Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Юрий Лисянский, великий мореплаватель из Нежина


Биография Лисянского
Путешественники
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юрии
Биографии путешественников
Кто родился в Год Змеи
Великие мореплаватели

Юрий Федорович Лисянский Адмирала Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки А. Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой / Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой». Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда») осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева»), который в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 г., было в большой мере автономным.

Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 г. принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США), первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!

Родился будущий русский мореплаватель и путешественник Ю. Лисянский в 1773 г. в Киевской губернии, в семье священника, протоиерея Нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Грезивший сызмальства о море мальчик был отправлен с 1783 г. на учебу в Морской кадетский корпус, где и подружился с Крузенштерном, своим ровесником.

В 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, Лисянский поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», входивший в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На фрегате во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. 15-летний гардемарин участвовал в нескольких морских сражениях: Гогландском, а также при Эланде и Ревеле.

В 1789 г. был произведен в мичманы, а в 1793 г. уже в чине лейтенанта был направлен с Балтфлота волонтером в числе 16 лучших морских офицеров в Англию, где стажировался 4 года и даже поучаствовал в боях королевского флота против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки.

Лисянский путешествовал по США, в Филадельфии встречался с первым президентом США Дж. Вашингтоном, на американском корабле побывал в Вест-Индии, где в начале 1795 г. едва не погиб от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии, обследовал и описал остров Св. Елены, этнографически изучал колониальные поселения в Южной Африке и многие географические объекты.

В 1800 г. вернулся в Россию капитан-лейтенантом с трехлетним стажем, обогащенный опытом и знаниями в областях навигации, метеорологии, морской астрономии, морской тактики, естественных наук, получил должность командира фрегата «Автроил» на Балтфлоте.

В ноябре 1802 г. за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях Ю. Лисянский был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Началом подготовки к 1-й русской кругосветной экспедиции считают июль 1799 г., когда Российско-американская компания, занимавшаяся торговым освоением территорий Русской Америки, Курильских и других островов, высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. Чиновники препятствовали осуществлению проекта силами русских моряков, полагая, что следует нанять англичан для первой кругосветки под флагом России. Однако новый военно-морской министр адмирал Мордвинов не просто поддержал проект Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания не 1, а 2 корабля для увеличения выживаемости экспедиции.

Закупку кораблей в Англии осенью 1802 г. осуществил капитан-лейтенант Лисянский (вместе с корабельным мастером Разумовым). Приобретенный 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением в 450 тонн был переименован в «Надежду» (командовать назначен капитан-лейтенант И.Ф. Крузенштерн), а 14-пушечный шлюп «Темза» (370 тонн) – в «Неву» (капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский).

Через полстолетия после этой экспедиции гидрограф Н.А. Ивашинцов назвал подготовку Крузенштерном и Лисянским кораблей и команд к путешествиям образцовой. Однако в первом же жестоком шторме трагедию предотвратили только мужество и искусство русских моряков. Корабли пришлось конопатить заново в порту Фалмут в Ла-Манше.

14 ноября 1803 г. в Атлантическом океане два российских шлюпа под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор. Капитаны сблизили свои корабли, стоя на мостиках в парадных мундирах при шпагах. Над экватором трижды грянуло «ура!», а матрос шлюпа «Надежда» Павел Курганов, изображавший морского бога Нептуна, приветствовал высоко поднятым трезубцем русских моряков с вступлением в Южное полушарие.

Специалисты отмечают, что ни одна из морских наций, бороздивших океаны прежде русских, не обнаружила того, что открылось русским исследователям Лисянскому и Крузенштерну: никем до них не были описаны экваториальные течения.

В феврале 1804 г. «Надежда» и «Нева» обогнули Южную Америку у знаменитого мыса Горн и вышли в Тихий океан. Лисянский направился к о-ву Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У о-ва Нукухива (Маркизские острова) корабли снова соединились и проследовали к Гавайскому архипелагу. В тумане они потеряли друг друга: шлюп «Надежда» направился к Камчатке, а «Нева» Лисянского – к берегам Аляски. С 1 июля 1804 г. она более года находилась у берегов Северной Америки, где Лисянский и штурман Д. Калинин обследовали о-в Кадьяк и часть островов архипелага Александра, открыв при этом о-ва Крузова и Чичагова.

По просьбе правителя русских поселений в Америке А. Баранова Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападений, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы.

Надо отметить, что описания многих кругосветных путешествий, совершенных западноевропейскими мореплавателями, составлены были обычно в тоне высокомерного презрения к «диким», которых европейцы считали неизмеримо ниже себя в расовом отношении. Такая точка зрения, естественно, выражалась и в ряде насилий и грабежей местного туземного населения, которыми так прославились, например, испанские и португальские конкистадоры. Знаменитый английский мореплаватель Кук погиб во время одного из таких вооруженных столкновений. Но ничего подобного не происходило во время русских кругосветных путешествий! Лисянский и Крузенштерн подали благородный пример гуманизма другим русским кругосветным путешественникам. «Конечно, – писал потом Ф.П. Литке, столкнувшийся с противодействием со стороны местных жителей на Сенявинских островах, – мы могли бы удержать дикарей в почтительном от нас расстоянии. Для сего оставалось одно средство – дать им почувствовать силу нашего огнестрельного оружия. Но средство сие почитал я слишком жестоким и готов был лучше отказаться от удовольствия ступить на открытую нами землю, нежели купить это удовольствие ценою крови».

В августе 1805 г. Лисянский вышел на «Неве» с острова Ситка с грузом пушнины в Китай, и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути тот самый «свой» гавайский остров, а также риф Нева и риф Крузенштерна. 4 декабря 1805 г. в Макао «Нева» вновь соединилась с «Надеждой». Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь, через Южно-Китайское море и Зондский пролив вышли в Индийский океан, достигнув юго-восточного побережья Африки. Из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды корабли снова потеряли друг друга из виду до самого конца похода.

Крузенштерн на о-ве Св. Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с противником, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген.

Лисянский же решился на безостановочный переход до Англии, полагая, что «столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали». Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня (удивительно короткий по тем временам срок!) без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута, где публика восторженно встретила экипаж Лисянского.

22 июля (5 августа) 1806 г. «Нева» Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 3 года первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп «Надежда» прибыл двумя неделями позже. Однако слава русского кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на 3 года раньше Лисянского, считавшего задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). За заслуги Лисянский получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию. Показательный факт: офицеры и матросы шлюпа подарили капитану на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля «Нева».

Во время странствий Лисянский собирал личную коллекцию: утварь, одежду, оружие, а также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества. Плавание Крузенштерна и Лисянского было признано географическим и научным подвигом. Была отлита медаль с надписью: «За путешествие кругом света 1803–1806». Результаты экспедиции были обобщены в обширных географических трудах Крузенштерна и Лисянского, а также ученых-естествоиспытателей Г.И. Лангсдорфа, И.К. Горнера, В.Г. Тилезиуса и других.

В период похода Лисянский вел астрономические определения широты и долготы посещаемых пунктов и наблюдения за морскими течениями; он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими, но и (совместно с Крузенштерном) открыл межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, составил географическое описание многих островов, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии. Лисянский исправил многочисленные неточности в морских описаниях и картах.

Итак, первое в истории российского флота кругосветное плавание завершилось полным триумфом, который был обусловлен в немалой степени неординарными личностями командиров Крузенштерна и Лисянского, отношения которых – дружеские и доверительные – решающим образом содействовали успеху дела.

Роли Ю. Лисянского в первой русской кругосветке следует отдать должное, располагая и современными данными. Исследователи Военно-морской академии в 1949 г. установили, что из 1095 дней плавания лишь 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 «Нева» провела в одиночестве. Корабль Лисянского из 45083 миль путешествия 25801 милю прошел самостоятельно. Можно смело говорить, что шлюпы «Надежда» и «Нева» провели, по сути, два почти независимых кругосветных плавания.

Первая русская кругосветка открыла целую эпоху блистательных успехов наших моряков: в первой половине XIX в. русские мореплаватели совершили 39 кругосветных путешествий, что значительно больше экспедиций англичан и французов, вместе взятых. А некоторые русские мореплаватели прошли кругосветки на парусниках дважды и трижды. Симптоматично: легендарный первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен был мичманом на шлюпе Крузенштерна «Надежда». Отто Коцебу, один из сыновей писателя Августа Коцебу, возглавлял две кругосветные экспедиции в 1815–1818 и в 1823–1826 гг. Он стал рекордсменом по первооткрывательству, нанеся на карты более 400 островов в тропической полосе Тихого океана.

В 1807–1808 гг. Лисянский продолжал службу на судах Балтийского флота, командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов Балтийского флота. Участвовал в боевых действиях против Англии и Швеции. В 1809 г. получил чин капитана I ранга и пожизненный пансион, единственное средство к существованию.

В 36 лет, вполне рано, каперанг Ю. Лисянский вышел в отставку. Поскольку Адмиралтейство отказалось финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского», возмущенный автор уехал в деревню и в 1812 г. за собственный счет издал в Петербурге свое 2-томное «Путешествие», а затем также на свои собственные средства «Альбом, собрание карт и рисунков, принадлежащих к путешествию». Нет пророка в своем отечестве, но Лисянский получил большое признание за рубежом, собственноручно переведя свой труд на английский и выпустив в Лондоне (1814). Годом позже он вышел на немецком.

Скончался знаменитый мореплаватель 22 февраля (6 марта) 1837 г. в Петербурге и был похоронен на Тихвинском кладбище в Некрополе мастеров искусств, в Александро-Невской лавре. Памятник на его могиле представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном, с изображением жетона участника кругосветного плавания на корабле «Нева» (скульпторы В. Безродный и К. Леберехт).

Верно говорят, что хорошее древо дает хороший плод. Сын флотоводца-кругосветчика Платон Лисянский (1820–1900) дослужился до адмиральского звания, был мореплавателем, адъютантом вице-адмирала Лазарева (1849) и вице-адмирала Великого князя Константина Николаевича (с 1853). Был гуманистом и крупным благотворителем: основал приют в честь Святого благоверного князя Михаила Черниговского в Санкт-Петербурге и другие приюты.

Спущенный на воду в 1965 г. на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге ледокол, названый чуть позже «Юрий Лисянский», служит флоту до сих пор.

Даже наше беспамятное время, на удивление, иногда прозревает: с октября 2008 г. компания «Аэрофлот» ввела в эксплуатацию новый авиалайнер А320 «Ю. Лисянский».


Ангелина ДЕМЬЯНОК
Одна Родина 07.08.2011


Добавить комментарий к статье




Биография Лисянского
Путешественники
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Юрии
Биографии путешественников
Кто родился в Год Змеи
Великие мореплаватели


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru