Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Женева: столетия шарма и независимости
5 самых живописных мест Таиланда

Биография Генриха Авиэзеровича Боровика


Российские журналисты
Русские писатели
Биографии писателей
Биографии журналистов

Генрих Авиэзерович БОРОВИК. Лауреат Государственных премий СССР, председатель Благотворительного фонда имени Артема Боровика, академик и член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Генрих Авиэзерович БОРОВИК

Родился в 1929 году, в семье театральных работников. Отец – Боровик Авиэзер Абрамович(1902–1980), дирижер. Мать – Боровик-Матвеева Мария Васильевна (1905–1970), ведущая актриса музыкальных театров. Супруга – Боровик (Финогенова) Галина Михайловна (1932 г. рожд.), педагог-историк, работала преподавателем истории в школе, затем – редактором отдела культуры программы «Время» на Центральном телевидении. Дочь – Якушкина Марина Генриховна (1956 г. рожд.), кандидат филологических наук. Сын – Боровик Артем Генрихович (1960–2000), известный журналист, писатель, общественный деятель, основатель и первый руководитель холдинга «Совершенно секретно», трагически погиб в авиакатастрофе. Внуки: Якушкин Иван Дмитриевич (1976 г. рожд.), Боровик Максимилиан Артемович (1995 г. рожд.), Боровик Кристиан Артемович (1997 г. рожд.).

Родители Генриха Боровика всю жизнь были связаны с театром. В 1939 году они были среди основателей Пятигорского театра музыкальной комедии. Там же, в Пятигорске прошли школьные годы их сына.

В 1944–1945 годах, еще школьником, Генрих работал в Пятигорском театре помощником электромонтера и иногда выходил на сцену статистом. В театре он подружился – и сохранил эту дружбу на всю жизнь – с только начинавшими свой блестящий путь в искусстве Махмудом Эсамбаевым и Михаилом Водяным.

В 1947 году, окончив школу с золотой медалью, Генрих отправился в Москву поступать в Институт международных отношений. «Запасным» вариантом был режиссерский факультет ГИТИСа – любовь к театру, к музыке навсегда осталась с ним.

После успешного окончания МГИМО (диплом с отличием) Генриха Боровика приняли на работу в редакцию журнала «Огонек»… техническим секретарем международного отдела. Казалось, обладатель «красного» диплома мог рассчитывать на большее, но он был рад и этому: на дворе стояло очень «холодное лето» 1952 года. В редакции же молодой человек ощутил необыкновенную теплоту. Там работали прекрасные люди, почти все – фронтовики или фронтовые журналисты. Главным редактором был поэт Алексей Сурков. Практически все дела журнала вел замечательный человек, заместитель главного редактора Борис Бурков, всю войну проработавший главным редактором «Комсомолки». В редакцию «на огонек» запросто заходили и совершенно легендарные люди – Константин Симонов, Борис Полевой, Сергей Михалков, Ираклий Андроников...

Генрих Боровик был в журнале самым молодым сотрудником, и старшее поколение относилось к нему, как минимум, с интересом – «а получится ли из этого паренька журналист?», но чаще – с трогательной, почти отеческой заботой.

В 1953 году Боровик стал литературным сотрудником, а потом и спецкором международного отдела. Уже в середине 1950-х годов к нему пришла известность. Его очерки из «горячих точек» – Вьетнама, Китая, Индонезии, Бирмы, – печатавшиеся в журнале «Огонек», резко отличались от общего стиля принятой тогда международной журналистики. Эти материалы были лишены пропагандистских штампов, в них действовали не ходульные герои, а нормальные люди со своими сомнениями и надеждами, описывались не шаблонные политические схемы, а обыкновенные жизненные ситуации.

В 1956 году в библиотеке «Огонек» вышла первая книжка очерков Генриха Боровика о Вьетнаме. Особый успех выпал на долю молодого писателя и журналиста после публикации им в 1960 году в «Огоньке» очерков о революционной Кубе и затем созданной на их основе книги «Повесть о зеленой ящерице», населенной живыми, а не плакатными людьми с неординарными характерами. Его очерк о встрече на Кубе с Эрнестом Хемингуэем и о рыбалке с ним вдвоем на его легендарной шхуне «Пилар» cтал тогда настоящей сенсацией.

Выдающийся кинорежиссер-документалист Роман Кармен, прочтя очерки Боровика о Кубе, предложил ему написать сценарий для документального фильма. И вскоре состоялась премьера «Пылающего острова» – фильма о кубинской революции, который обошел тогда все экраны Советского Союза.

А вскоре блестящий театральный режиссер Андрей Гончаров поставил в Москве, в Драматическом театре на Малой Бронной первую пьесу Генриха Боровика «Мятеж неизвестных», образы и содержание которой были навеяны поездками автора по «горячим точкам» Юго-Восточной Азии. Ее поставили многие театры страны (так исполнилась его «запасная мечта»).

В 1962 году на съезде молодых литераторов Генрих Боровик был принят в Союз писателей СССР. Им написано более 20 книг. Среди них: «Повесть о зеленой ящерице», «Ваш специальный корреспондент встретился...», «Один год неспокойного солнца», «Пролог», «Май в Лиссабоне», «Репортаж с фашистских границ», «Ким Филби» и др. Некоторые переведены на разные языки мира. Он – автор сценария десятков документальных фильмов, в том числе документальных сериалов «Всего дороже», «За девять лет до конца войны», «Война в России. Кровь на снегу» и др.

Его пьесы «Мятеж неизвестных» (1962) «Человек перед выстрелом» (1963), «Три минуты Мартина Гроу» (1970), «Интервью в Буэнос-Айресе» (1976), «Агент 00» (1985) с успехом шли в театрах СССР и за рубежом.

Сотни очерков, опубликованных в печати многих стран мира, телевизионные программы и эссе, сценарии документальных и художественных фильмов, пьесы для театра – таков творческий диапазон писателя, публициста, драматурга, журналиста, телеведущего Генриха Боровика.

Вряд ли кто-то возьмется оспаривать, что среди журналистов-международников старшего поколения произведения Генриха Боровика – на газетной ли полосе, в журналах, в книгах, на экране документального кино и телевидения, на театральной сцене, наконец, – всегда занимали одно из первых мест по популярности среди читателей изрителей.

Приведем пример. В 1986 году вышла книга очерков Г. Боровика «Пролог», отмеченная читателем и критикой и быстро исчезнувшая с прилавков книжных магазинов. Через год редакция «Роман-газеты» провела интересный опрос читательских мнений. Она разослала своим подписчикам анкету, в которой перечислила 100 наиболее заметных произведений прозы, получивших общественный резонанс в последнее время, и обратилась к читателям с просьбой выбрать из этих 100 произведений 12 для публикации в 12 номерах ежемесячной «Роман-газеты» в наступавшем 1988 году. Среди этой сотни произведений была упомянута и последняя книга Генриха Боровика «Пролог». В ней не было ни детективной фабулы, ни любовной интриги, ни прочих заведомо привлекательных для читателя элементов. Но в читательских откликах документальная очерковая книга «Пролог» заняла третье место по числу голосов, поданных за нее. Поскольку книга по объему не умещалась в одном номере «Роман-газеты», редакция напечатала ее в двух выпусках. Общий тираж этой книги только в СССР составил более 5 миллионов экземпляров!

Объяснение этому простое. Несмотря на «нероманное» построение, книга по-настоящему художественна. Автор знакомит читателя с целой галереей характеров и ситуаций. Знакомит с американским народом и с Америкой как страной. Они и являются главными героями книги.

И еще одно действующее лицо этого романа встает перед глазами читателя, независимо от воли автора. Он сам. Его взгляды, надежды и разочарования, нравственные ценности, характер. И это оказывается интересно читателю.

Из драматургических произведений Генриха Боровика особый успех выпал на его пьесу «Интервью в Буэнос-Айресе», написанную в 1976 году по огненным следам чилийских событий, которым автор был свидетель. Она не только прошла почти в сотне театров нашей страны, но и в полутора десятках театров крупнейших городов мира, включая Нью-Йорк, Мадрид, Стокгольм, Прагу, Варшаву, Токио, Дамаск, Париж, Каракас...

Сам автор, говоря об успехе пьесы, склонен относить его прежде всего на счет той атмосферы солидарности с народом Чили, с которой был воспринят многими в мире пиночетовский переворот 11 сентября 1973 года. Однако о тех событиях были написаны десятки, сотни произведений (в том числе и драматургических), но пьеса Г. Боровика была в те годы самой популярной. А его очерки, написанные по горячим следам трагических событий в Чили, были официально включены в число документов Международного трибунала, который рассматривал преступления чилийской военной хунты.

Главный режиссер Театра имени Ленсовета Игорь Владимиров, тоже поставивший эту пьесу в своем театре и блестяще сыгравший в ней главную роль журналиста Карлоса Бланко, рассказывал, как в 1977 году театр возил спектакль в Париж на театральный фестиваль наций. Спектакль был принят очень хорошо, а известный французский театральный критик сказал тогда: «Секрет успеха этого спектакля состоит в том, что в нем рассказывается не только о Чили. В нем речь идет об угрозе фашизма и во Франции, и в любой стране мира. В каждой сцене, в каждом диалоге я вижу и слышу то, что относится лично ко мне, французскому журналисту...»

Эти слова применимы ко всему творчеству Генриха Боровика, в каком бы жанре он ни выступал. В его произведениях всегда есть то главное, что читатели, зрители, слушатели могут соотнести и соотносят с собой лично, с обществом, в котором они живут.

Личность Г. Боровика многогранна. В его жизни немало ярких поступков, не обозначить которые хотя бы телеграфным стилем было бы некорректно. Весной 1980 года Г.А. Боровик провел несколько месяцев в Афганистане. Объездил всю страну, побывал в самых опасных местах и ситуациях, но почти ничего не написал оттуда ни в газеты, ни в журналы. Писать неправду не мог, а правду никто бы не напечатал. Вернувшись в Москву, он отказался от выгодного предложения студии «Мосфильм» написать сценарий для художественного фильма об этой войне. Договор был заключен накануне поездки в Афганистан. Сценаристу были обещаны госзаказ и почти верная Государственная премия. Ставить фильм должен был известный кинорежиссер. Но, вернувшись домой, Боровик отказался от договора и вернул аванс. Вместо того чтобы писать сценарий, он отправился в ЦК КПСС и рассказал там о том, что увидел в Афганистане. Сказал, что эта война бессмысленна, что наша страна повторяет те же ошибки и совершает те же преступления, которые совершали США в своей войне против Вьетнама, что советские войска взвалили войну на свои плечи, но оказались к ней не готовы, что истинные размеры наших потерь военное начальство скрывает и т. д., и т. п.

Результатом этого похода в ЦК стал гнев начальника Главпура (Главного политического управления) Советской армии. Генерал армии А.А. Епишев собирался жаловаться на «безответственного журналиста» самому Л.И. Брежневу. Спасла «безответственного» только помощь его друзей в ЦК – Евгения Самотейкина и Николая Шишлина, а также то обстоятельство, что именно в это время Боровик на полтора года ушел из журналистики – работать над серией документальных фильмов и писать новую пьесу.

В 1982–1985 годах Г.А. Боровик становится главным редактором журнала «Театр». Тираж этого издания при нем вырос вдвое.

В 1985–1987 годах Г.А. Боровик был секретарем Союза писателей СССР по международным делам. Именно в эти годы приезжают к нам в страну по приглашению Союза писателей давние друзья Г. Боровика – выдающиеся писатели и деятели культуры разных стран: Грэм Грин, Габриэль Гарсиа Маркес, Норман Мейлер, Питер Устинов и др. Это способствовало росту популярности нашей страны за рубежом и распространению правды о перестройке, которая тогда только начиналась.

Вскоре Г.А. Боровик обратился в ЦК с предложением прекратить изоляцию советских писателей от крупнейших международных писательских организаций, в частности от Международного Пен-клуба. Его аргументы были убедительны, и Секретариат ЦК принял решение, положившее конец «берлинской стене» между советскими писателями и писателями мира.

В 1987 году Г.А. Боровика избирают председателем Советского комитета защиты мира и вице-президентом Всемирного совета мира. Эта общественная работа отнимала у него много времени. Советский комитет защиты мира стал тогда заметной общественной организацией, твердо стоявшей на позициях демократических преобразований в стране. Это было доказано многими реальными делами обновленной организации, которая немало сделала для окончания «холодной войны» и ликвидации «образа врага». Но кроме международных дел Боровику тогда приходилось заниматься и внутренними конфликтами, которые на национальной почве начали возникать на территории СССР. Он, как всегда, одним из первых едет в новые «горячие точки», туда, где опасно. Но теперь это не за рубежами страны, а внутри нее. Везде, где назревал или развертывался конфликт, люди видели его, обращались к нему за советом. Это было и в разгар конфликта вокруг Нагорного Карабаха, и в дни конфликта между Северной Осетией и Ингушетией, и в дни противостояния в Приднестровье.

В те же годы Г.А. Боровик работает политическим обозревателем Гостелерадио СССР. Он – автор и ведущий популярной программы «Позиция». Именно в его программе впервые с экрана телевизора было рассказано об истоках различных межнациональных конфликтов, впервые открыто и остро был поднят вопрос о деятельности шовинистических организаций в СССР. Настолько остро и открыто, что в одной из таких организаций Г.А. Боровика поставили на первое место в секретном списке «на физическое уничтожение».

В годы перестройки М.С. Горбачев приглашает Г.А. Боровика в качестве эксперта сопровождать его почти на все встречи с главами зарубежных стран.

В 1989 году он избирается народным депутатом СССР, становится членом постоянного комитета Верховного Совета СССР по международным делам.

В начале 1990-х он направил записку в ЦК КПСС, в которой утверждал, что ситуация, когда все каналы Всесоюзного телевидения и радио подчиняются одной организации и практически одному человеку – председателю Гостелерадио, обедняет телевидение и противоречит демократическим принципам. Он предложил оставить в подчинении Гостелерадио лишь один телеканал и одну радиостанцию, а остальные передать в ведение общественных организаций и прежде всего творческих союзов. Жизнь показала, что он был прав.

В критические дни августовского путча 1991 года Советский комитет защиты мира уже 19 августа принял официальное заявление с резким осуждением антиконституционных действий ГКЧП. Заявление было передано по радио вечером 19 августа и опубликовано в газетах утром следующего дня, а сам Генрих Боровик 19, 20 и 21 августа выступал из Москвы по телеканалу CNN, рассказывая всему миру о том, как руководители КПСС предали своего Генерального секретаря, предали перестройку, нарушили Конституцию страны (по советскому телевидению сделать это было, естественно, невозможно).

Сын Генриха Боровика – Артем, уже очень популярный к тому времени журналист, все эти три дня и три ночи находился вместе со своей женой Вероникой в «Белом доме» на Краснопресненской набережной.

В июне 1991 года Г.А. Боровик вышел из КПСС. В годы реформ он занимал активную позицию помощи делу демократизации страны. В 1994 году на телеканале «Останкино» он создал (как автор проекта, автор сценария и ведущий) телесериал «За девять лет до конца войны». В нем впервые в истории отечественного телевидения была рассказана правда о том, как в 1979 году принималось печально знаменитое решение о вводе советских войск в Афганистан и как оно осуществлялось.

В следующем году Генрих Боровик начинает работу (как автор проекта и один из авторов сценария) над 10-серийным документальным фильмом «Россия в войне – кровь на снегу». В нем была показана та настоящая правда о Великой Отечественной войне, которую по понятным причинам не мог показать Роман Кармен в своей выдающейся 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная». Новый сериал стал для его создателей как бы продолжением работы над фильмом Кармена.

Г.А. Боровик внес серьезный творческий вклад в становление телевизионного канала «Культура». Его просветительная авторская программа «Завещание XX века», в которой писатель и публицист рассказывал о своих встречах с выдающимися людьми XX века, такими, как Александр Керенский, Эрнест Хемингуэй, Ким Филби, Константин Симонов, Грэм Грин, Уолтер Кронкайт, мать Тереза и др., была высоко оценена зрителем и критикой, постоянно имела самый высокий рейтинг среди передач канала «Культура».

Писатель, драматург, публицист, тележурналист, видный общественный деятель, политолог, наконец, гражданин, Генрих Боровик – одна из самых ярких фигур творческой и общественной жизни современной России. Имя его известно на всей территории бывшего СССР, во многих странах мира.

Его труд отмечен государственными наградами СССР и России: орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями.

Генрих Авиэзерович Боровик – дважды лауреат Государственных премий СССР (за пьесу «Интервью в Буэнос-Айресе» и за книгу «Пролог»), лауреат премий имени Алексея Толстого и имени Михаила Кольцова Союза писателей СССР, лауреат нескольких премий Союза журналистов России, ряда престижных международных творческих премий, в том числе премии «Золотое перо». В 2002 году Г.А. Боровик избран в президиум Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

9 марта 2000 года семью Боровика постигло страшное горе: сын Артем погиб в авиакатастрофе, произошедшей при взлете самолета в аэропорту Шереметьево. Артем шел по стопам отца. Был талантливым журналистом и писателем. Он прославился своими очерками из Афганистана в середине 1980-х годов, в которых первым в стране рассказал правду об афганской войне. Его очерки, опубликованные в журнале «Огонек», были переведены на многие языки мира и напечатаны в таких журналах, как «Лайф», «Пари мач», «Шпигель» и др. Он завоевал любовь и доверие читателей и телезрителей и тем, что газеты, журналы, телевизионные программы созданного им независимого холдинга «Совершенно секретно» смело вели журналистские расследования преступлений, которыми по разным причинам не решались или не могли заниматься правоохранительные органы. Несмотря на огромное давление, которому подвергался Артем и его холдинг, несмотря на откровенные угрозы, он оставался независимым, честным, неподкупным журналистом.

В последнем телевизионном интервью, которое Артем дал главному телеканалу страны, кто-то из телезрителей задал ему по пейджеру вопрос: «Если вы такой честный, то почему же вы до сих пор живы?..»

Ответ пришел через двое суток – в Шереметьеве при взлете разбился самолет, в котором летел Артем. До сих пор причины этой авиакатастрофы до конца не прояснены.

Ныне Генрих Боровик возглавляет Благотворительный фонд имени Артема Боровика. Его учредили родные и близкие Артема. Цель фонда – содействовать развитию независимой журналистики в России, то есть продолжать главное дело Артема, отстаивать его идеалы гражданина и патриота. Работу холдинга «Совершенно секретно» продолжают друзья и единомышленники Артема. И конечно, его вдова Вероника Боровик-Хильчевская, которая была верной помощницей и союзником Артема во всех его замыслах. Она возглавила холдинг после смерти Артема.

Семья Генриха Боровика находит утешение в этой работе и в том, что Артем оставил двух замечательных сыновей – Максимилиана и Кристиана. Они хоть и маленькие, но уже мечтают быть журналистами – «как папочка и Генрих».

В 2003 году, в связи с 300-летием российской журналистики Союз журналистов России учредил высшее почетное звание – «Легенда российской журналистики». Оно было присвоено пяти журналистам России. В их числе Генрих Боровик и Артем Боровик, премия которому присуждена посмертно.

Живет и работает в Москве.


Международный Объединенный Биографический Центр 2006


Добавить комментарий к статье




Российские журналисты
Русские писатели
Биографии писателей
Биографии журналистов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru