Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Риме
  • Отдых в Хорватии
  • Биография Георгия Арамовича Гараняна

  • Знаменитые Георгии
  • Джазовые музыканты



  • РИА Новости 11.01.2010

    Георгий Арамович Гаранян родился 15 августа 1934 года в семье Арама Георгиевича Гараняна и Веры Петровны Корчиной. Отец, инженер по трелевке леса, мечтал, чтобы Георгий, как и он, стал инженером, а мать, учительница начальных классов, поощряла его занятия музыкой. Гаранян стал играть на саксофоне.

    В 1950-е большой популярностью пользовался Молодежный оркестр ЦДРИ, которым руководил Борис Фиготин. В этом оркестре Гаранян дублировал партию третьего альта, но недолго - пришлось уступить более искусным музыкантам. Вернулся он в ЦДРИ через два года. Молодежным оркестром руководил уже Юрий Саульский. Саульский заставлял Гараняна часами заниматься на саксофоне, и вскоре Гаранян стал лидером группы саксофонов.

    В 1957 году оркестр принял участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и завоевал серебряную медаль. На Гараняна обратили внимание зарубежные джазмены. Он стал получать приглашения из-за рубежа, но начальство приглашения отклоняло. Газета "Советская культура" в статье "Музыкальные стиляги" писала: "Пагубный пример утери самостоятельности являет собой молодежный эстрадный оркестр ЦДРИ. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках". Оркестр ЦДРИ вскоре разогнали.

    Еще один заметный коллектив середины 1950-х годов - "Золотую восьмерку" - возглавлял сам Гаранян.

    В 1957 году, получив диплом инженера-механика широкого профиля, выпускник Московского станкоинструментального института Георгий Гаранян пришел в Москонцерт и устроился сначала в ансамбль массовика-затейника, затем в коллектив Эдит Утесовой.

    В 1958 году Гараняна первым из советских музыкантов пригласили в оркестр Олега Лундстрема. Весь биг-бенд состоял из шанхайцев - эмигрантов, решивших вернуться из Китая на Родину. Гаранян занял ставку шестого саксофониста, а со временем стал первым. В 1966 г. музыкант получил приглашение из концертного эстрадного оркестра Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского и перешел туда. Одновременно Гаранян играл в малых группах, в основном в квартете с гитаристом Николаем Громиным. Квартет просуществовал несколько лет, с успехом выступал на джаз-фестивалях в Таллинне, Праге и в Москве, дал много концертов в стране и за рубежом.

    В середине 1960-х годов джазовые пьесы, звучавшие на волнах Всесоюзного радио, принесли Гараняну и выступавшим вместе с ним музыкантам популярность. В это время записи Гараняна регулярно передавала запрещенная в России радиостанция "Голос Америки" и комментатор Уиллис Канновер представлял музыканта только в превосходных выражениях: "Я на протяжении многих лет восхищаюсь Георгием Гараняном и как композитором, и как аранжировщиком-дирижером, и как солистом-импровизатором". А известный американский критик Джон Хэммон в книге "Red and Hот" написал: "Он поистине великолепен".

    В 1973 году оркестр Вадима Людвиковского постигла та же участь, что и Молодежный оркестр ЦДРИ. Заступаться за оркестр к руководителю Гостелерадио Сергею Лапину приходили влиятельные люди. На аргумент автора "Катюши" Матвея Блантера: "Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает", Лапин ответил: "Вот поэтому они нам и не нужны".

    Гараняна и нескольких музыкантов бывшего оркестра Гостелерадио пригласили работать на фирму грамзаписи "Мелодия", а вскоре Гаранян стал руководителем одноименного ансамбля. Так родился поистине звездный состав, который помнят до сих пор. Ансамбль с равным блеском аккомпанировал певцам, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока. "Мелодию" выбирали для записи своих сочинений лидеры самых разных жанров: Владимир Высоцкий и Альфред Шнитке (Первая симфония), Давид Тухманов (На волне моей памяти), Алла Пугачева и Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко и Андрей Миронов. Композитор Алексей Рыбников говорит, что получить "Мелодию" для записи музыки к фильму было невероятно сложно, но все композиторы к этому стремились, потому что сотрудничество с "Мелодией" приводило к блестящему результату.

    Песни и сказки, музыка для кино и мультфильмов, обработки русских народных песен и джазовые пьесы - всего за тринадцать лет работы под управлением Георгия Гараняна ансамбль записал 16 так называемых "сольных гигантов" и 9 маленьких пластинок (миньонов). Некоторые диски "Мелодии" выпускались в небывалых для инструментальной музыки полумиллионных и миллионных тиражах. Ансамбль был непревзойденным как в студийной, так и в концертной работе.

    В это же время Гаранян работал в качестве дирижера симфонического оркестра Комитета по кинематографии. Работа научила его быстро разбираться в музыке любой сложности и управлять большим коллективом. В титрах многих фильмов - его фамилия ("Ирония судьбы или с легким паром", "Приключения Буратино", "12 стульев" и др.) Но Гаранян не ограничился дирижированием: он написал музыку более чем к 30 картинам ("Вечерний лабиринт", "Руанская дева по прозвищу "Пышка", "Нежданно-негаданно","Покровские ворота","Рецепт ее молодости" и др.) , а для многих фильмов сделал аранжировки.

    В Швейцарии фильм "Волшебный фонарь" Евгения Гинзбурга из серии "Бенефис", музыку к которому аранжировал Гаранян, был удостоен премии за музыкальное оформление. "Рецепт ее молодости" получил приз "Лучший музыкальный фильм 1985 года", "Покровские ворота" Михаила Козакова регулярно входят в десятку лидеров продаж. Сочинения блистательного композитора и аранжировщика - знаменитая "Баллада" (вошедшая во многие учебники игры на саксофоне), композиция "Водоворот" (специально написанная для джаз-фестиваля в Бомбее), "Фестивальный блюз" (сочиненный для демонстрации возможностей всех солистов оркестра) - исполняются в России и за рубежом. "Аве Мария" Шуберта, фокстрот "Джон Грей" Матвея Блантера и фантазия на темы песен "Битлз" в аранжировке Гараняна производят фурор как в эстрадных,так и в филармонических залах.

    Свой личный опыт аранжировщика Георгий Гаранян описал в книге "Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей". Книга была написана в 1970-е годы в период расцвета вокально-инструментальных ансамблей. До сего дня по ней учатся во всех музыкальных учебных заведениях страны.

    В 1986 году Гаранян вернулся к концертной деятельности. Выступал в различных составах - трио, квартетах, квинтетах, играл с цирковым оркестром в России и за рубежом. Вернувшись с очередных гастролей (1989), принял предложение Юрия Никулина и стал главным дирижером Цирка на Цветном бульваре. Гаранян овладел спецификой работы дирижера цирка и написал множество сочинений для цирковых представлений.

    В 1991 году Георгий Гаранян возглавил "Московский биг-бенд" и пригласил в него самых ярких джазменов Москвы (трубача Виктора Гусейнова, саксофонистов Александра Пищикова и Сергея Рязанцева, барабанщика Владимира Василькова, молодых талантливых музыкантов Сергея Слободина (бас), Евгения Ревнюка (фортепиано) и др. Уникальное звучание этого оркестра отмечали и критики, и зрители. Московский Биг-бенд успел записать всего одну пластинку - "Рождение оркестра", а через четыре года остался без финансирования и его пришлось распустить. Гаранян занялся композиторской работой, играл в трио "Гаранян-Крамер-Кузнецов", выступал как солист и приглашенный дирижер.

    В 1998 году Гаранян стал руководителем "Краснодарского Биг-бенда". Не заменив ни одного музыканта, он сделал оркестр мирового уровня. Громкие выступления на джазовом фестивале в Израиле (Реховат), Международных джазовых фестивалях к 100-летию со дня рождения Джорджа Гершвина (1998, Москва), к 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона (1999, Москва), три успешных месячных гастрольных турне на Тайване (2000 и 2001, 2002 гг.), концерты в Монголии, в Китае, в российских городах - и Гаранян приобрел репутацию умелого бенд-лидера, способного превратить в оркестр любое собрание музыкантов.

    В 2003 году Олег Лундстрем передал Гараняну палочку главного дирижера. После его кончины Гаранян стал художественным руководителем оркестра и работал в этой должности до 1 августа 2006 года. С этим оркестром Гаранян подготовил программы из произведений Каунта Бейси, Гленна Миллера, "Джаз и классика", "Шлягеры мирового джаза", "Из репертуара Леонида Утесова", "Памяти Владимира Высоцкого", "К 60-летию Победы" и др.

    В 2004 году Георгий Гаранян приходит работать в Российский Государственный Музыкальный Телерадиоцентр и воссоздает заслуженный бренд, кумир миллионов - ансамбль "Мелодия". Он делает аранжировки любимых песен из старых советских картин - "Бриллиантовая рука", "Джентльмены удачи", "Человек-амфибия", "Ирония судьбы", с успехом прокатывает их в России и за рубежом, записывает СД "Проверено временем" из всенародных хитов и дает грандиозный гала-концерт в Кремле к 35-летию создания ансамбля.

    В декабре 2006 года, добавив в ансамбль "Мелодия" пять духовых инструментов, Георгий Гаранян организовал "Биг-бенд". Новый оркестр можно назвать самым молодым биг-бендом России - и по возрасту музыкантов, и по времени существования. Из "стариков" в новом коллективе - самый яркий трубач России, солист-концертмейстер Виктор Гуссейнов (Арзу) и первый трубач - Саркис Папазян. В оркестре работают талантливые молодые музыканты-лауреаты джазовых конкурсов: Станислав Должков, Олег Бородин, Овагем Султанян, Александр Иванов, Евгений Волошин. Биг-бенд Георгия Гараняна триумфально выступает на международных джазовых фестивалях (Новокузнецк, Пекин - Ninegates jazz festival, Финляндия - Пори-джаз), регулярно гастролирует по городам России и зарубежья (Оренбург, Киев, Челябинск,Уфа,Набережные Челны, Литва, Эстония, Латвия, Израиль), участвует в концертах, посвященных памяти Владимира Высоцкого, Тихона Хренникова и в самых модных классических фестивалях - "Звезды на Байкале", "Крещендо"(Арт-директор - Денис Мацуев).

    Репертуар трех коллективов, возглавлявшихся Гараняном, регулярно обновлялся: американский джаз, эстрадные песни,танцевальная музыка,уникальная программа "Джаз по-русски",а также корейские, китайские, эстонские, французские и финские пьесы, появившиеся в портфеле маэстро после гастролей в этих странах. При этом Гаранян давал до 100 концертов в год в России и за рубежом, часто выступал с местными музыкантами: питерскими, челябинскими, новосибирскими, уфимскими, саратовскими и т.д.

    Грандиозным успехом пользовался дуэт Гаранян-Мацуев ("Два поколения"). В концертах Победителя Международного конкурса Чайковского (1998 год, фортепиано) и джазового саксофониста гармонично соседствовало трудносочетаемое - ария Кармен из оперы Бизе "Кармен" и "Take the "A" Train" Дюка Эллингтона, вариации Рахманинова на тему Корелли и хит Луи Армстронга "When the Saints Go Marching In" (Traditional). Денис Мацуев нередко выступал в качестве солиста оркестров под управлением Георгия Гараняна ("Голубая рапсодия" Гершвина и др.).

    Оригинальным проектом Гараняна стала программа "Виртуозы" играют джаз" или "Джаз в смокингах". Георгий Гаранян и камерный оркестр "Виртуозы Москвы" исполняли сочинения Прокофьева, Моцарта, Пола Дезмонда, Гершвина. Все аранжировки к эитм произведениям были написаны Гараняном.

    Гаранян продолжал и сотрудничество с симфоническими оркестрами. Сергей Скрипка приглашал Гараняна в качестве ведущего концертов оркестра Госкино, а знаменитая американская группа "Орегон" остановила на нем свой выбор для работы над СД "Орегон в Москве". Эта запись, сделанная с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского (дирижер - Георгий Гаранян), была номинирована на самую престижную музыкальную премию в мире - "Грэмми".

    Гаранян работал в различных течениях джаза - джаз-рок, симфоджаз, бибоп; исполнял классическую и эстрадную музыку, проводил музыкальные эксперименты в цирке, в опере и в балете. Весной 2008 года в Челябинском театре оперы и балета состоялась премьера спектакля "Синдбад-мореход" (балетмейстер - Валерий Кокорев). Благодаря музыкальной редакции Гараняна Римский-Корсаков зазвучал по-джазовому. Не были забыты Гараняном и кино и драмтеатр. В 2008 году зрители Первого канала увидели фильм "Осенний блюз", а осенью 2009 года в Театре Армена Джигарханяна - спектакль "Мона" Евгения Гинзбурга с музыкой Гараняна.

    Много внимания Георгий Гаранян уделял просветительству. Он был автором и ведущим программы "Джаз-клуб Георгия Гараняна" на "Радио России - Культура" и ведущий программы "Джем-5" на телеканале "Культура". Он также являлся бессменным председателем жюри конкурса "Морской узел" в Новороссийске и членом жюри других профессиональных и самодеятельных конкурсов.

    В 2009 году с фестиваля "Играем джаз с Гараняном" на Юго-Западе Москвы он начал осуществлять программу популяризации джаза и классической музыки среди молодежи.

    11 января 2010 года стало известно, что Георгий Арамович Гаранян умер.

    Гаранян был лауреатом многих международных джазовых фестивалей - в Праге, Бомбее, Гаване, Варшаве, Финляндии, Израиле; входил в состав Союза композиторов РФ с 1975 года и Союза кинематографистов РФ с 1996 года, был академиком Киноакадемии "Ника", кавалером ордена Почета (1999г.), кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством IУ степени. Первым из джазовых музыкантов он стал заслуженным артистом (1981) и народным артистом Российской Федерации (1992). Гаранян был единственным джазовым музыкантом, получившим Государственную премию России - впервые в истории эта премия была вручена за достижения в джазе.

    Многие называли его выразителем идей целого поколения. Вот мнение одного из старейшин джазового цеха, президента Московского джаз-ангажемента, недавно ушедшего из жизни, Юрия Саульского: "Творческая карьера одного из самых известных советских джазовых музыкантов - Георгия Гараняна - складывалась на моих глазах. Он яркий представитель мэйнстрима, во многом определивший само это понятие в практике отечественного джазового музицирования. Гаранян - саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, прекрасно владеющий всеми этими профессиями, - безусловно, является одной из знаковых фигур современного джаза". На главной площади России 16 сентября 2004 года заложена именная плита-звезда в честь народного артиста России Георгия Гараняна за выдающийся вклад в Отечественную культуру.

    Георгий Гаранян был женат на Нелли Закировой (журналистке по профессии). У него остались трое детей: Наталья Гаранян (психолог), Карина Гаранян (компьютерный дизайнер) и Вероника Гаранян (журналист и режиссер).




    Добавить комментарий к статье



  • Знаменитые Георгии
  • Джазовые музыканты

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru