Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Франции
  • Инсбрук. Прогулки перед Рождеством
  • Биография Генриха Шютца (Heinrich Schutz)

  • Предшественник Баха и Генделя
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Весы (по знаку зодиака)


  • Генрих Шютц (1585-1672) - немецкий композитор. В 1590 году семья Шютца обосновалась в Вайсенфельсе. В 1598 году ландграф Мориц, восхищенный музыкальными способностями мальчика, взял его с собой в Кассель, где Шютц служил хористом и учился музыке у придворного капельмейстера Отто. В 1609 году Шютц поступил на юридический факультет Марбургского университета, однако по совету ландграфа и при его финансовой поддержке оставил университет и отправился в Венецию, чтобы продолжить обучение музыке у Дж. Габриели. В 1613 году, проведя в Венеции более 3 лет, вернулся к кассельскому двору своего покровителя. Год спустя был послан на 2 месяца ко двору курфюрста Саксонии в Дрезден. В 1615 году курфюрст Иоганн Георг I изъявил желание, чтобы Шютц остался у него на следующие 2 года. Ландграф Мориц неохотно согласился, по политическим соображениям он был вынужден подчиниться, когда курфюрст решил назначить Шютца на постоянную придворную должность.

    В качестве дрезденского придворного капельмейстера Шютц отвечал за музыкальное оформление важнейших дворцовых церемоний. Он обязан был также обеспечивать капеллу квалифицированными исполнителями и наблюдать за музыкальным воспитанием мальчиков-хористов. У Шютца учились будущие композиторы Бернгард, Тейле и Векман. Первый сборник духовной музыки Шютца "Псалмы Давида" вышел в 1619 году с посвящением курфюрсту. В том же году Шютц женился на Магдалене Вильдек (Wildeck). В 1625 году она умерла, оставив двух дочерей (заботы по их воспитанию взяла на себя ее мать).

    Шютц часто отлучался из Дрездена как по собственным делам, так и по поручению курфюрста. В 1627 году он находился в Торгау, где по случаю свадьбы дочери курфюрста Софии Элеоноры была поставлена его "Дафна" - произведение, с которого началась история немецкой оперы. В том же году Шютц выезжал в Мюльхаузен и, возможно, в Геру. В конце 1620-х годов на жизни саксонского двора начали сказываться экономические трудности, вызванные Тридцатилетней войной, заработки музыкантов резко снизились, и в 1628 году Шютц решил еще раз посетить Венецию. Здесь он общался с Монтеверди и познакомился с новейшими тенденциями итальянской оперной и церковной музыки. В 1629 году Шютц вернулся в Дрезден. Два года спустя, после того как Саксония вступила в войну и музыкальная жизнь при дворе фактически прекратилась, он воспользовался приглашением датского короля Кристиана IV и в конце 1633 года выехал в Копенгаген, чтобы взять в свои руки музыкальное оформление свадьбы наследника престола. До своего возвращения в Дрезден (май 1635 года) получал жалованье как датский придворный капельмейстер. Осенью 1639 года Шютц вновь покинул Дрезден и следующие 15 месяцев провел на службе у Георга Каленбергского. За время его отсутствия положение в дрезденской капелле не улучшилось, музыканты продолжали влачить жалкое существование, в 1642 году Шютц еще раз выехал в Данию, где проработал до 1644 года. Проведя примерно год в Брауншвайге, он отошел от активной деятельности и поселился в Вайсенфельсе, сохранив за собой титул и обязанности саксонского придворного капельмейстера. Конец Тридцатилетней войны (1648) не привел к быстрому подъему музыкальной жизни, и в 1651 году Шютц в очередной раз подал прошение об отставке, которое, однако, не было удовлетворено. Шютц смог уйти в почетную отставку лишь после смерти курфюрста (1656). Оставшиеся годы он писал церемониальную музыку для Дрездена, много путешествовал и создал произведения, принадлежащие к вершинам его творчества: "Историю Рождества Христова", 3 пассиона, Псалмы 119 и 100.

    Шютц - величайший немецкий композитор XVII века и первая фигура европейского масштаба в истории немецкой музыки. В его наследии преобладает духовная музыка на библейские тексты в немецких переводах, лишь немногие его композиции основаны на напевах лютеранских хоралов. Раннее творчество Шютца многообразно в стилистическом и жанровом отношениях. Его многохорные "Псалмы Давида" (1619) богаты динамическими и фактурными контрастами, в сборнике "Священные песнопения" (1625) представлены мотеты различных типов, от полифонических композиций a cappella до произведений в новом стиле кончертато. Позднее, особенно в 3 книгах "Священных симфоний" (1629-1650), Шютц развил и углубил итальянскую модель духовного вокально-инструментального "концерта", фактически уравняв в правах голоса и инструменты. Датированные военным временем "Маленькие духовные концерты" (1636, 1639) предназначены для небольшого вокально-инструментального состава и сочетают полифоническое письмо с принципами монодии, первостепенное значение в них придается ясной и выразительной декламации. В позднем творчестве Шютца преобладают формы ораториального типа и Страсти без оркестрового аккомпанемента. Творчество Шютца - наиболее совершенное для своего времени воплощение протестантской и гуманистической идеи "поэтической музыки" (musica poetica), оно способствовало утверждению немецкого языка в качестве богослужебного. Каталог произведений Шютца (Schutz-Werke-Verzeichnis, сокр SWV) был составлен В. Биттингером (Bittmger) и В. Брайгом (Breig) (1960, 1979).


    "Музыкальный словарь Гроува". Издательский дом "Практика".
    "The Macmillan Press Ltd".

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Предшественник Баха и Генделя
  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Весы (по знаку зодиака)

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru