", выдвинутые тенденциозным постановлением ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели" от 10 февраля 1948 года. Многолетняя работа Шостаковича в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием городского фольклора и рабочей революционной массовой песни ("Златые горы", 1931; "Встречный", 1932; трилогия о Максиме, 1935-1939; "Человек с ружьем", 1938; "Молодая гвардия", 1948; "Овод", 1955), музыке белее поздних кинофильмов присущи симфонизированные принципы развития ("Гамлет", 1964; "Король Лир">, 1971). Творчество Шостаковича, завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значительное воздействие на развитие советского и мирового музыкального искусства.

    Произведения.

    Оперы - "Нос" (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", по Н. С Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая редакция 1956, постановка 1963, Москва), "Игроки" (по Гоголю, не окончена, концертного исполнения, 1978, Ленинград), балеты "Золотой век" (1930, Ленинград), "Болт" (1931, там же), "Светлый ручей" (1935, Ленинград, Москва), музыкальная комедия "Москва - Черёмушки" (1959, Москва); для солистов, хора и оркестра - оратория "Песнь о лесах" (слова Е. А. Долматовского, 1949), кантата "Над Родиной нашей солнце сияет" (слова Долматовского, 1952), "Поэма о Родине" (1947), сатирическая кантата "Раёк" (слова Л. Н. Лебединского, около 1960), "Казнь Степана Разина" (слова Е. А. Евтушенко, 1964), для хора и оркестра - "Гимн РСФСР" (слова С. П. Щипачёва, 1945), "Гимн Москве" (1947); для оркестра - 15 симфоний (1925; "Октябрю", 1927; "Первомайская", 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; "1905 год", 1957; "1917 год", 1961; 1962; 1969; 1971), "Праздничная увертюра" (1954), симфоническая поэма "Октябрь" (1967), увертюры, сюиты и др.; концерты с оркестром - 2 для фортепиано (1933, 1957), 2 для скрипки (1948, 1967), 2 для виолончели (1959, 1966), камерно-инструментальные ансамбли - сонаты для скрипки (1968), для альта (1975), для виолончели (1934) с фортепиано, 2 фортепианных трио (1923, 1944), 15 струнных квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фортепианный квинтет (1940), для фортепиано - 2 сонаты (1926, 1942), 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951) и др.; для хора a cappella - 10 поэм на слова русских революционных поэтов (1951) и др.; 7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано (1967), для голоса с фортепиано - вокальный цикл "Из европейской народной поэзии для сопрано, контральто и тенора с фортепиано" (1948), романсы и песни на слова А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Саши Чёрного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова, У. Шекспира, Р. Бёрнса и др., сюита "Сонеты Микеланджело Буонарроти" (для баса с фортепиано, 1974) и др., музыка к спектаклям драматического театра, кинофильмам.


    М. Сабинина
    Бельканто.ру - в мире оперы

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Семья
    2016-02-15 18:40:10

    1-я жена — Шостакович Нина Васильевна (урожд. Варзар) (1909—1954). Была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Она отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье.

    Сын — Максим Дмитриевич Шостакович (р. 1938) — дирижёр, пианист. Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.

    Дочь — Галина Дмитриевна Шостакович.

    2-я жена — Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак быстро распался.

    3-я жена — Супинская (Шостакович) Ирина Антоновна (родилась 30 ноября 1934 г. в Ленинграде). Редактор издательства «Советский композитор». Была женой Шостаковича с 1962 по 1975 гг.

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2016-10-17. ФБР США 23 года выясняло, являлся ли композитор Шостакович агентом советской разведки
    Федеральное бюро расследований (ФБР) США сделало открытым часть архивов, касающихся советского композитора Дмитрия Шостаковича (1906 — 1975). Об этом в год 110-летнего юбилея композитора пишет «Огонек».

    2010-10-18. В Москве представят две неоконченные оперы Шостаковича
    В Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской состоится концерт, на котором будут исполнены две неоконченные оперы Дмитрия Шостаковича - "Игроки" и "Большая молния". Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в "Ленту.ру", в концерте примут участие солисты центра, а также Симфонический оркестр Парижской консерватории.




  • Афоризмы Шостаковича
  • "Ошеломляюще здорово, хотя и мучительно временами"
  • Чемоданчик у дверей
  • Серьезный музыкант в "несерьезном" жанре
  • Новости
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Весы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Дмитрии
  • Кто родился в Год Лошади

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru