Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Вильяма Гершеля


Астрономы
Кто родился в Год Лошади
Биографии астрономов

Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель (Herschel) Вильям (Фридрих Вильгельм) Гершель (Herschel) (15.11.1738, Ганновер, - 25.8.1822, Слау, близ Лондона), английский астроном и оптик, член Лондонского королевского общества (с 1781 года), почётный член Петербургской АН (1789). Сын полкового музыканта, Гершель получил домашнее образование (музыка, языки). В 1757 году переселился в Англию, где стал известен как музыкант, композитор, учитель музыки. Астрономию изучил самостоятельно. Изготовил сотни зеркал для телескопов. В 1786-1789 годах построил свой крупнейший 40-футовый (12 м) рефлектор с диаметром зеркала 122 см, впервые эффективно применив в нём однозеркальную схему. Наблюдения неба начал в 1773 году. Открыл планету Уран (13.3.1781), два спутника Урана (1787), их обратное движение (1797), два спутника Сатурна (1789), измерил период вращения Сатурна и его колец (1790) и др. Обнаружил движение Солнечной системы в пространстве. С середины 1770-х годов начал серию обзоров звёздного неба своим "методом черпков" (подсчёты звёзд в избранных площадках). В результате Гершель впервые наметил общую форму Галактики, оценив её размеры и сделав вывод о её изолированности в пространстве как одном из звёздных "островов" во Вселенной. Компактные звёздные сгущения Гершель интерпретировал как реальные скопления звёзд. Эти работы Гершеля положили начало звёздной статистике. Гершель открыл существование физических двойных звёзд (1803) и составил три каталога двойных звёзд. Одна из величайших заслуг Гершеля - открытие более 2500 новых туманностей и звёздных скоплений (1786, 1789, 1802). Гершель отметил 182 двойные и кратные туманности, высказал догадку о физической связи их компонентов. Впервые выяснил (1784) закономерность распределения туманностей - их тенденцию скапливаться в пласты; выделенный им "пласт в Волосах Вероники" составляет значительную часть экваториальной зоны Сверхгалактики Вокулёра (открыта в 1953 году). Гершель обосновал (1791) существование "истинных" туманностей - из разреженной самосветящейся материи и выдвинул небулярную звёздно-космогоническую гипотезу сгущения звёзд и их скоплений из диффузной материи, развив её (1802, 1811) в концепцию эволюции космической материи. Гершель одним из первых начал изучение солнечного и звёздных спектров, открыл в 1800 году инфракрасные лучи в спектре Солнца.

В конструировании и изготовлении телескопов Гершелю помогал его младший брат Александер Гершель - талантливый механик: затем сын - Дж. Гершель; в наблюдениях большую помощь оказывала младшая сестра Каролина Гершель (1750-1848), одна из немногих женщин-астрономов.


А. И. Еремеева.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Биограф
    2022-11-10 09:27:32

    Уильям Гершель — композитор

    «Слушателю придётся решать самому, потерял ли мир великого композитора, когда приобрёл великого астронома»: В. Даклс утверждал, что решение Гершеля посвятить себя астрономии, а не композиции, было выбором между «гениальностью и обычным профессионализмом». Получив профессиональное музыкальное образование и развиваясь в музыкальной среде, Гершель изначально осознавал себя как исполнителя-виртуоза и композитора. Как обычно в XVIII веке, он был плодовитым автором: в 1760-е годы написал 24 симфонии, 10 концертов (3 для альта, 2 для гобоя, — остальные для скрипки с оркестром) и 6 сонат для скрипки соло, произведения для органа, военные марши, ораторию, духовную музыку. Гершель-исполнитель играл на скрипке, альте, гобое, клавесине и органе. Значительная часть творческого наследия Гершеля — композитора — была утрачена. Специальный обзор его творчества представил Винсент Даклс (профессор музыковедения Калифорнийского университета). Статья вышла по случаю исполнения двух концертов Гершеля на 11-м конгрессе Международного астрономического союза. Рукописи 15 партитур достались библиотеке Калифорнийского университета в 1959 году на распродаже имущества семейства Гершелей в Слау. Единственное прижизненное нотное издание Гершеля вышло в 1769 году в Бате. Это было собрание шести сонат для скрипки и виолончели и клавесина. По словам Майкла Хоскина, партии струнных невелики, а основная партия — для клавесина — требует уровня виртуоза, хотя сам композитор утверждал, что писал сонаты для работы со своими учениками. Записи музыки Гершеля издавались в 1995 и 2003 годах.

    По словам А. Пенюгина, стиль работы Гершеля-музыканта был схож с его методой учёного. Он всегда стремился обойтись скромными исполнительскими силами, подолгу концентрировался на каком-либо одном музыкальном жанре, стремился к систематизации своих сочинений. Предположительно, композиторское творчество Гершеля развивалось согласно заранее составленному плану. В. Даклс отмечал, что произведения Гершеля были написаны в молодости — главным образом, между 21 и 23 годами. В первую очередь они должны были продемонстрировать многообразие его таланта и профессионализм для потенциальных покровителей и спонсоров. Вероятно, он изначально задался целью написать 24 симфонии, поскольку, создав такое количество произведений (небольших по размеру), более к этому жанру не обращался. Собрание симфоний в его архиве сгруппировано в четыре блока по шесть, причём последний автором был назван «четвёртой полудюжиной». Наиболее продуктивными были годы до переезда в Бат, после начала интенсивной исполнительской деятельности, Гершель, преимущественно, сочинял произведения для дилетантов — своей основной аудитории и учеников. В целом, симфонические и камерные произведения Гершеля представляли две значительные традиции XVIII века. Во-первых, это была мангеймская оркестровая школа, которой был свойственен «чувствительный стиль», наиболее ярко представленный у Карла Филиппа Иммануила Баха. Этому стилю присущи разнообразие и динамизм, «доходящие едва ли не до чрезмерности»; резкие контрасты, которые должны передавать ощущения от богатого внутреннего мира. Гершелю было присуще структурное отношение к композиции, по В. Даклсу, он «использовал музыкальные идеи как строительные блоки», но не всегда мог добиться плавного перехода от одной части к другой. Второй традицией, в которую был интегрирован Гершель, была предромантическая линия, в которой он может считаться предшественником Бетховена.

    Первым жанром, к которому обратился Гершель, был инструментальный концерт. Первый его опус для гобоя и струнных, судя по пометам на оригинальной рукописи, создавался в 1755—1759 годах. В 1759 году были написаны два альтовых концерта, а в 1760—1764 годах ещё четыре скрипичных концерта. В Бате в 1767 году были сочинены два концерта для органа с оркестром. По словам А. Пенюгина, если гобой в XVIII веке был широко распространённым инструментом, то выбор альта является нетипичным, в Англии все сочинения для этого инструмента писались в жанре сонаты с бассо континуо, и позже времени карьеры Гершеля. За пределами островов сочинения для альта соло писали только Телеман, Иоганн Себастьян и Вильгельм Фридеман Бах. По форме концерты Гершеля более всего напоминали архаичные concerti grossi с солирующим инструментом.

    После первых лет работы в Бате, по мнению В. Даклса, эксперименты Гершеля не увлекали праздную публику, и он был вынужден изменить свой стиль. К различным праздникам создавались и вокальные произведения, особенно миниатюры — так называемые кэтчи и гли, к которых монолог Гамлета был превращён в анакреонтическую оду, а вступительная сцена колдовства в «Макбете» была написана для трио джентльменов.

    По мнению В. Даклса, музыка Гершеля «заставляет слушателя восклицать: „А это как у Гайдна! или Моцарта!“». Некоторые произведения Гершеля соответствовали раннеклассическому стилю, мода на который в Англии была привита Иоганном Кристианом Бахом. Написанный в этом стиле скрипичный концерт Гершеля мелодичен, лиричен, и построен на многократном гармоническом повторении фраз. В то же время, В. Даклс утверждал, что Гершель был слабым мелодистом или, точнее, слишком логичным и рационалистичным в ритмическом построении и фразировке. В то же время он мог быть и подлинным новатором, используя необычное для XVIII века повторение темы из первой части концерта в третьей. Однако дальнейшая работа в стиле классицизма (сонаты для клавесина и скрипки) привела к созданию «более стандартных и поверхностных» произведений. По мнению А. Пенюгина, в наследии Гершеля выделяются его скрипичные каприччио, которые он писал в годы, когда композиторы редко обращались к этому жанру. Его каприччио не напоминают более ранние творения Локателли, виртуозность и разработка скрипичной техники не играли в них первенствующей роли. Многие каприччио Гершеля не превышали по длине трёх десятков тактов, напоминая прелюдии, в том числе его собственные прелюдии для органа. А. Пенюгин также отмечал «механистичность» некоторых пьес Гершеля, но считал это нарочитой заданностью, каприччио могут быть представлены как своего рода музыкальная запись химических и физических опытов. Гершель использовал сложные тональности — ми-бемоль минор, соль-диез минор, си-бемоль минор, ставя своего рода акустические эксперименты; именно в этих пьесах наиболее сильно проявлялся интеллектуальный подход композитора. Исследователь даже заявил, что Гершеля можно именовать «дедушкой английской психоделии», поскольку он пользовался диссонирующими гармоническими последовательностями и энгармоническими модуляциями, крайне нестандартными для своего времени. «Цикл в целом… оставляет впечатление прорыва…, оставшегося никому не известным».

    Добавить комментарий к статье




    Астрономы
    Кто родился в Год Лошади
    Биографии астрономов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru