Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Чехия. Знакомство перед поездкой
Корея. Путешествие в Пэкче

Чаплин в юбке. Джульетта Мазина


Итальянские актеры
Известные итальянцы
Кто родился в Год Петуха

Джульетта Мазина (Giulietta Masina) Кинобизнес традиционно жесток по отношению к женщинам – актрис отбирают, прежде всего, по форме, а не по содержанию. Но вот ведь парадокс: наиболее титулованные актрисы, как правило, не отличаются сногсшибательной внешностью – взять хотя бы Джуди Денч, Анни Жирардо, Мерил Стрип, Хелену Бонэм Картер, Инну Чурикову, Татьяну Васильеву, Евгению Добровольскую…

В плеяде "дурнушек" мирового кинематографа, которым удалось попасть на большой экран исключительно благодаря недюжинному таланту, одно имя стоит особняком.

Это Джульетта Мазина, верная спутница гениального Федерико Феллини, сама великая актриса, создавшая эталонный образ грустной клоунессы, хрупкой, но решительной женщины с кристально чистой душой и открытым сердцем, которая, несмотря на агрессию и подлость окружающих её людей, свято верит во всепобеждающую силу добра и справедливости.

Джулия Анна Мазина родилась 22 февраля 1921 года в городке Сан-Джорджо ди Пьяно на севере Италии. Её отец был подающим надежды виолончелистом, но, когда женился на девушке из богатой семьи, по приказу тестя забросил музыку и устроился кассиром на завод минеральных удобрений, о чём потом жалел всю жизнь. Когда Джулии исполнилось четыре годика, её отдали на воспитание бездетной тётке, большой поклоннице искусств и гуманитарных дисциплин. Джулия получила блестящее начальное образование и без труда поступила на филфак Римского университета.

Ещё подростком Джулия увлеклась лицедейством, участвовала в университетской самодеятельности, а в 18 лет вступила на подмостки профессионального театра – исполнила роль феи. Вскоре она стала настоящей "звездой" утренней сцены – играла принцесс, зайчиков, белочек и прочих забавных сказочных существ. Впрочем, худенькой и миниатюрной, чуть выше полутора метров ростом, девчушке с невинным детским выражением лица других ролей и не предлагали. Решив подзаработать, Мазина нанялась озвучить радиоспектакль, который поставил пока ещё безвестный репортёр и карикатурист, скрывавшийся от вербовки в армию Муссолини и предпочитавший представляться лишь по имени – Федерико.

Спустя годы Феллини признался, что прежде влюбился в голос Мазины, а когда увидел её живьём, то сначала оторопел, но уже через мгновение потерял голову.

"Маленькая женщина со взглядом потерявшейся собачки" – в эту короткую и меткую характеристику Феллини сумел вложить все нежные и трепетные чувства, которые он испытал по отношению к новой знакомой.

На первом свидании Федерико повёл себя как самоуверенный и вальяжный щёголь. Затащил Джулию в дорогущий ресторан, тряс пачкой денег, рассказывал всякие небылицы, как и многие благовоспитанные юноши, пытался выдать себя за отпетого хулигана. Девушка быстро раскусила напускную браваду ухажёра, развеселилась и… не смогла устоять. В 1943-м они поженились. По просьбе мужа Джулия чуть подкорректировала своё имя и отныне стала зваться Джульеттой – в честь шекспировской героини.

Феллини делал первые уверенные шаги в кинорежиссуре, Мазина – на актёрском поприще. Было бы странно, если бы они не попробовали выступить в тандеме. В 50-х Феллини одну за другой снял несколько лент с участием Мазины – "Огни варьете", "Белый шейх", "Дорога", "Мошенники", "Ночи Кабирии". Две из этих картин заслуживают особого зрительского и читательского внимания.

Джельсомина из "Дороги" - жизнерадостная и чудаковатая деревенская простушка, которую родная мать продаёт в цирковое рабство. Там Джельсомина сталкивается с нечеловеческой злобой и жестокостью, но не теряет присутствия духа. Наверное, потому что не может и не хочет смириться с тем, что обречена… Набожная и не слишком удачливая проститутка Кабирия мечтает о Большой Любви. И вот ей повезло – она встречает лощёного и обаятельного красавца-мужчину, настоящего принца, который сулит ей безбедное будущее, но лишь разбивает сердце, заодно украв все её сбережения…

Сейчас невозможно не признать, что "Дорога" и "Ночи Кабирии" – выдающиеся фильмы. А когда-то продюсеры наотрез отказывались видеть Мазину в качестве исполнительницы главных ролей – мол, низкорослая, тщедушная, страшненькая… Подумаешь, жена режиссёра. Неужели нельзя было найти какую-нибудь хорошенькую актриску, на которую зрителям будет приятно смотреть? Но Феллини стоял на своём – либо Мазина, либо он сворачивает съёмки.

Пожалуй, вряд ли кто из кинодельцов догадывался, что Джельсомина и Кабирия – это женские ипостаси самого Феллини, именно этим героиням он придал потаённые черты своего характера, наделил их своими детскими страхами и переживаниями, мечтами и надеждами. И только Джульетта, которая знала мужа лучше всех остальных, могла вытащить эти зашифрованные откровения наружу и досконально воплотить на экране режиссёрский замысел.

Вопреки опасениям продюсеров, фильмы произвели фурор, восторженные критики осыпали Феллини всевозможными наградами и призами, а Мазине дали лестное прозвище – Чаплин в юбке. Вскоре окрылённый Феллини выстрелит ещё двумя лентами, перевернувшими мир кино, пусть и без Мазины – "Сладкая жизнь" и "8 1/2". Они были полны сил, творческих планов, излучали любовь и оптимизм. Их семейное счастье омрачало лишь отсутствие детей.

Сразу после свадьбы молодые решили завести ребёнка. Однажды беременной Джульетте понадобилось достать что-то с верхней полки, не дотянувшись, она взобралась на шаткую стремянку… Джульетта упала, у неё произошёл выкидыш. Во второй раз беременность и роды протекали крайне тяжело, появившийся на свет мальчик прожил всего полмесяца. Врачи объявили Джульетте, что больше она никогда не сможет стать матерью.

Эта двойная, даже тройная трагедия сплотила супругов, они поклялись, что сквозь все беды и невзгоды пройдут только вдвоём, вместе, рука об руку. Хотя со стороны их союз казался странноватым и не столь радужным.

Федерико был человеком нетерпимым и неуступчивым; Джульетте приходилось самой за него хлопотать, обивать пороги киностудий, встречаться с нужными людьми, вникать в бухгалтерские и юридические тонкости. В быту Федерико был безалаберным и совершенно беспомощным; Джульетта аккуратно вела домашнее хозяйство. Она любила музыку и танцы, он предпочитал чтение и рисование. Он частенько уходил в себя, в мир собственных фантазий и иллюзий, даже близкие друзья не могли определить, когда он говорит им что-то важное, когда балагурит и несёт околесицу, а когда вслух обдумывает сюжет будущего фильма. Она всегда ему подыгрывала, она же спускала его на землю, когда он слишком уж увлекался и завирался.

Феллини обожал сорить деньгами; правда, тратил он их в основном на себя. Мог ради смены обстановки вселиться в самый дорогой номер самого престижного отеля. Мог без особого повода устроить грандиозную вечеринку, на которой рекой лилось эксклюзивное коллекционное вино. Мог заплатить баснословную сумму за партию столь любимых им красных галстуков и шейных платков, которые он заказывал у лучших итальянских портных. Сколько их у него было – сотни, тысячи? А Джульетта за всю свою жизнь не заимела ни единого мехового манто, ни шкатулки с драгоценностями, а на все вопросы о скупости Федерико отвечала, что шубы и бриллианты не добавляют женщине красоты – так зачем они тогда нужны? Вообще, чета жила неподобающе для их статуса скромно – никаких роскошных автомобилей, никаких яхт и загородных вилл. Небольшая квартира в центре Рима, а в ней со вкусом подобранная библиотека – вот и всё их богатство.

Водился за Федерико ещё один грешок – неуёмное физическое влечение к дородным пышногрудым блондинкам, полным противоположностям Джульетты. После каждой измены Феллини обязательно докладывал жене: где он был, с кем, как всё прошло. Мазина безропотно прощала блудного супруга, а на публике делала вид, что к мужниным адюльтерам относится равнодушно. В конце концов, Федерико, не переносивший запаха табака, миллион раз просил Джульетту бросить курить, а та будто нарочно продолжала дымить, как паровоз. Каждый имеет право на маленькие слабости. А жить с гением, по словам Мазины, всё лучше, чем с глупцом.

Несмотря на несхожесть характеров, привычек, жизненных принципов Федерико и Джульетта не могли существовать порознь. Они были друг для друга мужем и женой, братом и сестрой, отцом и дочерью, матерью и сыном, режиссёром и актрисой, творцом и музой, королём и премьер-министром, доблестным рыцарем и преданным оруженосцем.

В 1965-м году Феллини снял ленту "Джульетта и духи", которую вначале замышлял как комедийный бенефис Мазины. По ходу работы над фильмом основная идея претерпела кардинальные изменения – в итоге получилась серьёзная драма, размышление о месте женщины в современном мире, о её тернистом пути к независимости, о методах борьбы с мужским деспотизмом, о том, насколько сама женщина готова стать свободной и при этом не утратить исконного женского начала.

С конца 60-х Мазина почти не снималась. Но вряд ли бы фильмы зрелого Феллини состоялись без участия Джульетты. Во время съёмок маэстро бегал звонить жене чуть ли не каждые пять минут – советовался, выслушивал её мнение, отчаянно спорил, но почти всегда соглашался.

Единственный раз за всю совместную жизнь они крупно поссорились, когда Мазина отказалась внять просьбам супруга и не приехала поддержать его на съёмки "Сатирикона", которые давались режиссёру с колоссальным трудом и завели его в творческий тупик. Взбешённый Федерико пригрозил ей разрывом, и тогда Джульетта всё-таки удостоила площадку своим присутствием – тихо села в уголке и принялась вязать мужу новый свитер, не обращая на съёмочный процесс ни малейшего внимания. Этого хватило – Феллини быстро завершил работу над фильмом, который позже вошёл в золотой фонд мировой киноклассики.

В 1985-м на экраны вышла лента "Джинджер и Фред", трогательная романтическая история о пожилых чечёточниках. Впервые Феллини удалось свести в кадре любимую актрису и жену Джульетту Мазину и любимого актёра и лучшего друга Марчелло Мастроянни. Увы, картина провалилась в прокате. Феллини мрачно пошутил: "Мой зритель умер".

Когда режиссёр получал свою пятую по счёту премию "Оскар", на сей раз за вклад в киноискусство, он прервал благодарственную речь и прямо со сцены обратился к жене, сидевшей в партере: "Джульетта, перестань плакать". Луч прожектора выхватил Мазину – неброско одетую старушку с неизменным взглядом потерявшейся собачки. Она не выдержала и зарыдала в голос, вся собравшаяся в зале голливудская элита принялась её утешать.

Тогда ещё никто не знал, что у заядлой курильщицы Мазины обнаружили рак лёгких. О своей болезни она не сказала даже мужу, отказалась от химиотерапии, лечилась на дому, урывками, тайком. Лишь когда у Феллини случился обширный инфаркт, Джульетта согласилась на госпитализацию, но потребовала, что бы её положили в одну палату с законным супругом и предоставили ей возможность за ним ухаживать – даже на пороге собственной смерти она заботилась о любимом Федерико.

30 октября 1993 года Феллини и Мазина отметили золотую свадьбу. Он едва выкарабкался после инфаркта, она угасала на глазах. Оба понимали, что это их прощальный семейный праздник. Феллини пригласил жену в ресторан – естественно, выбрал самый шикарный. Там Федерико неожиданно поперхнулся куском сыра, долго не мог откашляться. Надорванное сердце не выдержало, наутро он скончался.

Когда гроб с телом Феллини везли по Риму, пришлось перекрывать центральные улицы и вводить полицейское оцепление – весь город пришёл проститься с гордостью нации. Нет, Федерико, твой зритель не умер, он просто изменился, стал жёстче и прагматичнее, и теперь, устыдившись, провожал тебя в последний путь бурными аплодисментами.

На Мазину было больно смотреть – отрешённая, еле стоявшая на ногах, она без умолку повторяла: "Без Федерико меня нет…". Через пять месяцев, 23 марта 1994-го, не стало и Джульетты Мазины.

Перед кончиной она попросила похоронить её рядом с Федерико и вложить ей в руку его фотографию.

Их могилы находятся в столь любимом российскими туристами курортном городке Римини, на родине Феллини, на общем надгробии выбито: "Теперь, Джульетта, ты можешь плакать…".

Ну, а мы, зрители, прекрасно помним, что сквозь самые горючие слёзы у героинь Мазины всегда проступала улыбка – добрая, доверчивая, немного жалостливая, но всё-таки счастливая.


Роман Широков
Женский журнал Суперстиль • 20.02.2012


Добавить комментарий к статье




Итальянские актеры
Известные итальянцы
Кто родился в Год Петуха


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru