Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Швейцария: Молочные реки и сырные берега
  • Маврикий. Барбекю у графа д'Арифат
  • Любовь Орлова. Импровизации на заданную тему

  • Биография Орловой
  • Бесспорная звезда советской эпохи
  • Легенда, победившая время
  • Талант на все времена
  • Любовь Орлова не любила фотографироваться
  • Секс-символ советской эпохи
  • Фотографии Орловой
  • Недосягаемая звезда
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Знаменитые женщины по имени Любовь
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Кто родился в Год Тигра


  • Бессмысленно искать саму Орлову в оставшихся после нее ролях. Это всего лишь отраженный свет, только солнечный зайчик. Легенду – звезду – создают. При всех персональных заслугах Любови Орловой, безусловно, талантливой и разносторонней актрисы, ее советский звездный образ создавали. И, конечно, этим создателем был, прежде всего, товарищ... Время. Были, правда, еще три верных помощника или три предпосылки успеха: рождение советской массовой песни, новый жанр музыкальной комедии, возникший вместе со звуковым кино, и, наконец, режиссура Григория Александрова.

    Ее биография, как водилось в советские времена, начиналась с залпа Авроры и ни минутой раньше. Не многим было известно, что она была звеном в цепи знатного дворянского рода. Вечная ирония и вечная прозорливость судьбы: лучшая исполнительница ролей домработниц, ударниц коммунистического труда являлась потомком древнего рода Орловых, восходящих своими корнями к великому князю Киевскому Владимиру. Кто-нибудь из зрителей может быть и вспомнит, как среди нагроможденной веселости ее ролей внезапно проскальзывал этот неотрежиссированный взгляд – отстраненно-властный, как бы ставящий всё и всех на свои места.

    Орлова крайне неохотно говорила о своем докинематографическом прошлом. Известно, что в первые годы работы в музыкальной студии им. Немировича-Данченко она была всего лишь статисткой в кордебалете и в хоре. Известно также, что до того она училась в балетной школе и Московской консерватории по классу рояля. Известно, что зарабатывала на жизнь, подрабатывая тапером в кино. А что малоизвестно? Малоизвестно, что еще раньше была дворянская московская семья, дружившая с Шаляпиным, - родительская семья. Малоизвестно, что сам Лев Толстой часто баловал маленькую Любочку конфетами и называл «мой дружочек». «Я знаю, - говаривал Толстой, - дружочек станет настоящей артисткой». И оказался, как всегда, прав.

    С 1926 года – целых шесть лет – эпизодические роли. Наконец, судьба улыбнулась. И в 1932 году – дебют. Заглавная партия в оперетте Оффенбаха «Перикола». Но ей уже тридцать. У некоторых актрис в этом возрасте всё заканчивается. В 1932 году состоялось первое приглашение в кино – в немой фильм «Любовь Алены». Тот же год – второе приглашение, уже в звуковой фильм «Петербургская ночь». И в том же 1932 году непредсказуемая судьба приготовила для Орловой еще один, самый главный, сюрприз. Как бы сложилась биография актрисы без этого сюрприза? Подарком судьбы был сам режиссер Григорий Александров.

    Июнь 1932 года. Вторую неделю шли беспросветные дожди. Подготовительный период первой советской джаз-комедии «Веселые ребята» явно затягивался. Александров был в панике: практически со всеми, даже с эпизодическими ролями, была полная ясность. Не могли найти только Анюту. Когда, после нескольких месяцев безрезультатных поисков и проб, художник Петр Вильямс назвал режиссеру имя актрисы, которую случайно видел в какой-то оперетте, Александров ответ только сострил, но на всякий случай записал имя, не говорившее ему ровным счетом ничего. И все-таки сходил на «Периколу» в музыкальный театр. Интересно описание проб на джаз-комедию со слов самой Орловой. На нее напялили нелепую широченную юбку и полосатые чулки. Толком не объяснив, что требуется, повели в фотостудию. Понять она успела только то, что предлагаемая ей роль невелика, малоинтересна и, главное, совершенно ей не подходит. К тому времени Орлова уже давно не была 17-летней наивной барышней и не собиралась бросаться на любую роль. Но вот в фотостудии появился Александров, он был молод, быстр в движениях, насмешлив и, надо сказать, совершенно не догадывался о том впечатлении, которое произвел на актрису. Спустя 20 лет Любовь Петровна так сказала об этой встречи: «Я увидела голубоглазого золотоволосого бога, и все было кончено». И поэтому все только начиналось.

    Сентябрь 1932 года. Натура, Гагры. Съемки «Веселых ребят» также затягивались. Каждое мгновение смеха доставалась с большим трудом. Особенно много смекалки понадобилось в работе с домашними животными. В кадре они на самом деле пьяные. Такое «домашнее животное» - бык Чемберлен - в пьяном угаре не только разогнал по углам всю съемочную группу, но и разрушил часть дорогостоящей декорации, сорвал и без того горящий график съемок. Однако на этом история с быком не закончилась. По сценарию пастуху Косте никак не удавалось выгнать быка Чемберлена из комнаты. Тогда он должен был забраться на быка и как наездник направить его к выходу. «Ну, что, Леня, давай!», - воскликнул Александров Утесову. «Эх, Гриша, нееврейское это дело на быках ездить», - ответил главный джазмен страны, к тому времени порядком утомленный всей этой зоологической возней. На быка было полез сам Александров. Но тут Орлова робким голосом предложила себя в роли наездницы. Ее принялись отговаривать, пытались обратить все в шутку. Но она настаивала: «Давайте, попробуем, а вы подстрахуете меня, если я буду падать». Не дожидаясь разрешения, актриса быстро забралась по лестнице на спину быка, но случайно села задом наперед – лицом к хвосту. Режиссеру очень понравилось, так и решили снимать. Когда началась съемка, Орлова увлеклась и с такой яростью охаживала быка веником, что он в очередной раз взбунтовался, брыкнул задними ногами и сбросил наездницу. Встать сама она уже не смогла. Ушиб спины оказался настолько сильным, что больше месяца Орлова пролежала в постели. Доснимали план уже не на быке, сам Александров возил Орлову на закорках.

    После премьеры Орлову и Александрова пригласили в Кремль. Это был один из тех правительственных банкетов, приглашение на которые позднее актриса под разными предлогами игнорировала. Рассказывали, когда их подвели к Сталину, тот, впервые увидев живую Анюту, улыбаясь предложил Орловой просить у него все, что душе угодно. Душе было угодно узнать хоть что-нибудь о судьбе первого мужа Андрея Берзина. Александров стоял рядом и, естественно, не мог не слышать. Говорили, будто бы сам Ягода предложил ей: «Все что мы можем для Вас сделать, Любовь Петровна, это соединить Вас с мужем, хотите?» - «Нет», - последовал ее ответ. Получается, что Ягода говорил о соединении в лагере или в ссылке. Вначале 1930 года Берзина арестовали по делу крестьянской партии. Память об Андрее Берзине отзывалась в душе Любови Петровны не только одной болью, но и страхом. И еще ненавистным маленьким чемоданчиком с вещами, одиноко дежурившим в прихожей. В той жизни, которая началась для Орловой после «Веселых ребят», не было места прошлому. И первый муж ушел в небытие. Туда, куда до этого отправились дворянское детство и неподходящая родословная.

    Образ Марион Диксон (фильм «Цирк») это, пожалуй, даже не скрываемая вариация образа Марлен Дитрих в фильме «Голубой ангел», фильма, которым так восхищался Александров. Поэтому не случайно перекликающее с Марлен Дитрих имя героини Марион Диксон. Фильм «Цирк» был так не похож на жизнь, что воспринимался как надежда на некий сказочный мир, где все возможно.

    Эти съемки можно считать настоящим актерским подвигом. Площадка на пушке от света прожекторов накалилась как сковородка, и несмотря на это Любовь Орлова с блеском исполнила свой танец в нескольких дублях, получив при это серьезные ожоги.

    1938 год. Октябрь. Сладковатый запах власти в Кремлевских коридорах. Идет закрытый просмотр кинокомедии «Волга-Волга» у вождя. Вождь весел. Он радостно комментирует: «Сейчас Бывалов скажет: "Примите от этих граждан брак и выдайте им другой"». Был ли это тот самый просмотр, когда Сталин видимо раздраженный отсутствием Орловой, которая старалась избегать подобных мероприятий, решил отпустить одну из своих фирменных шуток? Не отрываясь от экрана, он прошептал на ухо Александрову: «Если с этой женщиной что-нибудь случится, мы Вас расстреляем». И, упиваясь, произведенным впечатлением, без паузы продолжал дальше свои веселые комментарии.

    Можно было только гадать, каким образом удавалось Орловой манкировать кремлевскими сборищами. Видимо, в конечном счете, все сводилось к сущности натуры, способной держать на дистанции любого, будь то вождь народов или статист. Раз или два не появившись на этих приемах, она сумела придать своему отсутствию такую органичность, что с какого-то момента ее просто перестали туда приглашать. В Кремль она наведывалась лишь для того, чтобы получить очередное высокое звание или премию.

    У Орловой каждая роль была связана с неким преображением, метаморфозами ее героинь. Любовь Петровна купалась в этой игре. В 1940 году выходит ее новый программный фильм - «Светлый путь». Простая девушка из народа, завоевав орден, славу и возлюбленного, постепенно меняется, как бы скидывая с себя ненужные покровы, превращаясь в сверкающую даму, одетую в элегантные платья, возможно, в саму красавицу Орлову – любимую актрису вождя, что в советской иерархии значительно выше какого-то депутата Верховного совета. Правда, для фильма «Светлый путь» сверкающей даме потребовалось снизойти и до по-настоящему рабочих навыков. На экране Таня Морозова в течение нескольких минут работает на ткацком станке. Орлова должна была действовать так, чтобы зрители, среди которых ведь были опытные ткачихи, поверили бы в подлинное высокое мастерство героини. Три месяца Любовь Петровна проработала в Московском научном институте текстильной промышленности под руководством стахановки-ткачихи, как ни странно, Орловой Ольги Михайловны. Артистка успешно сдала техминимум и получила квалификацию ткачихи.

    С начала сентября 1941 года на Мосфильме стало практически невозможно работать, студию бомбили. Уже в начале октября Мосфильм эвакуировали. Добирались до Алма-Аты полторы недели. В брюках, изящной куртке, очень спортивная, как обычно подтянутая Орлова демонстративно не поддавалась панике, подчеркнуто спокойно с неизменной полуулыбкой общаясь с соседями по купе. И вскоре персонаж Орловой - Стрелка - была призвана в войска: письмоносица ловила диверсантов, бойко отплясывала на страницах боевых киносборников. А сама Любовь Петровна с концертами, на подобие той же Марлен Дитрих, разъезжала по фронтам.

    После войны все тот же товарищ Время потребовало от четы Орловой и Александрова новых подвигов. Нужно было подтвердить экраном настроение радости и победы, весенний дух, витавший в обществе.

    Пришла пора любмиых Орловой комбинированных кадров–контрастов в фильме «Весна». Вспомним, уже в «Цирке» работали на смысл два контрастных образа героини: Марион Диксон в черном парике и советская блондинка в белом свитере. Работал и диалог Тани-победительницы с ее отражениями в огромном кремлевском зеркале. И вот уже в открытую – две Орловых в одной картине: актриса Шатрова и профессор Никитина. Раздвоение личности радовало Любовь Петровну, ведь как интересно это быстрое перевоплощение из синего чулка в шикарную примадонну. Манерой поведения в жизни она была похожа на Никитину, только не на «сушеную акулу», а скорее на ту Никитину, что после экскурсии по киностудии сидит у себя дома, немногословная, спокойная. К таким женщинам тянутся, пытаясь уловить некую тайну их личности, даже если тайна просто сводится к усталости или головной боли.

    Место, ради которого можно было пожертвовать очередной поездкой в любую столицу мира, находилось всего в 30 километрах западнее Москвы, во Внуково. Частная вселенная, созданная Григорием Александровым в 1939 году, включала в себя и Париж, и Нью-Йорк, и Лондон, все, что угодно. Дачу им строили по проекту шведского архитектора. Внизу был прекрасный кинозал с белым роялем и камином. Второй этаж был разделен на две половины – женскую и мужскую. Весь дом был спроектирован только для двоих. Зелено-голубой рай, концепция счастья, выраженная в дереве, камне и ситце. Окошки на дубовых дверях, включая и входную, сплошь в форме сердец - как продолжение «Веселых ребят». В доме Орловой царил тот размеренный, импортного образца покой, который удивленные соотечественники спустя 20-30 лет встретят в буржуазных жилищах Запада.

    Тогда, в конце 40-х годов в театре «Ленком» шла пьеса давних знакомых Александрова - «Губернатор провинции» братьев Тур и Шейнина. На ее основе и строился сценарий нового фильма «Встреча на Эльбе». Орлова сыграла в этом фильме журналистку, превращающуюся по ходу дела в довольно злобную дамочку мисс Коллинз. Она на экране в американской военной форме - опять не обошлось без некоторого пересечения с реальной Марлен Дитрих.

    1950 год. Впереди должна быть еще долгая творческая жизнь, но Орловой уже 50, а роли старух не для нее. Будут еще и фильмы «Мусоргский» режиссера Григория Рошаля, и «Композитор Глинка» Александрова. Будет и фильм «Русский сувенир» - странная картина Александрова, потерявшегося в новой эпохе, перепутавшего приказы товарища Времени... И вот тогда, в 1950 году Любовь Петровная начинает работать в Театре имени Моссовета.

    История последнего фильма, в котором снималась Орлова, обернулась историей болезни. Малоизученной болезни, вызываемой временем. Когда все проблемы разрешены и начинают казаться несущественными, время становится последним недугом, на борьбу с которым уходят остатки сил. Большой портрет Орловой в роли разведчицы Людмилы Грековой из фильма «Скворец и лира» поместил в своем первом номере за 1973 год журнал «Искусство кино». На восьмом десятке она сыграла роль молодой советской разведчицы в немецком тылу. В первой части фильма Орлова изображала молоденькую служанку в доме немецкого генерала. Во второй – светскую даму, племянницу престарелой баронессы. Это было странное зрелище. Но Орлова не отступила даже после того, как увидела материал фильма, даже после того, как картину положили на самую дальнюю полку кинохранилища.

    На своем последнем озвучании Любовь Петровна была весной 1974 года, вечером того же дня Орлова отыграла в театре «Странную миссис Сэвидж». Ночью ей стало плохо, на следующий день ее увезли в больницу.

    Стильная, с идеальным манерами, свободно владевшая французским и немецким языками, Орлова была органична и на светском рауте, и на посольском приеме, и в приватной беседе с любой знаменитостью. Органична была графиня или княгиня Орлова, даже шагающая под красным знаменем под неугасающие социалистические марши. Хотя сама Любовь Петровна как-то сказала: «Женщине, все-таки настоящей женщине, уместнее появляться не на фоне красного флага, а на фоне элегантных мужчин».


    По материалам программы "Легенды мирового кино"
    Телеканал "Культура" 11.02.07


    Добавить комментарий к статье



  • Биография Орловой
  • Бесспорная звезда советской эпохи
  • Легенда, победившая время
  • Талант на все времена
  • Любовь Орлова не любила фотографироваться
  • Секс-символ советской эпохи
  • Фотографии Орловой
  • Недосягаемая звезда
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Водолеи (по знаку зодиака)
  • Знаменитые женщины по имени Любовь
  • Великие женщины XX века по Виталию Вульфу
  • Кто родился в Год Тигра



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru