Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Бориса Андреевича Бабочкина


Как Борис Андреевич Бабочкин "подкузьмил"...
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые люди по имени Борис

БОРИС АНДРЕЕВИЧ БАБОЧКИН (1904-1975), русский актер, режиссер, педагог. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974), лауреат Государственных премий (1941, 1951, 1977). Родился 5 (18) января 1904 года в Саратове. Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А.Канина, в августе 1920 года уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы — к Михаилу Чехову и в студию "Молодые мастера" к И.Певцову, но вскоре покидает Чехова: "Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было".

Летом 1921 года в числе "молодых мастеров" во главе с Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа. Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В.Сахновского. Затем уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет — более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль "Шторм", 1925, В.Билль-Белоцерковского на роль Братишки, режиссер Е.Любимов-Ланской).

С 1927 года Борис Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) — роль Сысоева в "Первой Конной" В.Вишневского (режиссер А.Дикий, 1930); в 1931 году переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в "Горе от ума" А.Грибоедова (режиссер Н.Петров, 1932), Кастальский в "Страхе" А.Афиногенова (режиссер Н.Петров, 1931), Самозванец в "Борисе Годунове" А.Пушкина (режиссер Б.Сушкевич, 1934), Алексей в "Петре I" А.Н.Толстого (режиссер Б.Сушкевич, 1935), Хлестаков в "Ревизоре" Н.Гоголя (режиссер Б.Сушкевич, 1936) и др. Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссерская работа — "Нора" Г.Ибсена (1936).

В 1936 году по приглашению А.Дикого переходит в БДТ. После ареста последнего в 1937 году был назначен художественным руководителем театра. Заметными событиями тех лет стали режиссерские работы Бабочкина: "Дачники" М.Горького (1939) (неоднократное обращение режиссера к этой пьесе повлияло на ее сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде "несценичных", "неблагодарных"), где он сыграл роль Власа, и "Царь Потап" А.Копкова (1940). В них, по словам театроведа К.Рудницкого, уже был заметен "характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей". В 1940 году Бабочкин уходит из БДТ; по собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.

В 1940 году Борис Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и повступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в "Учителе" С.Герасимова (режиссер Б.Захава, 1940) и Огнева во "Фронте" А.Корнейчука (режиссер Р.Симонов, 1942) и ставит "Новогоднюю ночь" А.Гладкова (1945). В 1946 году спектаклем "Бранденбургские ворота" М.Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера. В 1948-1951 годах Бабочкин — актер и режиссер Малого театра. 1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И.Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к "Дачникам" М.Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С.Пушкина (1952-1953). Приглашает А.Дикого поставить "Тени" М.Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет Клаверова: "Я вложил в эту роль все, что знал о карьеристе и бюрократе". Это была одна из крупнейших актерских удач Бориса Андреевича Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в "Правде" последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка "Тоски" Дж.Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко).

В 1955 году Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в "Иванове" А.Чехова (1960), Суслов в "Дачниках" М.Горького (1964), Грознов в комедии А.Островского "Правда — хорошо, а счастье лучше" (1965), Достигаев в сценах М.Горького "Достигаев и другие" (1971), Кулигин в "Грозе" А.Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актерские работы, в том числе самого Бабочкина.

Начав сниматься в 1927 году, Борис Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых (1934) не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актерской судьбе. После Чапаева Бабочкин долгое время был обречен играть сугубо положительных, героических персонажей и очень болезненно переживал перспективу остаться "актером одной роли", перспективу того, что его актерские и режиссерские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развернутый ответ на анкету Театрального музея), это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

Борис Андреевич Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре. Дебютировал в этом качестве в 1945 году фильмом "Родные поля" (совместно с художником А.Босулаевым). Затем поставил фильм "Повесть о "Неистовом" (1947) и экранизировал "Дачников" (1966).

В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок Бабочкин успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А.Чехова "Скучная история" (сценарист и режиссер П.Резников, 1968) и Олеши Смолина в "Плотницких рассказах" по В.Белову (сценарист и режиссер П.Резников, 1972), монологи из трагедий А.Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей "Правда — хорошо, а счастье лучше" А.Островского, "Фальшивая монета" и "Достигаев и другие" Горького.

Борис Андреевич Бабочкин — автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах "Советское искусство", "Рабочий и театр", "Театр", "Огонек", "Искусство кино", "Москва", газетах "Ленинградская Правда", "Литературный Ленинград", "Комсомольская правда", "Литературная газета", "Известия", "Советская культура" и др.

С 1944 года преподавал во ВГИКе (с 1966 — профессор), руководил актерской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975 года.


Энциклопедия Кругосвет


Комментарии к статье:

Семья
2018-01-15 21:04:17

Жена — Екатерина Михайловна Бабочкина (1906—1988), балерина

Дочь — Наталья Борисовна Бабочкина (род. 1929).

Дочь — Татьяна Борисовна Бабочкина

Добавить комментарий к статье




Как Борис Андреевич Бабочкин "подкузьмил"...
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые люди по имени Борис
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru