Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Информация о Китае
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Пьетро Аретино (Pietro Aretino)


Итальянские писатели
Биографии писателей

Пьетро Аретино (Aretino) (20.4.1492, Ареццо, - 21.10.1556, Венеция), итальянский писатель и публицист. В бытовых комедиях в прозе: "Кузнец" (1533), "Придворная жизнь" (1534), "Таланта" (1542), "Лицемер" (1542), "Философ" (1546) Аретино выводит галерею типов, представляющих разные слои феодально-католического общества, критикуя его устои с позиций свободомыслия, характерного для эпохи Возрождения. Европейскую славу создали Аретино пять его "Диалогов", три из которых получили в печати название "Рассуждений" (изд. 1534, 1536, 1539). Два "Рассуждения" посвящены нападкам на пороки женщин, третье - цинично живописует придворные нравы. Стихотворные и прозаические памфлеты (в форме "предсказаний") Аретино направлены против государей и политических деятелей. Своими испепеляющими сатирами он стяжал славу "бича государей" и отца современной журналистики. Особый интерес представляет его переписка (около 3300 писем), дающая картину общественной и культурной жизни Италии 1-й половины 16 века (главным образом 1525-1556). В 1558 году сочинения Аретино были внесены Ватиканом в индекс запрещенных книг.


Большая советская энциклопедия.
Н. Б. Томашевский.

Пьетро Аретино (Pietro Aretino) (1492-1556), итальянский писатель эпохи Возрождения. Родился 20 апреля 1492 года в Ареццо (Тоскана) в семье сапожника. Не получил систематического образования. В четырнадцатилетнем возрасте ушел из дома; вел бродячую жизнь; перепробовал самые различные занятия (был погонщиком мулов, уличным певцом, даже помощником палача). Некоторое время учился в университете в Перужде (Умбрия), но был исключен за вольнодумство; пытался стать живописцем. В 1516 году приехал в Рим. Своей едкой сатирой "Завещание слона" привлек внимание папы Льва X (1513-1522) и удостоился его покровительства. В правление Адриана VI (1522-1523) сочинил несколько пасквинат (небольших сатирических памфлетов) против ряда влиятельных лиц и самого папы, впал в немилость и бежал в Мантую. Вернулся в Рим после воцарения нового папы Климента VII (1523-1534), однако, несмотря на его благоволение, в 1525 году был вынужден покинуть Вечный город из-за враждебности, вызванной его слишком фривольными стихами. Поступил на службу к кондотьеру Джованни Медичи дель Банде Нере. В 1525-1526 годах написал свою первую комедию "О придворных нравах", высмеивающую папский двор. После смерти Джованни Медичи в 1527 году обосновался в Венеции, где создал свои основные сочинения, прежде всего комедии "Кузнец" (пародия на сам комедийный жанр), "Лицемер" (прообраз мольеровского "Тартюфа"), "Философ" (гротескное изображение гуманистической учености) и трагедию "Горация" на известный сюжет из Тита Ливия о поединке Горациев и Куриациев. Благодаря своему острому перу приобрел чрезвычайную популярность в Италии. Хотя имел прозвище "бич государей", пользовался покровительством сильных мира сего - германского императора Карла V и его наместников в Италии, семьи Медичи, герцога Урбино, князя Салерно, маркиза Дель Васто. Получая от них щедрые денежные подарки и беззастенчиво торгуя панегириками и эпиграммами (Тациан назвал его "кондотьером от литературы"), жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Канале-Гранде; поддерживал дружеские отношения со многими видными итальянскими художниками - Тицианом, Сансовино, Вазари, Джулио Романо. Умер 21 октября 1556 года в Венеции от сердечного приступа. Сочинения Аретино были внесены Римом в Индекс запрещенных книг.

Пьетро Аретино считался ведущим итальянским писателем своего времени. Он творил в самых разных жанрах, прежде всего в сатирическом и комедийном. Кроме пасквинат, он оставил после себя героико-комическую поэму "Орландино", в которой осмеивал рыцарство, пародию на астрологические гороскопы "Предсказания", сатирические диалоги - "Рассуждения" (1532-1534), "Диалог о дворе" (1538), "Диалог об игре" (1545). Среди его пяти комедий лучшими являются "О придворных нравах" (1526), "Кузнец" (1533) и "Философ" (1546). Как комедиограф он порывает с традициями гуманистической "ученой комедии" и пытается разрушить классические комедийные фабулы и типажи. Для его комедий характерны отсутствие единого сюжета, разорванность композиции, несвязанность сцен, немотивированность действия. Главная цель Аретино - натуралистическая имитация реальной жизни; он даже дает некоторым комическим героям имена их подлинных прототипов. В лучших своих комедиях ему удается индивидуализировать речь персонажей. Аретино критикует нравы своего "позорного века" с точки зрения простолюдина. Его комедийный мир населен живыми и колоритными людьми из народа - мастеровыми, слугами, сводницами, мошенниками, ворами и др., говорящими на сочном грубоватом языке улицы.

Единственная трагедия Аретино - "Горация" (1546) - занимает особое место в итальянской литературе. В ней впервые в ренессансной драматургии хор заменяется народом, который определяет исход драматического конфликта. Здесь нет жестоких сцен, сюжет развивается прямолинейно, характеры однозначны, язык отличается простотой и ясностью. Автор стремится освободиться от монологов (и вестников) и заменить рассказ о событиях непосредственным сценическим действием, хотя и не всегда успешно.

Аретино также писал по заказу сочинения на религиозные темы, в первую очередь романизированные жития - "Вочеловечнный Христос" (1535), "Житие Св. Екатерины" (1540), "Житие Св. Девы" (1540), "Житие Св. Фомы Аквинского" (1543). Из под его пера вышли многочисленные поэтические произведения - капитоли, канцоны и сонеты, а также эпическая поэма "Марфиза" (были опубликованы только три ее первые песни). Значительный интерес представляет обширное эпистолярное наследие Аретино (шесть томов), в котором, помимо богатейшей исторической информации (он активно переписывался как с государственными мужами, так и с деятелями итальянской культуры), можно обнаружить основные виды журналистской прозы (военный репортаж, политическая передовица, художественная рецензия).


Евгения Кривушина
Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Цитаты
    Дата: 2016-04-15 20:15:59

    Риторика на конце языка у всякого, кто любит, кто обманывает и кто нуждается.

    Мир теперь находит менее утомительным быть злым, чем добрым.

    Именно в борделе особенно ценят приличие.

    Я люблю вас, и потому вы скорее станете ненавидеть меня за открытую вам правду, чем обожать за произнесенную мною ложь.

    Добавить комментарий к статье




    Итальянские писатели
    Биографии писателей
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru