Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Пять лучших экскурсий на Мальте
Настоящая Куба

Сняв сериал, Сергей Колосов вызвал огонь на себя


Биография
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые Сергеи

Когда человеку за 90, его уход кажется естественным — возраст. Ничего необычного. Что сказать о тихом старичке, когда в этот же день утонула в ванной сама Уитни Хьюстон? Но я хочу написать об этом негромком человеке, достойно встретившем свою старость, свой уход.


Выбор в пользу ТВ


Сергею Колосову шел 91 год, но его смерть стала исторической: ушел из жизни человек, снявший первый в СССР сериал. Сегодня, когда количество «долгоиграющих телепластинок» на постсоветском пространстве зашкаливает, переходя все разумные пределы (зачастую при весьма среднем качестве), трудно представить, что такое был для нашего ТВ первый сериал — «Вызываю огонь на себя».

Естественно, военно-патриотическая тема, идеология на высоте, но — событие. Качественная работа на десятилетия, посвященная советско-польскому подполью в годы Великой Отечественной войны. Профессиональные сценарий и режиссура, крепкие актеры — Л. Касаткина, А. Лазарев, О. Ефремов… И немалый риск — впервые освоить сериальный формат. Примет ли это зритель? Зритель принял, да еще как!

Между тем к этой работе Колосов подошел опытным мастером. За плечами было детство в интеллигентной семье, две войны (Финская и Великая Отечественная), тяжелые ранения, обучение на режиссерском факультете в ГИТИСе, успешная работа в Центральном театре Советской Армии, Московском театре сатиры. У Колосова были отличные учителя — А. Д. Попов, Б. Е. Захава. В кино его зазвал небезызвестный Иван Пырьев. При своем тяжелом характере Иван Александрович привел в кинематограф множество талантливых людей, в том числе и С. Колосова.

В те годы, вспоминал Сергей Николаевич, далеко не у каждого дома был телевизор. Но у классика советской режиссуры А. Попова был. И он еще тогда сказал своему молодому коллеге: «За телевидением будущее».


«Операция» удалась на славу


Колосов это тоже почувствовал. Сделал, в конце концов, выбор не в пользу театра и, поработав на радио, не забывая кино, отдал свою большую, долгую жизнь маленькому экрану. Он снял телефильм по знаменитому спектаклю ЦТСА «Укрощение строптивой», но шекспировская комедия была все-таки всего лишь телеверсией: автором спектакля с участием Л. Касаткиной и А. Попова-младшего был все-таки не Колосов, а Попов-старший, Алексей Дмитриевич.

А вот «Операция «Трест» окончательно утвердила Сергея Колосова в ряду лучших и первых телевизионных режиссеров. Прекрасно помню, как мальчишкой с огромным увлечением смотрел этот 4-серийный телефильм. Привлекала совсем не борьба чекистов с беляками и шпионами, а нечто другое — чувствовалось, как здорово играют актеры, какие многогранные характеры заявлены в сериале, как все точно выстроено. В детстве это было одно из самых сильных телевпечатлений, полученных благодаря маленькому чуду — «Рекорду».

И сейчас помню сильное сочетание художественной и документальной линий, замечательный пролог, где на современном эскалаторе спускались к нам актеры, призванные окунуться вместе с нами в далекие послереволюционные времена. В помещении Ярославского вокзала на глазах телезрителей волшебно сменялись эпохи — вот только щебетала на наших глазах стайка студенток конца 60-х годов прошлого века, как вдруг прошел мимо суровый красноармеец в буденовке, и постепенно вокзал переставал быть сегодняшним, вступали в свои права полыхающие пожарами 20-е. Причем все это происходило неожиданно и, заметьте, без модных нынче спецэффектов. Казалось бы, открытые театральные приемы, а как сильно!

Мастерская работа Игоря Горбачева в роли интеллигента Александра Александровича Якушева — его мягкая речь, непременное пенсне, виноватые глаза. Да, переметнулся к красным. Но по тем временам вопросов по этому поводу не возникало. А Армен Джигарханян, еще молодой, не заматеревший, стройный и такой умный в роли чекиста Артузова! Бородка, проницательный взгляд. Мне, ребенку, казалось что это даже не Артур Христианович Артузов, а сам Феликс Эдмундович Дзержинский — воплощение совести и ума ЧК, революции… И разве забыть, как застрелилась эсерка Мария Захарченко, героиня Л. Касаткиной, застрелилась на фоне многочисленных стогов сена. Это было так трагично, так красиво. И все это благодаря С. Колосову.


Если б не было ее… Касаткиной


Да, и в этот раз (почти как всегда) с ним рядом была Людмила Касаткина — звезда советского, российского театра и кинематографа, а для Колосова — любовь, подруга, жена. Они познакомились еще в студенческие времена и всегда были рядом. Несмотря на то, что Касаткина прославилась в кино прежде всего благодаря «Укротительнице тигров», все ее главные работы были сделаны под руководством С. Колосова — и «Душечка», и «Мать Мария», и «Дороги Анны Фирлинг», и «Помни имя свое»… Редкий союз творческих людей, вызывающий удивление и заслуживающий уважения. И заметьте, за всю долгую жизнь никаких скандалов, вынесенных на люди, никакого дешевого пиара. Даже как-то странно по нынешним временам. И — достойно всяческого уважения.

Конечно, Касаткина всегда была заметна и как актриса театральная (ее театр — ЦТСА). Но возраст для любой театральной актрисы — проблема из проблем. Нечего играть, вытесняют молодые. Колосов всегда находил для Касаткиной интересные работы в кино и на телевидении, и, знаете, даже язык не поворачивается сказать: дескать, отдавал все главные роли своей жене. Они действительно были коллегами, соавторами, легко понимали друг друга и — помогали друг другу. Что бы делал он, если бы не было ее? А она — без него?


Он благословлял шедевры


Следует сказать спасибо Сергею Николаевичу Колосову и за то, что, будучи с 60-х годов прошлого века художественным руководителем художественного объединения «Телефильм», он не только снимал сам, но и способствовал тому, что в объединение приходили сильные режиссеры, там снимались фильмы, на десятилетия ставшие любимыми для народа. Для примера: Колосов пригласил в «теледело» талантливого театрального режиссера Марка Захарова, и мы получили целый ряд отличных фильмов, ставших классикой («Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен» и так далее). При Колосове в его объединении снимали свои шедевры Е. Ташков («Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства»), В. Басов («Опасный поворот»), Э. Рязанов («Ирония судьбы»), удачно работали С. Дружинина, Ю. Карасик, другие режиссеры. Надо ли говорить, что Колосову приходилось и проталкивать, и убеждать, и защищать, а порой и наступать на горло собственной песне, понимая, что тот, кому ты даешь широкую улицу, ничуть не менее талантлив, чем ты сам (а может, и более). Но в том-то и заключается талант руководителя, чтобы оценить и помочь, отринув зависть и прочие не самые светлые чувства. У Колосова этот талант был. К тому же стилистику многим телевизионным фильмам задал именно он сам, будучи пионером этого дела, первопроходцем. И — умел радоваться чужому успеху, благословляя работы талантливых телевизионных мастеров.

…Сергея Николаевича одолевали многие болезни, уже полгода он находился в больнице. В минувшие выходные один из телеканалов показывал его «Назначение». Я немного посмотрел, не зная, что Колосова больше нет. Чудесный фильм, классическая, умная и тонкая драматургия А. Володина, отличные актерские работы А. Миронова, А. Калягина, И. Купченко. Как всегда, светлая, очень добротная режиссура Сергея Колосова. Я смотрел, не зная, что прощаюсь и говорю спасибо.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 412, 17 ФЕВРАЛЯ/23 ФЕВРАЛЯ 2012


Добавить комментарий к статье




Биография
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые Сергеи


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru