Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Сезара Франка (Cesar Franck)


Французские композиторы
Биографии композиторов

Сезар Огюст Франк (Cesar Franck) Сезар Огюст Франк (Cesar Franck) (10.12.1822, Льеж, - 8.11.1890, Париж), французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. Занимался в Парижской консерватории у П. Ж. Циммермана (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), Э. Леборна (композиция). С 1843 года был органистом парижских церквей, преподавал. С 1872 года профессор Парижской консерватории (класс органа). Среди его учеников - В. д'Энди, А. Дюпарк, Э. Шоссон, Ш. Борд. Один из основателей Национального музыкального общества (1871), возглавлял его с 1886 года. В творчестве Франка - представителя музыкального романтизма 2-й половины 19 века, нашли отражение традиции французской, фламандской, бельгийской музыки, а также Иоганна Себастьяна Баха, венской классической школы и романтизма. Многим его произведениям свойственна возвышенная и глубокая лирика. Основное место в творческом наследии Франка занимают инструментальные жанры, сочетающие классичность формы с романтической порывистостью музыки: симфония (1888), симфонические поэмы "Эолиды" (1876), "Проклятый охотник" (1882) и "Психея" (с хором, 1888), поэма "Джинны" (1884) и "Симфонические вариации" (1885) для фортепиано и оркестра, камерно-инструментальные произведения; сочинения для фортепиано, органа. Значителен его вклад в вокально-симфоническую музыку: оратории "Искупление" (симфония-поэма, 2-я редакция 1874), "Заповеди блаженства" (1869-1879) и др., а также оперы "Гульда" (1885, поставлена в 1894 году), "Гизела" (окончена В. д'Энди, Э. Шоссоном и др., поставлена в 1896 году).

И. А. Медведева.
Большая советская энциклопедия.

Сезар Франк (Cesar Franck) (10.12.1822, Льеж - 8.11.1890, Париж) - французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. В 13-летнем возрасте приехал в Париж, где заснимался у А. Рейха, а затем в Парижской консерватории у П.-Ж. Циммермана (фортепиано), Ф. Бенуа (орган) и Э. Леборна (композиция). В 1842 году вернулся в Льеж, но в 1843 году вновь поселился в Париже, чтобы посвятить себя преподаванию игры на фортепиано. В 1840-е годы появились первые сочинения Франка (4 фортепианных трио, библейская эклога "Руфь"). В продолжение всей своей жизни в дальнейшем Франк занимал должности церковного органиста. В 1872 году стал профессором по классу органа Парижской консерватории.

С 1870-х годов Франк, хотя и не занимавший должности профессора композиции, группирует вокруг себя ряд талантливых молодых композиторов. Занятия у него на дому приобретают не меньшее значение, чем деятельность виднейших консерваторских педагогов. Среди учеников Ф.-А. Дюпарк, В. д'Энди, Ш. Борд, П.-О. Бревиль, Э. Шоссон, Ги Ропарц, Г. Пьерне, П. Видаль.

В 1870-80-е годы появились наиболее зрелые и значительные сочинения Франка, получившие впоследствии мировую известность. С конца 1880-х годов заметнее стало чувствоваться влияние Франка во французском "Национальном музыкальном обществе". Много сделал для распространения камерной музыки Франка замечательный бельгийский скрипач Эжен Изаи, которому посвящена знаменитая скрипичная соната Франка.

Франк культивировал в основном инструментальные жанры, сочетая классичность формы с романтической порывистостью стиля. 3начителен вклад Франка и в вокально-симфонические жанры (оратории "Искупление" и "Заповеди блаженства"). Однако в мировой репертуар вошла прежде всего его симфоническая, фортепианная и камерная музыка. Франк создал также ряд превосходных произведений для органа.

В некоторых произведениях Франк оставляет классические принципы формы и обращается к жанру созданной Ференцем Листом симфонической поэмы, отображающей средствами музыки поэтический сюжет. Таковы его "Эолиды" (1876), "Проклятый охотник" (1882), "Психея" (с хором, 1888). Фортепианные циклы Франка - своеобразное развитие поздних бетховенских сонат и шумановской "Фантазии" ("Прелюд, хорал и фуга", "Прелюд, ария и финал").

Несмотря на влияние немецкой романтической музыки и Иоганна Баха, в сочинениях Франка часто проступают черты французской мелодики с ее своеобразной ладовостью. Морис Равель говорил, что мелодии Франка "возвышенные и проясненные", а его гармонии "отличаются поразительным богатством". Гармонический стиль Франка предвосхищал некоторые приемы последующей, импрессионистской эпохи. Живые истоки франковских традиций получили продолжение не только у его прямых учеников, но и в музыке эпохи Клода Дебюсси, при всей противоположности ее стилистической направленности.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Французские композиторы
    Биографии композиторов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru