| ||||
Биография Андреа Палладио (Andrea Palladio) • Архитекторы • Биографии архитекторов • Итальянские архитекторы Андреа Палладио (Andrea Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro) [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 года занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство Палладио, основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение Палладио — так называемая Базилика в Виченце: архитектор обстроил дворец Раджоне 13 века мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549 году), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же Андреа Палладио возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати — оба начаты в 1550 году; Вальмарана, начато в 1566 году; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для Палладио не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру Палладио осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Андреа Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в его виллах, проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: "Ротонда" близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—1591 годах архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—1570). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду творчества архитектора (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565—1580; Иль Реденторе, окончена в 1592 году), Палладио, совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580—1585, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). Андреа Палладио прославился также трактатом "Четыре книги об архитектуре" (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, Палладио опубликовал трактат "Римские древности" (1554) и "Комментарии к Юлию Цезарю" (1575). Палладио оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв. М. Н. Соколов. Комментарии к статье: Биограф 2022-11-25 08:48:40 «Базилика Палладио» в Виченце Одно из ранних произведений Палладио (проект 1546 года) — перестройка старинного гражданского здания Палаццо делла Раджоне (место заседания Сената и судей-магистратов), получившего такое название из-за удлинённого плана. Решение, предложенное Палладио, представляет собой, окружение постройки по всем фасадам двухъярусными галереями-лоджиями, модулем которых является так называемая серлиана — проём, средняя часть которого перекрыта аркой, а по сторонам фланкированa колоннами, поддерживающими отрезки антаблемента. Такая композиция, получившая распространение во многих постройках Палладио, получила название по имени архитектора: палладиево окно. Тем самым Палладио открыл новый подход к использованию архитектурного ордера не в качестве конструктивного элемента аркады, как делали до него, а исключительно декоративно. Ряд палладиевых окон фасада Базилики в Виченце «зрительно снимает» ощущение стены как непроходимой преграды. Биограф 2022-11-25 08:56:48 Городские палаццо Изучая сочинение Витрувия «Десять книг об архитектуре», Андреа Палладио развил идею дома с атриумом и перистилем применительно к условиям городской застройки Нового времени и тем самым создал новый тип городского дворца — палаццо. Ранние палаццо в Виченце (Палаццо Тьене, 1550—1551; Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским городским особнякам XV века. Однако уже в Палаццо Кьерикати, начатом в 1550 году, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Фасад украшен открытыми двухъярусными лоджиями с колоннадой. По классической древнеримской схеме суперпозиции ордеров в первом ярусе применён дорический ордер (в тосканском варианте), во втором — ионический ордер. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Благодаря глубоким лоджиям за счёт светотени фасад приобретает качества пластичности и живописности. В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио часто применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571). Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей. Ещё в Палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера — незаконченная Палаццо дель Капитаниато, или Лоджия дель Капитаньо (1571—1572) на площади Синьории в Виченце напротив базилики. Необычна композиция Палаццо Порто ин Пьяцца Кастелло в Виченце. Биограф 2022-11-25 09:08:35 Виллы в окрестностях Венеции Наиболее значительная часть наследия Палладио — спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы, на так называемой Терраферме (вен. teraferma — твёрдая земля). Виллы были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето, вкладывавшей капиталы в земельные угодья после ослабления роли Венеции в морской торговле. Одним из источников архитектуры сельского дома считают архитектуру загородных вилл римских патрициев поздней античности (лат. villa suburbana). Их описание можно было найти в «Нравственных письмах» Сенеки Младшего к Луцилию (I в. н. э.). Палладио обратился к античным источникам, но перерабатывал их соответственно климату, традициям сельской Италии и требованиям заказчиков. С этой целью он проводил обмеры подобных античных сооружений в Вероне, Сплите, Ниме. Композиция палладианских вилл строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии, или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца, и будто сам круг его жизни, а крытые галереи, ведущие к боковым корпусам, выполняющим хозяйственную функцию, обогащали симметрию композиции. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось умение архитектора сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). Шедевром Палладио является вилла Альмерико-Капра-ла-Ротонда в окрестностях Виченцы (проект 1556 года, достроена Винченцо Скамоцци). Система рационального пропорционирования создаёт впечатление абсолютной гармонии. Постройка вместе с куполом (без портиков) точно вписывается в куб. Вилла Ротонда создана по типу бельведера с круглым залом в центре, куполом со световым фонарём и расположенными по четырём сторонам лёгкими ионическими шестиколонными портиками с широкими лестницами и статуями. Биограф 2022-11-25 09:19:02 Церкви В Венеции Палладио выполнил несколько проектов и построил ряд церквей: Сан-Пьетро ди Кастелло, 1558; клуатр церкви Санта Мария делла Карита (ныне Галерея Академии); фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562; базилика Сан-Джорджо-Маджоре на одноимённом острове, 1565 год (завершена В. Скамоцци); церковь Иль Реденторе на острове Джудекка, 1576—1592; Санта-Мария-делла-Презентационе, или «Ле Цителле»; Санта-Лючия (разобрана в середине XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Биограф 2022-11-25 09:23:02 Поздние общественные постройки Поздние общественные постройки Палладио характерны тяготением к масштабности форм, они близки архитектуре барокко. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Мощные полуколонны большого ордера, объединяющие два этажа, подчёркивают величественный образ здания. Подлинным шедевром Палладио является деревянный театр Олимпико, сооружённый для Олимпийской Академии в Виченце (проект 1580 года). Он представляет собой переосмысленный архитектором вариант древнегреческого театрона, в котором скамьи для зрителей расположены полукругом, логейон (возвышение, помост), укреплённый на проскении, и скену («задник») — вертикальную стенку позади логейона, выполняющую функцию декорации. Скену архитектор задумал сделать с эффектом усиленной линейной перспективы, создающей эффект «обманчивого глаза» или «тромплёй» (фр. trompe-l'œil — обманчивый глаз, обманчивая видимость). Созданные в рельефе перспективы улиц, открывающиеся сквозь проёмы скены, издали кажутся глубокими, а на деле имеют глубину всего в несколько метров. Ракурсы архитектурных деталей усиливают ощущение глубины. Однако вопреки исторической правде вместо древнегреческих параскениумов Палладио, верный своим пристрастиям, использовал не греческую, а древнеримскую архитектуру триумфальных арок. Сам театрон завершается колоннадой, плоский деревянный потолок расписан под «настоящее небо», как в Древней Греции. Этот оригинальный проект реализовал лучший ученик и последователь выдающегося мастера Винченцо Скамоцци. Добавить комментарий к статье • Архитекторы • Биографии архитекторов • Итальянские архитекторы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |