| ||||
Биография Герберта Спенсера (Herbert Spencer) • Афоризмы Спенсера • Биографии философов • Английские философы • Кто родился в Год Дракона Герберт Спенсер (Herbert Spencer) (27.4.1820, Дерби, — 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837—1841), затем сотрудничал в журнале "Экономист" ("Economist") (1848—53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа. Философию Спенсер понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по Спенсеру, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое — "мир явлений", Непознаваемое — "вещь в себе"). Наука, по мысли Герберта Спенсера, способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального" ("Основные начала", СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у Спенсера как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82—103). В теории познания Спенсер развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). Спенсер пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно Спенсеру, то, что априорно для личности, апостериорно для рода. Специфическая особенность позитивизма Спенсера — его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Герберт Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции — к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции Спенсера: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции Спенсера не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании Спенсером биологической эволюции — как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования ("Основания биологии", т. 1—3, СПБ, 1899). Герберт Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы) общества. Спенсер — противник социализма, считавший революцию "болезнью" общественного организма. В этике Спенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения Спенсера сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология Спенсера явилась одним из источников психофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогические идеи Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований. Философия Герберта Спенсера была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм. И. С. Нарский. Добавить комментарий к статье • Афоризмы Спенсера • Биографии философов • Английские философы • Кто родился в Год Дракона
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |