Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный запрос

Интересно

Рассказы о Париже
Хорватия. Тысяча волшебных островов

Александр Дюма. Разменявшийся на мушкетеров


Биография Дюма-отца
Афоризмы Дюма-отца
Александр Дюма был сластолюбивым гурманом
Феномен Дюма
Библиотека приключений Александра Дюма
Необычное путешествие автора "Трех мушкетеров"
Вояж "великого курчавого"
Новости
Французские писатели
Биографии писателей
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры
Известные французы

Добавить отзыв о человеке

140 лет назад, 5 декабря, умер Александр Дюма


Александр Дюма был самым фантасмагорическим графоманом за всю историю мировой литературы. Когда в середине прошлого десятилетия его русское 50-томное собрание сочинений близилось к финишу, издатели ободряли читателей: еще не вечер, впереди штук двадцать пять романов, два десятка исторических хроник, мемуары, путевые впечатления, очерки о куртизанках, пьесы, стихи и Большой кулинарный словарь. Не знаю, насколько воплотились его планы, да это и не важно. Главное о Дюма мы и так знаем: он написал чертову тучу всякой всячины — и трилогию о мушкетерах. Он — поставщик легкого чтива, размашистый халтурщик, эксплуататор "литературных негров" и… гений.

В далеком 1859 году Аполлон Григорьев вспоминал, какая "лава страсти" клокотала "в молодых повестях и молодых безнравственных драмах Александра Дюма, разменявшегося впоследствии на "Монте-Кристо" и "Мушкетеров".

Как же, однако, славно "разменялся"! Так славно, что отраженного света этих книг хватило на всю прочую немереную писанину Александра Мушкетерского. Кстати, Григорьев суть дела чуял: упомянутый им роман о великом мстителе — единственное творение Дюма, худо-бедно сопоставимое с "Д'Артаньяниадой". Недурна, конечно, трилогия о молодости доброго короля Генриха: у нас недавно из "Графини де Монсоро" телесериал спроворили. Не говорю уж о кинокарьере "Королевы Марго". Мила и тетралогия о Калиостро (фильм по "Ожерелью королевы" уже прокатывали). Наверное, из многопудья Дюма можно выудить и еще что-нибудь симпатичное. Да и биографическая легенда — с экзотическими предками, отцом-генералом, мириадами любовниц, портосовскими подвигами, прыжками из сказочного богатства в нищету — способна голову вскружить.

Только все это — необязательное приложение к "Мушкетерам". Каковых было трое — Атос, Портос и Арамис. И не знали они о своем величии, покуда чертиком из табакерки не выпрыгнул юный гасконец, очередной завоеватель Парижа, "младший брат" Эжена де Растиньяка ("Отец Горио" написан в 1835 году, "Три мушкетера" — в 1844-м), перекинутый автором в XVII век. Дюма мог бы назвать свою эпопею "Карьера Д'Артаньяна", но сделал иной выбор. Изящный и чуть грустный: роман о несокрушимой дружбе ("Один за всех, все за одного!") не пустил на титульный лист одного из четырех — главного героя.

Знакомство Д'Артаньяна с будущими друзьями начинается с трех дуэлей, спровоцированных юрким провинциалом: он случайно обнаружил слабости мушкетеров. Атос вызывает юнца не столько из-за боли в ушибленном плече, сколько от раздражения (Д'Артаньян слышал, как Тревиль отчитывал мушкетеров, а затем — непроизвольный стон Атоса). Сюжеты с перевязью Портоса и платком Арамиса того понятнее. Дуэльная завязка раскрывает амплуа (и будущие судьбы) героев: Атос — благородный страдалец; Портос — "мещанин во дворянстве" (недаром в "Виконте..." он знакомится с Мольером — согласно названию главы, тут-то и рождается замысел великой комедии), Арамис — дамский угодник и лицемер (иезуит). Одним словом, будущая железная государственность (бедный одинокий волк станет маршалом Франции) выходит на битву с олицетворениями "трех сословий". И превращает противников в союзников. Д'Артаньян одерживает все свои победы благодаря мушкетерам — на пути за подвесками королевы друзья, жертвуя собой, поочередно выходят из игры. Финал романа отсылает к "дуэльной" завязке: получив от Ришелье незаполненный патент лейтенанта мушкетеров, Д'Артаньян приходит с ним поочередно к Атосу, Портосу и Арамису и выслушивает три отказа. У них свои судьбы, а королю и кардиналу послужит гасконец: "Итак, у меня не будет больше друзей, — сказал юноша, — и, увы, не останется ничего, кроме горестных воспоминаний!".

В начале романа "Двадцать лет спустя" старинный враг спрашивает Д'Артаньяна о трех мушкетерах и слышит в ответ: "Из всех моих друзей остались только вы, Рошфор". Рошфор — негативный двойник Д'Артаньяна. Дело не только в том, что он преследовал гасконца начиная со случайной встречи в Менге. Рошфор — доверенное лицо кардинала Ришелье, его роль при кардинале Мазарини отойдет Д'Артаньяну. Оба служат государству, и когда Рошфор, познав неблагодарность власти, становится движущей пружиной мятежа, Д'Артаньян обречен наконец-то (сам того не желая!) убить друга-врага. Но убьет он Рошфора (почти себя), а не благородного Атоса или даже циничного Арамиса, которые во втором романе оказываются политическими противниками власти, а значит — Д'Артаньяна и взятого им в оборот Портоса. (В "Виконте..." Портоса будет использовать и подведет к гибели Арамис.)

Служа Мазарини, Д'Артаньян его презирает, но и Атос не в восторге от принцев-фрондеров (недаром он отводит от мятежа своего сына, который должен служить только королю), а Арамис занимается политикой вполне корыстно. Веселые "Три мушкетера" заканчиваются расставанием друзей — второй роман посвящен их соединению. Вопреки всему. Четверке не удалось спасти Карла Первого, но "замирению" Мазарини и фрондеров друзья поспоспешествовали и сами в накладе не остались: сына любовницы Арамиса будет крестить король, Портос станет бароном, граф де Ла Фер и без ордена полубог, а Д'Артаньян, наконец-то, взорлит в капитаны мушкетеров. Пусть окончательному выигрышу предшествует шантаж (сперва мушкетеры стращают Мазарини, потом Д'Артаньян добивается своего у королевы), — что поделать, если "перо и угроза иногда значат больше, чем шпага и преданность"? Пусть оставляя кардинала под присмотром Атоса, Портоса и Арамиса и опасаясь за участь пленника (свою фортуну), Д'Артаньян элегантно "разводит" мушкетеров — по сути, друзья доказывают (себе и нам), что их старый девиз — не пустые слова. Дюма не абсолютизировал благородство юности (уже в первом романе Д'Артаньян, Портос и Арамис не похожи на рыцарей без страха и упрека, и если вдуматься, и Атос тоже) — он верил, что ферменты чести и дружества сохраняются и 20 лет спустя.

И еще 10 лет спустя — тоже. Государство, всем обязанное мушкетерам, в конце концов их одолело. Атос, чьим тщанием случилась реставрация в Англии, награжденный тремя высшими европейскими орденами, говоривший на равных с министрами и государями, умирает потому, что король отнял возлюбленную у его сына (и тем толкнул виконта на самоубийство). Портос гибнет, спасая соблазнителя Арамиса от карающей длани того же короля. Их смерти происходят почти одновременно: наивный смешной гигант становится вровень с идеальным аристократом. Д'Артаньяну остается оплакивать друзей — его время ушло вместе с ними. Пришло время одного человека — равного государству Людовика Четырнадцатого. Потому при последней встрече с увертливым Арамисом (генералом ордена иезуитов, заговорщиком, изгнанником, а теперь — испанским послом) Д'Артаньян печален: "Полно, господин маршал! — Арамис усмехнулся. — Такие люди, как мы, умирают после того, как пресытятся славой и радостью". — "У меня уже нет аппетита, ваша светлость"...

Он еще удачно повоюет, но вместе с вожделенным маршальским жезлом к честолюбивому гасконцу придет смерть. Д'Артаньян "упал, бормоча странные, неведомые слова, показавшиеся удивленным солдатам какою-то каббалистикой, слова, которые когда-то обозначали столь многое и которых теперь, кроме этого умирающего, никто больше не понимал: — Атос, Портос, до скорой встречи. Арамис, прощай навсегда! От четырех отважных людей, историю которых мы рассказали, остался лишь прах; души их призвал к себе Бог".

В финале трилогии Арамис вытесняет Д'Артаньяна с позиции "четвертого лишнего" — умирающий прощается навсегда, а автор умалчивает об участи генерала иезуитского ордена.

Конечно, тут сказался галльский антиклерикализм (миф о зловещем всевластии иезуитов раскручивается в "Виконте..." на всю катушку). И сквозь облик Атоса проглядывает байронический герой (открытие греха будущей миледи — крушение мира, казнь некогда любимой злодейки — трагическая вина, оплаченная злосчастьем Рауля). О "мольеровской" стати Портоса и "бальзаковской" складке Д'Артаньяна сказано выше. Как и о противостоянии главного героя трем мушкетерам. Все так, а дух мушкетерства сильнее социальной модели. Сильнее старения, истории, виртуозно обыгранных литературных стереотипов. Сильнее того компромата на персонажей, который то и дело выдает их создатель.

И поэтому "Три мушкетера" — бессмертная книга. Поэтому так радостны все (или почти все) ее прочтения — театральные, кинематографические, мультипликационные, пародийные, мелодраматические, рок-оперные, попсовые, интеллектуальные, фарсовые, военно-спортивные...

Текст Дюма (пусть остаются от него рожки да ножки) обратит в праздник любую безвкусицу. Мушкетеров можно обучить китайским единоборствам или сладкогласному пению, переместить в современность, обрядить слугами, поварами, музыкантами, собаками, да хоть крокодилами — их все равно трое. То есть четверо. Так "разменяться" под силу только гению — благородному, как Атос, могучему и наивному, как Портос, утонченному, как Арамис, верящему в свою звезду и готовому на все, как Д'Артаньян. Как же всем нам подфартило 200 лет назад!


Андрей НЕМЗЕР
"Киевский ТелеграфЪ" 3 — 9 декабря 2010 №49 (551)


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2015-05-21. Питер Гринуэй снимет фильм о России по книге Дюма
Британский режиссер Питер Гринуэй, создатель авторского и документального кино, намерен снять фильм о Поволжье, передает ТАСС со ссылкой на продюсеров картины. Лента будет основана на воспоминаниях о путешествии по России писателя Александра Дюма-отца. Она получила рабочее название «Волга».





Биография Дюма-отца
Афоризмы Дюма-отца
Александр Дюма был сластолюбивым гурманом
Феномен Дюма
Библиотека приключений Александра Дюма
Необычное путешествие автора "Трех мушкетеров"
Вояж "великого курчавого"
Новости
Французские писатели
Биографии писателей
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры
Известные французы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru