Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Шопинг в Париже
Горячий август на Корфу

Балетный бог, балетное совершенство - так называют Владимира Васильева


Биография Васильева
Артисты балета

Владимир Васильев Отметил свое 70-летие Владимир Васильев. Об этом танцовщике, хореографе, об этой уникальной многогранной личности можно говорить всегда, тем более в дни такого юбилея.

Васильев — балетный бог. Балетное совершенство. Так называли его крупные авторитеты в мире искусств, и спорить с ними абсолютно не хочется.

У Владимира Васильева никогда не было скандальной славы Рудольфа Нуриева, Александра Годунова или Михаила Барышникова, он никогда не бежал из СССР, не фрондировал, был лоялен к режиму, благонадежен. Конечно, ему многое позволяли. Очень активно работал за границей в не самые легкие годы, но всегда возвращался. Бунтарем не был. Был настоящим символом советского балета, который долгие годы считался «впереди планеты всей». Но это ничуть не умаляло его огромного таланта, никогда не умаляло.

Только специалисты могут сказать, насколько его фигура отвечает канонам классического танцовщика. Не во всем отвечала (это сейчас всем и все можно, на «Спартака» в любом танцевальном кружке могут замахнуться). Скорее, он более походил на характерного артиста, чем на героя. Но стал настоящим героем балетной сцены. Даже если и были какие-то огрехи, они мощно компенсировались обаянием, актерским мастерством, щедро раскрывавшимся в каждой его роли. И еще подлинной страстностью существования на сценической площадке.

Васильев — это легенда, живая легенда, и о нем нужно говорить снова и снова. Хотя бы для того, чтобы молодые перестали думать, что балет — это только распиаренные в пух и прах Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе, давно превратившиеся в посмешище (особенно нелепая Настя).

Когда-то с Васильевым ассоциировались названия «Каменный цветок» и «Дон-Кихот», «Щелкунчик» и другие, но прежде всего Владимир Васильев — это «Спартак». Гениальный балет Юрия Григоровича на музыку Арама Хачатуряна. Совершенное сочинение, до сих пор непревзойденное создание, появляющееся действительно раз в сто лет. Звездный час композитора, балетмейстера и, конечно, великих актеров — Мариса Лиепы, Екатерины Максимовой, Натальи Бессмертновой.

Спорили до хрипоты, кто был убедительнее — Спартак Владимира Васильева или Спартак Михаила Лавровского. Талантливы были оба, но Васильев был роднее, ближе, понятнее. Он был наш, русый, отечественный Спартак. Более сорока лет назад состоялась премьера этого балета в Большом театре, но тот, кто видел, не забудет никогда.

«Спартак» оказался пиком, вершиной, каноном. Превзойти эту победу было заведомо невозможно. Но нужно было искать, пробовать, дерзать, а не почивать на лаврах.

Иван Грозный, блестящая балетмейстерская работа и роль в телевизионной «Анюте», картина «Фуэте» (импровизации на тему «Мастера и Маргариты»), участие в знаменитом фильме Ф. Дзефирелли «Травиата», постановка танцев в ленкомовской «Юноне» и «Авось» — все это не поиски себя (что искать, когда давно найдено), а нежелание останавливаться на достигнутом, стремление все время реализовывать себя, сегодня и ежедневно.

Конечно, это невероятно здорово, это волшебно, что рядом всегда была Катя — божественная Екатерина Максимова, которую невозможно было перепутать с кем-либо. М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, Л. Семеняка и многие другие блистали рядом, но Максимова была одна такая. Дерзкая, хрупкая, чувственная, озорная и печальная одновременно — с Васильевым они являли гармоничнейший дуэт (впрочем, об этом написаны книги). Дуэт на сцене. А в жизни?

Не знаю, насколько благополучно жили многолетние супруги. Возможно, в какие-то годы их сосуществование было лишено идиллии, конечно, имели место творческие споры на многочисленных репетициях, действительно, не было детей. Но никогда, ни в какие годы туман в отношениях, если он и наплывал, не предавался огласке. Они стойко и искусно поддерживали имидж идеальной пары — и правильно делали. А может, они действительно были идеальной парой? Да, не всегда верилось, допустим, в их пасторальное пребывание на загородной даче с красивыми волжскими пейзажами. Но это дело каждого — верить или не верить. Главное, отношения не были испачканы, запятнаны.

Единственное, чего они никогда не скрывали, что были во многом абсолютно разными людьми. И в мелких привычках, и в стиле работы. Проще говоря, Васильев предпочитал тефтели, а Максимова — гречневую кашу, они обменивались. Васильев пытался охватить все сразу и целиком, Максимова работала медленно и кропотливо — и только когда понимала все детали, бралась осмыслить целое. Но даже разный подход никогда не мешал, скорее, помогал.

Дуэтом, наверное, чуть легче было переносить обидные неурядицы. Представляю, что испытали мега-звезды Большого, когда в один далеко не прекрасный день их выставили на пенсию, просто вывесив приказ на доске Большого театра. Но не сломались, не нянчили обиду. Ушли с гордо поднятой головой. Понятно, век балетного артиста короток, но с великими могли бы расстаться поприличнее.

Прошли годы, пришла перестройка, и Васильева пригласили возглавить балет Большого театра. Пожалуйста, бери, дорогой, реванш. Максимова не одобряла этот реванш — и оказалась права. Владимир Васильев не стал новым Григоровичем, не стал диктатором, железной рукой. Он попытался реорганизовать это творческое осиное гнездо, так, как он это понимал. Получилось частично. Уж слишком все было запущено. Не умел отказывать и наказывать. Из творческих инициатив запомнились обменные гастроли с «Ла Скала». Это было, конечно, грандиозно.

Но ничто не спасло от нескончаемых интриг. Известие о том, что его должность сокращена и он автоматически в очередной раз уволен из Большого, Васильев услышал то ли по радио, то ли по телевидению на даче. Что ж, не привыкать.

Он востребован, его зовут работать и дома, и за границей. Он человек мира. Его ждут, ему верят. Он по-прежнему остается негаснущей звездой русского балета, настоящей звездой в полном смысле этого слова, по-прежнему остается эталоном.

Недавно он потерял свою Катю. Она умерла в Москве во сне, он был в это время за границей. Как ни жестоко это говорить, кажется, он достаточно стойко перенес эту потерю (хотя на самом деле только он знает, что там на самом деле и как). Он не сдается, он на коне. Он встретил свой юбилей все с той же роскошной прической, с вызывающим длинным шарфом на шее, с гордо поднятой головой вечного творца и победителя, который на поражения просто не обращает внимание.

Чествование Владимира Васильева состоялось на открытии XI Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. И это неслучайно: Владимир Васильев уже на протяжении 20 лет является художественным руководителем этого конкурса. Теперь данный конкурс посвящен памяти его Кати. Как можно забыть о ней, единственной, неповторимой?

Как можно забыть о нем — тоже совершенно особом и невероятно талантливом? Сегодня много мощных молодых артистов балета. Но попробуйте найти среди них личность, адекватную по масштабу дарования В. Васильеву. Долго искать будете. И совсем не факт, что найдете.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 322, 23 АПРЕЛЯ/29 АПРЕЛЯ 2010


Добавить комментарий к статье




Биография Васильева
Артисты балета


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru