Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Мальта. Гозо. Остров великанов
Горнолыжные курорты Японии

Питер Пауль Рубенс. Гомер из Фландрии


Биография Рубенса
Новости
Биографии художников
Раки (по знаку зодиака)
Фламандские живописцы

Добавить отзыв о человеке

Петер Паул Рубенс (1577 — 1640 гг.) — один из величайших живописцев своего времени. Он родился в вестфальском городке Зигене. В государственном Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранятся прекрасные коллекции работ этого фламандского художника, ученого, гуманиста и универсального мастера. Современники называли его Гомером и Шекспиром в живописи.

На последнем автопортрете Рубенса изображен кормчий, которого как будто не интересует, к какому берегу причалит корабль. Его поза как бы говорит нам, зрителям: я — вельможа. Но мы замечаем: поза — показная. Художник не волен в себе — напряжение сковало тело, а глаза глядят на мир печально и устало. А ведь так часто Рубенса представляли захлебывающимся от избытка счастья. Правда, однажды его спросили — отчего у него такие грустные глаза?

«Они видели слишком много людей», — ответил Рубенс.

К этому времени художник, проживший долгую жизнь, уже угасал. Он был серьезно болен: плохо слушалась рука, а в скором времени отказала и вторая. Уже ничто его не радовало и не огорчало.

А как славно все начиналось! Ветер удачи наполнял паруса. Когда молодой художник в начале XVII века вернулся из Италии, его любимая Фландрия оставалась под испанским протекторатом. Особенностью характера живописца было то, что он не спешил идти в ногу с ускользающим временем. Наоборот — стремился надеть на него узду. Вообще он был дерзок и отважен. Позже Делакруа назовет его главным качеством смелость осознания собственного таланта: «Рубенс сразу стал Рубенсом».

Послушная колесница времени мчит художника от картины к картине. Он пунктуален, расчетлив, страстен. «Как ни огромна была забота по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превзошла моих сил», — замечает он однажды.

В пять часов утра живописец уже у мольберта. Полторы тысячи картин — почти невероятная цифра для человека, прожившего всего шестьдесят три года. Повелитель времени и таланта, Рубенс взлетает в седло, едва касаясь стремени. Таков он на «Автопортрете с Изабеллой Брандт». Там изображена картина восхода и только-только зарождающегося счастья — перед нами безмятежные люди, осененные кустом жимолости. Рука Изабеллы лежит на руке жениха — как благословение и знак доверия своему избраннику. Рубенс — бравый, сознающий свою силу и обаяние, бесконечно добрый триумфатор… Спустя годы жена уйдет из жизни, и он напишет о ней слова любви и прощания: «Она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной… что все любили ее… Эта утрата поражает меня до самых глубин моего существа…»

Впоследствии Рубенс потеряет и дочь. «Камеристка» из петербургского Эрмитажа — портрет-воспоминание. В нем — тоска по Кларе Серене. В ее ясном кротком лице — прозрачность хрусталя и теплота жемчуга. Там нет ни боли, ни плача. Одна лишь блаженная печаль огорченного сердца.

…К чему стремился молодой и честолюбивый Рубенс? Наблюдая за непростой жизнью во Фландрии, не хотел ли он все-таки верить в торжество разума и добрых чувств? Несомненно одно: художник жаждал запечатлеть на полотнах страсть к жизни. Этим он пытался убедить правителей в пользе и преимуществе спокойного процветания, единения с природой, любви к женщине и детям, жизни простой и естественной. Он — апологет мира. Не зря Пикассо назвал Рубенса журналистом. Цель гения — через свои работы победить «подозрительность и злобу, делающую опасным наш век».

Рубенс был замечательным дипломатом. Его миссии в Испании, Англии и Франции неизменно заканчивались успехом. И все же художник ненавидит европейские дворы. Он задыхается в их удушливой атмосфере и знает цену властителям: «Легче им творить зло, чем добро». Знает и все же надеется и проповедует — прямо и иносказательно. Он как бы выбегает вперед с фонарем и освещает дорогу, не замечая, что она уже освещена иными огнями и ведет в другое направление. Художник рисует королеву, попирающую войны, полководца, окруженного аллегориями благоденствия и единства страны. Английскому королю преподносит картину «Война и мир».

Однако художник не победил земной мир ни талантом, ни искусной дипломатией. Поэтому он так и печален на самом последнем автопортрете. И только на картинах Рубенса побеждает и торжествует то, что он хотел утвердить в окружающей его жизни. Мир, красота и благоденствие. На огромных полотнах — темы мифологии в истории, монументальные религиозные композиции, портреты, пейзажи, бытовые сцены. Герои художника — жители Фландрии, могучие, страстные, лукавые, влюбленные в жизнь. Он относится к соотечественникам с уважением — особенно к крестьянам. Пишет их сельские праздники, где торжество всеобщего веселья безудержно, как река в половодье…

Рубенс восторгается человеческим телом, чувственной «вакханалией» жизни, воспевает мифических и реальных героев. Персей, поражающий дракона и освобождающий Андромеду. Муций Сцевола, сжигающий руку на огне… У крупнейшего мастера барокко радость зачастую неотделима от страдания и усмешка — от гнева. Через картины мы ощущаем его душевные бури, чувство смятения и восхищения. Рубенс постоянно ищет совершенства — в композициях, позах, тональности красок. Он добивается такой прозрачности теней, что ее называли горячей. Творит кистью быстрой, нежной, вдохновенной. Говорили, что он «ласкает холст».

Движение — вот чему поклонялся Рубенс. Картина — сколок материи, образующей мир, а материя всегда движется. Его рисунки — клубки штрихов, вертящихся, мелькающих.

В период создания последнего автопортрета мастеру ближе пейзажи. Их называли фантастическими. Скалы чрезмерно остры и угрюмы; воды — водопады; стволы деревьев как бы на глазах искривляются. В природе у Рубенса все едино: люди, звери, скалы, деревья, времена года. В этих работах — философское отношение к жизни. Художника считают создателем национального фламандского пейзажа.

Имя Рубенса ставят рядом с именами Шекспира и Галилея. Он принадлежал к плеяде самых образованных людей своего времени. Знал семь языков. Изучал античную литературу и философию. Интересовался новейшими техническими изобретениями. О его познаниях прекрасно рассказывают иллюстрации к книге об оптике. Рубенс увлекается и архитектурой. Он издает двухтомник «Дворцы Генуи». Коллекционирует картины, скульптуры, гравюры. В мастерской художника работает огромное количество учеников. Самые известные из них — Ван Дейк и Иорданс.

Рубенс декларирует любовь к мысли, пытается понять и объяснить мир. Бюст Сенеки ежедневно встречал мастера, когда он входил в мастерскую. Во время работы Рубенсу читали сочинения Платона, Сократа и Марка Аврелия.

На последнем автопортрете знаменитый художник прост, задумчив и печален. Но чувствуется, что воля его не ослабла. Известно, что он очень любил свою вторую жену — Елену, которая вдохновляла его жить и работать. Он пишет ее портреты, где зритель ощущает бесконечную нежность художника к своей супруге.

Когда Рубенса провожали в последний путь, рядом с ним на черной подушечке несли маленькую золотую корону. Она воочию подтверждала титул «короля живописцев», которым современники наградили мастера.


Виктор Липатов
Журнал "Марка"


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2017-09-25. Найден утерянный 400 лет назад портрет любовника Якова I кисти Рубенса
В коллекции шотландского дома-музея Поллока обнаружено полотно фламандского художника Питера Пауля Рубенса, считавшееся утерянным на протяжении 400 лет. Об этом сообщает The Guardian.

2017-01-25. Полотно Рубенса продали на аукционе за полтора миллиона долларов
Полотно нидерландского живописца Питера Пауля Рубенса ушло с молотка на торгах Christie's в Нью-Йорке за полтора миллиона долларов. Информация о лотах доступна на сайте аукционного дома.

2013-01-29. Бельгия потребовала от Франции вернуть картину Рубенса
Бельгия потребовала от Франции вернуть картину Рубенса «Торжество Иуды Маккавея», которую вывезли еще в 1794 году. Об этом сообщается на портале FranceTV.





Биография Рубенса
Новости
Биографии художников
Раки (по знаку зодиака)
Фламандские живописцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru