Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Невеселая биография веселого автора Николая Эрдмана



Николай Эрдман Жизнь драматурга Николая Эрдмана, человека неординарного (в нынешнем ноябре ему исполнилось бы 110 лет), никак не назовешь легкой. Вместо заслуженной славы — замалчивание его имени, сталинская ссылка, поражение в правах. Его имя безжалостно выбрасывали из титров его лучших картин («Веселые ребята» и «Волга-Волга»), прикрываясь тем, что так фильмы легче пройдут цензуру. А он… он всегда продолжал оставаться самим собой — подчеркнуто элегантным и, казалось бы, невозмутимым.

В юности вращался в среде имажинистов, на равных общался с Маяковским и Мейерхольдом.

Для сегодняшних зрителей имя Эрдмана связано прежде всего с фильмами Григория Александрова. Именно на съемках «Веселых ребят» в Гаграх ночью арестовали сценаристов фильма Николая Эрдмана и Владимира Масса. Арестовали из-за какой-то пустячной эрдмановской басни, неосторожно прочитанной мхатовцем Качаловым перед «отцом народов», басни, в которой Сталин увидел тонкий намек на толстые обстоятельства.

«Веселых ребят» Эрдман посмотрел в ссылке. Несмотря на то, что одну из небольших ролей в фильме — музыканта Карла Ивановича — играл отец сценариста, Роберт Карлович Эрдман, фильм сыну Николаю не понравился. Он написал в письме: «Смотрел «Веселых ребят». Редко можно встретить более непонятную и бессвязную мешанину. Картина глупа с самого начала и до самого конца. Я ждал очень слабой вещи, но никогда не думал, что она может быть до такой степени скверной».

Ссылка Эрдмана связана с еще одной знаковой страницей его биографии — страстным романом с актрисой МХАТа Ангелиной Степановой, в то время супругой писателя А. Фадеева. Переписка Эрдмана и Степановой, изданная много лет спустя, отражает увлекательнейшую и драматичнейшую историю сложных взаимоотношений ссыльного драматурга и актрисы первого театра страны (Ангелина Осиповна даже тайно приезжала к Эрдману, когда он был в ссылке).

Многострадальными можно назвать и пьесы Эрдмана, особенно «Самоубийцу». После успеха «Мандата» в театре Мейерхольда коллектив принял к постановке еще одну пьесу драматурга — «Самоубийцу». Более того, это же произведение решили ставить во МХАТе и в театре им. Вахтангова. Сегодня сложно представить, что три театра-антагониста одновременно включили в репертуар одну и ту же пьесу. Насколько же она была блестящей! МХАТ, кстати, испрашивал разрешение на постановку комедии у самого Сталина.

Но недолго музыка играла. Пьеса была объявлена реакционной, вахтанговцы сами отказались от ее постановки, репетиции во МХАТе и у Мейерхольда были остановлены.

Много лет спустя к постановке «Самоубийцы» приступят Театр на Таганке и Театр сатиры — они будут запрещены. Пьесу попытается опубликовать журнал «Театр» — публикацию остановят. Первыми ее напечатают немцы. Она будет идти по всему миру, и только Москва будет молчать, будет молчать СССР.

И лишь в период перестройки выйдут наконец спектакли Таганки и Сатиры, но оба окажутся неудачными, устаревшими, вымученными: все-таки каждому овощу свое время.

Во всяком случае, охота писать пьесы будет отбита у Эрдмана на всю оставшуюся жизнь. Он соберется написать что-нибудь еще, даже Маяковский будет у него интересоваться: «Как, Коля, тебе удается так хорошо писать пьесы?» Но Эрдман окажется в этом плане совершенно заколдованным.

Он станет сочинять сценарии, новые либретто старых оперетт, скетчи, миниатюры, интермедии к «Принцессе Турандот», «Мадемуазель Нитуш», «Двум веронцам». Его интермедии цензура выбросит из таганковского «Пугачева», где Высоцкий будет хрипеть знаменитые есенинские строки: «Пропустите, пропустите меня к нему, я хочу видеть этого человека».

И сегодняшние дети, и взрослые, которые были когда-то детьми, должны знать, что сценарии чудесных киносказок «Морозко», «Город мастеров» и «Огонь, вода и медные трубы» написал не кто иной, как Н. Эрдман. Также перу драматурга принадлежит литературная основа «Летучей мыши», «Каина ХVIII», «Семерых смелых» и множества других известных произведений.

Когда казалось, что молодость уже позади, Эрдман неожиданно пригодился Таганке. Он стал одним из идеологов нового смелого театра, создававшегося Юрием Любимовым. Писал для таганковцев инсценировки, участвовал в многочисленных обсуждениях спектаклей, во многом определял репертуарную политику театра.

О нем вспоминают многие, вспоминают с удивительной теплотой. Эрдмана любили, Эрдману подражали. Известный актер Эраст Павлович Гарин, начинавший еще у Мейерхольда и игравший главную роль в эрдмановском «Мандате», настолько «был ушиблен» Николаем Робертовичем, что впитал его манеру говорить, и эта гнусавая манера хорошо знакома зрителям по гаринским ролям. Так разговаривают его короли в «Золушке» и «Обыкновенном чуде» и Каин ХVIII тоже.

Кто-то до сих пор вспоминает удивительный каллиграфический почерк Эрдмана, кто-то его пристрастие к игре на бегах, кто-то чешскую фланелевую курточку на молнии.

В последние годы Николай Робертович дружил с Александром Твардовским, он со многими дружил, при этом оставаясь человеком абсолютно одиноким. Когда Эрдман умирал, его положили в больницу Академии наук. Ученые откликнулись, а деятели искусств, получается, не пошевелились. Соавтор Эрдмана М. Вольпин вспоминал, что обращался с просьбой о больнице для Эрдмана к Михалкову, но Сергей Владимирович сказал, что ничего не может сделать (потом, в другие времена, С. Михалков вдруг окажется редактором пьесы «Самоубийца», хотя чего ее было редактировать — она и так закончена до последней точки).

Нынче Эрдман полузабыт. Но с другой стороны, по большому счету он самый настоящий классик без всяких оговорок.


АРТУР МАКАРОВ
Первая крымская N 349, 12 НОЯБРЯ/18 НОЯБРЯ 2010


Добавить комментарий к статье




Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru