Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Сергея Михайловича Лифаря


Жизнь во имя танца
Серж из Киева
Новости
Артисты балета
Овны (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Змеи

Добавить отзыв о человеке

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЛИФАРЬ (Serge Lifar) (1905-1986), русский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, работавший во Франции. Родился в Киеве 2 (15) апреля 1905 года. Первые навыки в искусстве танца получил в студии Б.Ф.Нижинской в 1921 году. С 1923 года жил во Франции, где работал в 1923-1929 годах в труппе "Русский балет Сергея Дягилева" и обучался у Э.Чекетти и ряда русских педагогов. Быстро усовершенствовав технику, стал превосходным классическим танцовщиком лирико-романтического плана и занял ведущее положение в труппе Дягилева. Исполнял главные роли во многих балетах: "Кошка" (балетмейстер Дж.Баланчин, музыка Э.Соге, 1927), "Ода" (балетмейстер Л.Ф.Мясин, музыка Н.Д.Набокова, 1928), "Аполлон Мусагет" (балетмейстер Баланчин, музыка И.Ф.Стравинского, 1928), "Блудный сын" (балетмейстер Баланчин, музыка С.С.Прокофьева, 1929). К 1929 году относится первый опыт постановки балета — "Байка про лису, кота, петуха да барана" Стравинского. Однако в том же году антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила существование. Лифарь был приглашен в Парижскую оперу и поставил балет Бетховена "Творения Прометея" (1929), а с 1930 года возглавил труппу и оставался ее балетмейстером до 1958 года, а танцовщиком до 1956 года (с перерывом в 1944-1947 годах, когда руководил труппой "Новый балет Монте-Карло").

Сергей Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской оперы, поставив более 70 оригинальных балетов и большое число возобновлений, в том числе таких знаменитых спектаклей классического наследия, как "Жизель", в которой исполнял роль Альберта с 1931 года и до конца своей карьеры. Одновременно провел реформу театра, где вплоть до 1930-х годов сохранялись порядки, заведенные в 19 веке. Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов.

Стиль балетов Сергея Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные (как всюду на Западе) сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах — библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей — активный герой, упорно идущий к своей цели: "Прометей", "Икар" (на ритмы Лифаря и Ж.Сифера, 1935), торжествующий "Давид" (одноименный балет, музыка В.Риети, 1937), "Александр Великий" (одноименный балет, музыка Ф.Гобера, 1937), "Рыцарь" ("Рыцарь и девушка") (музыка его же, 1941), "Дон Жуан" ("Жоан из Цариссы", музыка В.Эгка, 1942) и др. В более поздних балетах, поставленных уже для балерин труппы, таких, как "Наутеос" (музыка Ж.Лелё, 1954), "Фантастическая свадьба" (музыка М.Деланнуа, 1956), возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе.

В решении идеи спектакля Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизаторству. Пользовался средствами классического танца, но обновлял его лексику, вводя новые движения (сам он называл свой стиль "неоклассическим"). Танцевальным построениям в его балетах была свойственна некоторая статуарность, подчеркнутая живописность поз и групп. В послевоенные годы как тематика, так и стиль спектаклей Сергея Лифаря казались уже устаревшим.

Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца и писателя. В 1935 году Лифарь опубликовал Манифест хореографа, один из главных тезисов которого — самостоятельность танца, независимость его от музыки: на практике он осуществил эту идею в балете "Икар". Позднее Лифарь написал ряд книг — как воспоминаний, так и исследований. Кроме балета особое внимание Лифаря привлекали произведения А.С.Пушкина.

Сергей Лифарь умер в Лозанне 15 декабря 1986 года.


Энциклопедия Кругосвет


Комментарии к статье:

Автор: Живопись
Дата: 2016-03-28 13:33:42

Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В своё время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икару» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.

Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последней автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.

Автор: Личная библиотека
Дата: 2016-03-28 13:34:46

Второй страстью Сержа Лифаря были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшую из старопечатных книг XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

В последние годы своей жизни Лифарь был вынужден продать часть своей коллекции. О причинах такого решения он писал в письме к наследникам в 1975 году:

«Сегодня я имею лишь скромную пенсию от Парижской оперы, поэтому не в состоянии сохранить коллекцию. Меценаты обошли меня вниманием, я вынужден попрощаться с этой сокровищницей русской культуры, „отпустить на волю“ все книги и альбомы, чтобы они стали достоянием историков, библиотек».

Сейчас часть библиотеки Лифаря (817 единиц) хранится в Киеве, в отделе искусств Публичной библиотеки им. Леси Украинки. В дар Украине её передала подруга хореографа графиня Лилиан Алефельд.

Киев до конца жизни остался светлой мечтой Лифаря. «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр», — говорил он. После эмиграции Сергей Лифарь только однажды побывал в Киеве — в 1961 году, и это было для него большим счастьем.

Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2013-04-22. Костюмы и рисунки из коллекции танцовщика Лифаря выставят на торги
Фотографии, письма и костюмы из коллекции великого танцора и балетмейстера Сержа Лифаря уйдут с молотка в Париже.





Жизнь во имя танца
Серж из Киева
Новости
Артисты балета
Овны (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Змеи
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru