Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Сувениры из разных стран
  • Нищета и блеск Лас-Вегаса
  • Биография Андрея Арсеньевича Тарковского

  • "Я свеча, я сгорел на пиру..."
  • Ностальгия по Тарковскому
  • Смерть Тарковского
  • Легенда своего времени
  • После этого фильма Тарковский стал тем самым...
  • Забытый гений
  • Хорошо, что он не дожил до нынешних времен...
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Андреи
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Обезьяны


  • Добавить отзыв о человеке

    АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ (1932-1986), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области в семье поэта А.А. Тарковского. В 1951-1952 годах учился в Московском институте востоковедения, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, выезжал в геологическую экспедицию в Туруханский край. В 1954 году поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма — в той же группе учился В. Шукшин). В 1960 году защитил диплом короткометражной картиной "Каток и скрипка" (первая премия на Международном кинофестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке) — уже в этой лирической новелле о маленьком музыканте и его взрослом друге Тарковский продемонстрировал незаурядное владение языком кинематографа.

    С 1961 года Тарковский — режиссер киностудии "Мосфильм". Его полнометражным дебютом стал фильм "Иваново детство" (по мотивам рассказа В.О. Богомолова "Иван"). Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н. Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино (Гран-при МКФ в Венеции, 1962; приз МКФ в Сан-Франциско, 1962; ряд других призов). При очевидном тяготении к стилистике Р. Брессона и А. Куросавы молодой русский режиссер обнаруживал талант самоценного, оригинально мыслящего художника.

    Тогда же режиссер приступил к работе над картиной об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. Съемки картины (начаты в 1964 году) проходили сложно. Ее метраж не укладывался в стандартные прокатные рамки, подчеркнутые христианско-эзотерические мотивы и непривычная для советского экрана изобразительная экспрессия раздражали кинематографическое начальство. В 1966 году "Андрей Рублев" ("Страсти по Андрею") был завершен, но в прокат не вышел. В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат Рублева, с успехом показала его на Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие годы стал объектом зрительского ажиотажа в СССР, а Тарковский прочно утвердился в звании главного "эстета" и "нонконформиста" советского экрана.

    Вскоре его эстетическое и идейно-нравственное кредо нашло столь же яркое выражение и в жанре кинофантастики. В отличие от Рублева, герои философско-фантастической драмы "Солярис" (по одноименному роману С. Лема) — это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, "божественной" духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская "Троица" равноправно уживается с музыкой И.С. Баха и картинами П. Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, "Солярис" получил еще и Приз Международного евангелического центра.

    Высшим достижением Тарковского стало "Зеркало" (1974), где его муза философско-поэтической рефлексии не сковывается рамками традиционного сюжета, а лишь находит нужный ей фрагмент в богатом наборе визуальных ассоциаций и воспоминаний художника — автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной — наряду с философско-поэтическими "кодами" в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. Примериваясь к новому проекту, Тарковский пишет сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит "Гамлета" в Театре Ленинского комсомола (1977). Вышедший в 1979 году "Сталкер" (по повести А. и Б. Стругацких "Пикник на обочине"; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний "зона" могла быть намеком на кризис технократической (иначе — "капиталистической") цивилизации, в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель (А. Солоницын) и профессор (Н. Гринько). В 1980 году Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт только углубился.

    "Ностальгию" Тарковский снимал в Италии. В переживаниях главного героя, оторванного от родных корней писателя Горчакова (О. Янковский), практически "зеркально" отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. Будучи убежденным, что ни этот фильм, ни его дальнейшие работы не будут должным образом оценены в СССР, Тарковский принял решение остаться за границей. К сожалению, ни "Ностальгия", удостоенная "Гран-при" за режиссуру в Каннах (1984), ни снятое в Швеции "Жертвоприношение" (специальный приз жюри МКФ в Канне, 1986) — мессианская драма-предсказание о грядущей атомной катастрофе, не открыли в творчестве Тарковского нового горизонта. Состояние душевной неприкаянности было усугублено тяжелым онкологическим заболеванием.

    По значимости эстетического элемента в структуре фильма творческое наследие Тарковского сопоставимо с наследием С.М. Эйзенштейна. Он добился того, что особый, замедленный темп его произведений, насыщенность внутрикадрового пространства (пейзажи, портреты, обилие значимых деталей), актерские и авторские монологи, цветовые нюансы и другие выразительные средства киноязыка стали для зрителя заведомо важнее сюжетной интриги его фильмов. Важно, однако, что для Тарковского форма практически всегда являлась проекцией его авторской идеи. Роль его личности в истории отечественного кино уникальна: он остался героем высокого мифа о художнике-страстотерпце, режиссере-проповеднике, способном противостоять диктату государственной идеологии и коммерции даже в таком "индустриальном" виде искусства, как кинематограф.

    Андрей Арсеньевич Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 года.


    Энциклопедия Кругосвет


    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2017-02-08. Режиссер «На игле» назвал Андрея Тарковского богом кинематографистов
    Британский режиссер и продюсер Дэнни Бойл заявил, что считает Андрея Тарковского божеством кинематографистов. Об этом сообщает ТАСС в среду, 8 февраля.

    2016-04-20. «Солярис» Тарковского покажут на Каннском фестивале
    Дирекция 69-го Каннского фестиваля объявила состав ретроспективной программы «Каннская классика». В нее вошел фильм Андрея Тарковского «Солярис». Об этом сообщает официальный сайт киносмотра.

    2014-08-27. Дом Тарковского под Рязанью станет объектом культурного наследия
    Деревенский дом в Рязанской области, в котором в 1970-е годы жил советский режиссер Андрей Тарковский, станет объектом культурного наследия. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на региональное министерство печати. Отмечается, что дом был сохранен родственниками Тарковского, в него также перевезли часть его личных вещей.




  • "Я свеча, я сгорел на пиру..."
  • Ностальгия по Тарковскому
  • Смерть Тарковского
  • Легенда своего времени
  • После этого фильма Тарковский стал тем самым...
  • Забытый гений
  • Хорошо, что он не дожил до нынешних времен...
  • Новости
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Российские режиссеры
  • Знаменитые Андреи
  • Биографии режиссеров
  • Кто родился в Год Обезьяны

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru