Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Владислав Стржельчик. Стриж благородных манер


Российские актеры
Знаменитые Владиславы

Владислав Стржельчик Сейчас таких актеров, как Владислав Стржельчик (в нынешнем январе ему исполнилось бы 90), днем с огнем не сыщешь. Уникальный артист неподражаемо играл утонченных аристократов, интеллигентов, голубую кровь, белую кость. Сегодня даже необходимость в таких исполнителях практически отпала — зачем они современным сериалам. А когда-то…

Когда-то строгий режиссер Георгий Товстоногов, пришедший в 1956 году реформировать пребывающий в кризисе Большой драматический театр им. М. Горького в Ленинграде, оставил Стржельчика в труппе, несмотря на то, что режиссеру было позволено уволить чуть ли не половину актеров. Стржельчик был не только одним из старожилов театра, он был нужным, необходимым персонажем в новой истории БДТ.

Тринадцать артистов уволили, а красавец Владислав остался. И стал одним из лучших актеров блистательной товстоноговской труппы, первого театра страны на протяжении нескольких десятилетий. Вальяжные манеры, бархатные интонации — в каждой своей роли Владислав Игнатьевич выступал покорителем женских сердец, удивительным мастером, подлинным интеллигентом. Кстати, кумир дам всю жизнь прожил с одной женой — Людмилой Шуваловой.

Много и ярко играл в классике. В «Трех сестрах» он был Кулыгиным, в «Горе от ума» — Репетиловым, в «Варварах» — Цыгановым. Кажется, с возрастом он становился все более популярным. До сих пор ходят легенды, как в миллеровской «Цене» он создавал образ старого еврея Соломона Грегори. Как он молчал, качал головой, каким мудрым был, как знаменито чистил прихваченное с собой вареное яйцо. Это была не просто роль — учебник актерского мастерства. Кстати, многие и в жизни принимали его за еврея, несмотря на то, что он был поляк, власти даже пытались сделать его членом антисионистского комитета.

Друзья называли Стржельчика Владик, Слава, а то и просто Стриж. Стриж никогда не был близок к властям, как Кирилл Лавров, никогда не фрондировал, как Сергей Юрский, не был актером «не от мира сего», как Иннокентий Смоктуновский, или «молчальником» типа Ефима Копеляна. В товстоноговской труппе он был Актером в старом понимании этого слова — роскошным, возвышенным, преувеличенно эмоциональным.

Еще одна коронная его роль — в товстоноговской «Хануме», спектакль этот и сейчас бесконечно показывают по телевидению. Князь Вано Пантиашвили — безумно смешной образ разорившегося аристократишки. Все время попадающий в смешные ситуации, нелепый и жалкий, потешный в своем желании выглядеть и соответствовать титулу (а кроме титула, ничего и не осталось) — поистине бенефисная роль. В череде других ярких работ этого спектакля — а в нем заняты Л. Макарова, Н. Трофимов, В. Медведев — работа Стржельчика была, наверное, самой яркой. Он легко пел в ней, заразительно танцевал.

Еще одна замечательная комедийная роль актера, только в кино, — Фердинанд Нонанкур в «Соломенной шляпке». Хлопотливый отец, выдающий замуж свою любимую дочь и носящийся с нелепым миртовым деревом — подарком со смыслом. Вместе с Андреем Мироновым и другими замечательными актерами он ведет свою роль концертно, приводя зрителей в восторг эскападами своего героя, трогательного и восторженного придурка.

Надо ли говорить, что образ другого француза — Наполеона — никак не перекликался с персонажами водевилей. Император и полководец стал одной из самых лучших актерских работ в киноэпопее Сергея Бондарчука.

И совсем другой образ Стржельчика, совсем другая роль, ставшая классикой телевидения, — генерал Владимир Зенонович Ковалевский в сериале «Адъютант его превосходительства». Для красных генерал — враг, но враг уважаемый.

Интеллигентнейшему Владиславу Игнатьевичу на роду было написано всю жизнь создавать образы благородных лиц дворянского происхождения, поруганных советской властью. Кстати, в фильме «Корона Российской империи» он сыграл рафинированного жулика Нарышкина, пытавшегося стибрить эту самую корону из-под носа у экспроприировавших ее большевиков, — но не тут-то было.

В «Адъютанте» Стржельчик играл, в общем-то, хорошего белогвардейца, он был ничуть не хуже безусловно положительного капитана Кольцова в исполнении Юрия Соломина. Актеры подружились, Соломин предлагал Стржельчику переехать из Ленинграда в Москву, поступить на службу в Малый театр. Но «Владимир Зенонович» остался верен Петербургу.

С приемом картины были сложности. Телевизионное начальство, просмотрев материал, всполошилось: «Это же гимн белогвардейщине!» Премьеру фильма решено было отложить, но создатели сериала подключили зампреда КГБ Семена Цвигуна, отвезли ему прямо в больницу копию фильма, и находившийся на лечении чекист дал отмашку. Фильм разрешили, а через год даже дали ему Государственную премию РСФСР.

Впервые в 1970 году сериал показывали не ежевечерне, а через день, растянув, таким образом, удовольствие на десять дней, вернее, десять телевечеров. Спустя чуть больше месяца запустили «Адъютанта» в повторный показ.

…Уходил из жизни Владислав Игнатьевич театрально-трагично. Уже не было в живых Товстоногова, уже был совсем другой театр, но он продолжал работать, играл с Алисой Фрейндлих дуэтный спектакль «Последний пылкий влюбленный», репетировал в «Макбете» роль короля Дункана. И вдруг стал забывать на репетициях текст. Вначале думал — случайность. Потом считали — инсульт. Оказалось, злокачественная опухоль мозга…


Первая крымская N 360, 4 ФЕВРАЛЯ/10 ФЕВРАЛЯ 2011


Добавить комментарий к статье




Российские актеры
Знаменитые Владиславы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru