Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Франции
  • Китайский Остров Свободы
  • Биография Людвига Фейербаха (Ludwig Feuerbach)

  • Афоризмы Фейербаха
  • Биографии философов
  • Львы (по знаку зодиака)
  • Немецкие философы
  • Известные немцы


  • Людвиг Фейербах (Ludwig Feuerbach) (1804-1872), немецкий философ-гуманист, идеи которого повлияли на становление взглядов Маркса. Родился 28 июля 1804 года в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста - Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 году поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене. Позднее писал об этом периоде: "Я променял теологию на философию. Вне философии нет спасения... Я бежал от общества богословов, и теперь в числе моих друзей такие умы, как Аристотель, Спиноза, Кант и Гегель". В 1828 году, защитив диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", Фейербах получил должность приват-доцента Эрлангенского университета, преподавал метафизику, логику и историю философии. После анонимной публикации скандальных "Мыслей о смерти и бессмертии" (1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды: "История новой философии от Бэкона до Спинозы" (1833), "О Лейбнице" (1837), "О Пьере Бейле" (1838). Впоследствии, в течение четверти века, жил вдали от немецких культурных и академических центров - в деревне Брукберг (Тюрингия), однако при этом сотрудничал с философскими журналами - "Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства" и "Ежегодниками по вопросам научной критики" (т.н. "Берлинскими ежегодниками"), в которых публиковал яркие рецензии. Преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги "О философии и христианстве" (1839) и "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), где он развивал идеи о том, что "вера в Христа есть вера в человека", поскольку "Христос был человек". Известен тезис Фейербаха: "Человек человеку Бог".

    Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839 года, когда он написал "К критике философии Гегеля" (1839) и свою самую известную работу - "Сущность христианства" (1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую "религию любви". "Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, - писал он, - ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других". "Что это за умонастроение, что это за религия - религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви". "К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к "эгоизму" и к "коммунизму", ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма - сердца".

    Перу Фейербаха принадлежат также труды - "Писатель и человек", "Ряд юмористически-философских афоризмов", "Основные положения философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1845), "Теогония" (1857) и др. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал-демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем: "Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей". Сходные идеи развивал и Маркс в известных "Тезисах о Фейербахе" (1845).

    Людвиг Фейербах умер в Рахенберге близ Нюрнберга 13 сентября 1872 года.


    Энциклопедия - Россия-Он-Лайн

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Афоризмы Фейербаха
  • Биографии философов
  • Львы (по знаку зодиака)
  • Немецкие философы
  • Известные немцы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru