Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Рассказы о Великобритании
Бейрут. Город пяти имен

Биография Мартина Бубера (Martin Buber)


Афоризмы Бубера
Биографии писателей

МАРТИН БУБЕР (Martin Buber) (1878-1965), еврейский философ и деятель образования. Известен также как переводчик и комментатор Библии и теоретик сионизма. Родился в Вене 8 февраля 1878 года. Вырос в Лемберге (ныне Львов). Получил образование в университетах Вены, Берлина, Цюриха и Лейпцига. С 1901 года был редактором сионистской газеты "Ди вельт", затем стал одним из основателей издательства "Юдишер ферлаг" и Еврейского национального комитета. Основал ежемесячник "Дер юде" ("Der Jude", 1916). В 1933 году возглавил Центр еврейского образования во Франкфурте-на-Майне. В 1938 году эмигрировал в Палестину. Был профессором Еврейского университета до 1951 года, первым президентом Академии наук Израиля в 1960-1962 годах.

Ключевым моментом формирования философских взглядов Бубера является переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, от идеи "слияния" человека с божественнымп началом к идее "встречи" человека с Богом, предполагающей отдельное существование и "диалог" обеих сторон. Эта отдельность не означает, однако, дистанцирования, отношения к Богу просто как объекту созерцания, размышления и поклонения. Подлинная встреча человека с Богом, как и человека с человеком, — это не отношение "Я — Оно", а отношение "Я — Ты". Эта мысль с необычайной глубиной и поэтической силой воплощена в самом знаменитом творении Бубера — "Я и Ты" ("Ich und Du", 1923). Мировое Ты есть Бог, и только если человек способен предстать перед Божьим Ты, он способен возлюбить Ты тварных существ. Иначе отношения людей деградируют до уровня Я — Оно, обращения с человеком как объектом манипулирования, средством достижения целей, и способны возвыситься до уровня Я — Ты лишь в редких случаях сильной любви или идеальной дружбы, когда во встречу человека с человеком вовлечена вся полнота их существования. В книге "Между человеком и человеком" ("Between Man and Man", 1947) рассматриваются социальные и педагогические аспекты этой философии человеческих взаимоотношений.

Принцип Я-Ты, т.н. "диалогический принцип", Бубер использует и в интерпретации Библии. В работах "Учение пророков" ("Торат ха-неви’им", 1942) и "Моисей" ("Моше", 1945) отношение Бога и Израиля рассматривается как диалог, в котором Бог обращается к человеку и человек внимает Слову Божьему. "Диалогический дух" библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому "монологизму". Диалогическое отношение в Библии понимается как экзистенциальная встреча человека и Бога. Позднее Бубер обнаружил, что диалогический принцип уже применялся хасидскими мудрецами и входил в традицию позднего иудаизма. Хасиды, как и Библия, подчеркивали момент непосредственности, спонтанности встречи, открытости Богу и говорили о прямом контакте с Ним. Исследования Бубером хасидизма были изложены в целом ряде его произведений.

Как один из первых сионистов Бубер надеялся, что его философские и религиозные принципы будут использованы в решении проблем Израиля, а также более широких проблем социальной и политической организации современного мира. В работах на эту тему, в частности, в книге "Пути в Утопию" ("Нетивот бе-утопия", 1947) он исследовал возможности применения диалогического принципа не только к отношениям индивидов, но и к человеческим общностям и миру в целом. Умер Мартин Бубер в Иерусалиме 13 июня 1965 года.


Энциклопедия Кругосвет


Добавить комментарий к статье




Афоризмы Бубера
Биографии писателей
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru