| ||||
Биография Альберта Швейцера (Albert Schweitzer) • Гений человечности • Врач без границ • Биографии врачей • Знаменитые люди по имени Альберт Альберт Швейцер (Schweitzer) [14.1.1875, Кайзерсберг, Эльзас, — 4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 года доктор философии (диссертация "Философия религии Канта", 1899), с 1900 года доктор теологии, с 1913 года доктор медицины. В начале 20 века завоевал известность как концертирующий органист. Основное значение Швейцера как музыковеда связано с его работой о И. С. Бахе. Оказал влияние на современный стиль исполнения музыки Баха, способствовал возрождению интереса к его творчеству. В 1913 году вместе с женой — медицинской сестрой Элен Бреслау на собственные средства основал больницу в Ламбарене, которая стала для Швейцера главным делом жизни и трибуной проповеди его идей. В 1928 году Альберту Швейцеру присуждена Франкфуртская пр. Гёте, в 1952 году — Нобелевская премия мира, на средства от которой Швейцер построил лепрозорий в Ламбарене. Исходный принцип мировоззрения Швейцера — факт жизни (противопоставляемый у Швейцера факту мысли как производному). Возражая декартовскому "я мыслю, следовательно, существую", Швейцер предлагает формулу: "я — жизнь, которая хочет жить среди жизни". Отсюда он выводил основной этический принцип "благоговения перед жизнью", требующий сохранения и совершенствования жизни. Поэтому нравственность, по Швейцеру, — не только закон, но и коренное условие существования и развития жизни. "Благоговение перед жизнью" должно, по мысли Швейцера, стать основой этического обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Отстаивая идею свободного и нравственного индивида, Альберт Швейцер выступал против господства "всеобщего" над "конкретно-личным". В экзистенциальном духе он противополагал два жизненных принципа: волю как выражение свободного и нравственного существа человека — знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, в основе которого лежит стремление к подчинению внешней необходимости. По мысли Швейцера, "понимающее" отношение к миру приводит к скептицизму, выражающему "духовное банкротство цивилизации". Швейцер противопоставлял культуру цивилизации, критиковал "техническую эру" и "внешний прогресс". Согласно Швейцеру, этика призвана органично сливаться с культурой, что должно обеспечить прогресс человечества, духовное совершенствование индивида. Критерием развития культуры он считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом. Швейцер ставил своей задачей создание философски обоснованного и практически применимого оптимистического мировоззрения, способного утвердить человеческую личность в неблагоприятных условиях и восстановить её творческую активность. С этой гуманистические позиции Швейцер критиковал нравственное состояние современного буржуазного общества, переживающего глубокий духовный кризис. В 1969 году Альберту Швейцеру сооружены памятники в Веймаре и Гюнсбахе; мемориальный музей в Кайзерсберге. В. А. Петрицкий, И. В. Венгрова. Добавить комментарий к статье • Гений человечности • Врач без границ • Биографии врачей • Знаменитые люди по имени Альберт
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |