Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

На Ибицу - за закатом и татуировками
Море Мертвое - вода живая

Николай Рерих. Рыцарь Шамбалы


Биография Рериха
Афоризмы Рериха
В поисках шамбалы
Зажигающий сердца
В поисках земного рая
Соединитель миров
Новости
Биографии художников
Российские художники
Биографии философов
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые Николаи
Российские философы
Археологи

Добавить отзыв о человеке

Он никогда не искал славы, но она всегда следовала за ним. Даже сама фамилия Рерих, если обратиться к её скандинавским корням, означала "богатый славой". Но, пожалуй, самой главной его заслугой стало то, что он опроверг знаменитую формулу Киплинга: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Именно в нём они сошлись и дали удивительные плоды этого слияния, от которых смог вкусить весь мир.


Потомок тамплиеров


Один из предков Рериха был в XIII веке великим магистром ордена тамплиеров. Как известно, о рыцарях этого ордена ходили всякие слухи: мол, они обладатели сказочных сокровищ, захваченных в Иерусалиме во время крестовых походов. А ещё они великие алхимики, что могут буквально изо всего делать золото и выращивать кристаллы драгоценных камней. Это и сыграло роковую роль в их судьбе. Алчный папский престол вкупе с королём французским нанёс ордену предательский удар, ограбил его, а руководителей ордена предал мучительной смерти. Однако никаких сокровищ убийцы не нашли. А в мире появились тайные тамплиеры, наследники сокровенных знаний своих предшественников-мучеников.

И вот в семье такого далёкого потомка рыцарского рода и появился на свет мальчик, которого назвали Николаем. Это случилось ровно 135 лет назад, 9 октября (или 27 сентября по старому стилю) 1874 года в доме на Николаевской набережной в Санкт-Петербурге.

Семья Рерихов часто проводила время в своём загородном поместье с удивительным для русских мест названьем "Извара". Зато в далёкой Индии любой знаток санскрита сразу же сказал бы, что Извара - это Божественный Дух.

Такое название появилось на свет не случайно. Его дал граф Семён Воронцов, у которого его купил дедушка Николая Фёдор Иванович, доживший аж до 105 лет! А граф Воронцов слыл известным масоном, много путешествовал, и, конечно же, бывал в Индии. Этот человек был дядей легендарной Е.П.Б., Елены Петровны Блаватской, которую называли русским сфинксом. Именно от него она узнала много таинственных вещей. А ещё говорили, что граф был знаком с другим графом, Сен-Жерменом, считавшимся самой большой загадкой Европы XVIII века.

Наверное, всё это были приметы той будущей великой миссии, что и выпала на долю Николая Рериха.


Художник и вдохновительница


Юноша Рерих учился в дорогой частной школе Карла фон Мая. Среди самых разных предметов, что преподавались там, ему больше всего нравилось рисование. И первым его учителем в этом деле был друг его отца художник Николай Микешин.

Но истинным наставником и в искусстве, и в жизни стал для молодого Николая замечательный русский мастер живописи Архип Куинджи. Это случилось в 1893 году, когда Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств. Позже он вспоминал, что Куинджи, будучи человеком косноязычным и не слишком-то склонным к речам, обладал удивительным даром внутреннего убеждения. Будто сама его душевная теплота проникала в душу человека.

Николай был самолюбивым и честолюбивым юношей и не стеснялся этого, о чём остались записи в его дневнике. Он прекрасно осознавал уровень своего дарования. Но при этом он всегда стремился к тому, чтобы быть полезным своему Отечеству. Он стремился к служению, а не к уединению в башне из слоновой кости.

Николай Рерих страстно увлекается русской стариной, в том числе и языческой. Его краски бурно отражают давно забытую жизнь. Главным словом его ранних произведений становится имя Русь!

А в самом начале нового, XX века он встречает женщину, ставшую его вдохновительницей абсолютно во всём. Странной была эта встреча! Красавица Елена Шапошникова жила с матерью за городом, и однажды увидела, как в окне первого этажа показалась нога в охотничьем сапоге! Так, не долго думая, молодой человек, оказавшийся соседом и художником, вошёл в дом!

Эпатаж вызвал интерес со стороны молодой, очень разборчивой в жизни девушки. Она навела справки об этом дерзком госте… А 28 октября 1901 года в церкви Императорской Академии Художеств молодые люди обвенчались.

Они много ездили по стране, вместе собирали материал по истории Руси, который потом давал рождение полотнам Николая Рериха. Но это была только прелюдия к тем великим, воистину мессианским путешествиям, что предстояло им совершить вместе.

Как и все, творчески богатые натуры, Николай Константинович не прошёл мимо сомнений и смятений. И вот в такой кризисный для его души момент он обратился к своему великому современнику и святому, Иоанну Кронштадскому. Старец выслушал художника и сказал ему, что надо жить и работать, потому что впереди великая миссия.


Зов Шамбалы


Ещё в ранние годы своего творчества Рерих начал увлекаться Востоком, начал искать незримые связующие нити между Индией и "Белой Индией", Россией.

Он становится мастером не только кисти, но и пера, пишет стихи, статьи. И всюду в них предчувствие Учителя. Предчувствие становится присутствием. Николай Рерих и его верная спутница и вдохновительница Елена сообщают своим близким друзьям о том, что с ними начал говорить загадочный индус. Его имя Владыка Мория, а сам он представляет Общину мудрецов, называющуюся Шамбалой и находящуюся в далёких Гималайских горах.

Елена Рерих начинает в 1924 году делать записи своих бесед с Великим Учителем. Постепенно они становятся книгами нового философского Учения, которое решено назвать Агни-Йогой или Учением Живой Этики. Одновременно Николай Рерих пишет картины на темы преданий Востока о запретной стране мудрецов, Шамбале.

После 1917 года Рерихи живут за границей - сначала в Европе, а потом и в Америке, где тогда оседает очень много творческих русских людей.

Вслед за началом удивительных записей следует и указание Учителя - совершить экспедицию в самое сердце Азии, как раз туда, где и расположена Обитель Света, как называет Шамбалу Николай Рерих и его единомышленники, которых к тому времени становится всё больше и больше. На Востоке называется это "калагия", или "зов Шамбалы", против которого невозможно устоять!

Рерихи совершили свои экспедиции дважды: в двадцатые и тридцатые годы. Порой они были на грани жизни смерти, когда их караван буквально стыл среди снегов. Но всегда выручала и вела вперёд воля тех, кто позвал их!


Непонятый и неуслышанный


В 1926 году по пути в Монголию Рерихи привезли в Москву знаменитое "Послание Махатм". В нём гималайские мудрецы предлагали помощь и поддержку стране, вставшей на путь обновления жизни. Но письмо было встречено с недоумением и, естественно, положено красными вождями под зелёное сукно. Кроме того, вслед за уехавшим Николаем Рерихом, его женой и двумя сыновьями полетел приказ об аресте. Но он не настиг их.

Разочарованный Рерих развернул в степях Монголии американский флаг, символ страны, давшей ему не только приют, но и средства для грандиозной экспедиции.

Далёкие путешествия не мешали Николаю Константиновичу зорко следить за всем, что происходит в мире и в Европе. Приход к власти Гитлера ясно показал, что надо ждать войны.

Его мучает вопрос о том, что будет с памятниками культуры и архитектуры во время военных действий? Ведь человечество стало обладателем чрезвычайно разрушительного оружия! И он разрабатывает и предлагает "Пакт Рериха", где говорится о недопустимости разрушения культурных ценностей.

15 апреля 1935 года Лига наций принимает этот пакт. Но Вторая мировая война, начавшаяся 1 сентября 1939 года, показывает, что все надежды на его выполнение не больше, чем иллюзия.

Особенно наглядно это проявилось в России, где после 22 июня 1941 года были сознательно разрушены тысячи памятников тысячелетней культуры.


Ладушка и Женское Начало


Свою вдохновительницу Елену Николай Рерих часто называл Ладой или более нежно - Ладушкой. Ведь именно она вдохновила его на многие полотна, ставшие признанными шедеврами человечества.

Николай Константинович, как и его жена, много говорили и писали о грядущей Эпохе Женского Начала. Глядя на разрушительную и страшную мировую войну, русский мастер ещё больше подчёркивал значение того мира, где Женщина с большой буквы будет поднята на достойную высоту. Женщине чуждо желание войны и разрушений.

И даже в лике его любимой героини Жанны Д'Арк, впечатляющий триптих о которой написал русский мастер, нет никакой воинственности. Есть мягкость и кротость, так же, как и умение взять меч, когда необходимо поразить тьму.

Интересно, что и на картине, где показана стража Шамбалы, изображены именно стражницы, лучницы среди священных снегов.

А чего стоит его великая "Держательница Мира", где изображена женщина среди гор, держащая ларец с заветным камнем Грааля или Чинтамани, как его называют на Востоке? Исследователи находят в ней сходство с Ладушкой, женой художника Еленой.

Николай Константинович постоянно говорил о Матери Мира, являя её на самых разных своих картинах. Именно Матерь Мира стала для него символом грядущей Эпохи Женского Начала на Земле.


Уход и возвращение


Ещё в тридцатые годы XX века в Индии, в горах был создан институт "Урусвати". Так он был назван в честь Елены Рерих. Урусвати означает "Свет Утренней Звезды", имя которым называли мудрецы Индии русскую Ладушку.

Радость от победы над врагом, что пламенной вестью долетела до него в мае сорок пятого года, вскоре вновь была омрачена. Началась "холодная война". Конечно, Николай Рерих всей своей душой был на стороне Советского Союза, России, но оттуда тоже приходили известия о новых политических процессах.

Столь горячо любимая Рерихом Индия получила долгожданную независимость, но в ней начались страшные междоусобицы, дал о себе знать неведомый ранее терроризм. Позиция многих членов Рериховского движения тоже не вызывала у художника и мыслителя восторженного отношения. Как и все титаны человечества, он был явлением единичным, глубоко индивидуальным, неповторимым! Ему не нужна была массовость. Ему нужно было понимание.

В 1947 году состояние здоровья Николая Константиновича Рериха резко ухудшилось. А 13 декабря он ушёл из этого мира. По словам Елены Рерих за три дня до своего ухода он видел во сне своего любимого святого, Сергия Радонежского. Защитник Земли Русской протягивал к нему руки и говорил, что настало время перестать мучиться среди людей и идти за ним.

13 декабря считается в Индии священным днём, Днём Шивы. И тот, кто уходит в этот день, тоже считается не совсем обычным человеком.

Русского гения похоронили по индийскому обычаю. Толпы людей, собравшиеся вокруг погребального костра, говорили, что умер великий святой! Лучшие люди Индии, да и всего мира откликнулись на эту смерть. Только Родина молчала…

Через много лет Николай Константинович Рерих вернулся в Россию. Вернулся полотнами, книгами, всем своим огромным духовным наследием. Вернулся богатый славой. И сразу же стал фигурой яркой и спорной.

Как и положено титану такого масштаба, как он.


Леонид Володарский
Женский журнал Суперстиль • 08.10.2009


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


Последние новости

2017-02-23. Суд занял сторону Минкульта в деле о нацистской символике в фильме про Рериха
Арбитражный суд в Москве отказал Международному центру Рерихов, требовавшему аннулировать решение Министерства культуры России об отзыве прокатного удостоверения на фильм «Зов космической эволюции» производства МЦР. Об этом «Ленте.ру» сообщили в пресс-службе ведомства.

2016-12-27. Минкульт счел фильм о Николае Рерихе пропагандой религиозной идеологии
Картина «Зов космической эволюции», созданная Международным центром Рерихов (МЦР), является пропагандой религиозного течения нью-эйдж. Об этом заявили в пресс-службе Министерства культуры России, передает РИА Новости во вторник, 27 декабря.

2016-12-21. Суд принял сторону Минкульта в тяжбе с центром Рерихов за усадьбу Лопухиных
Международному центру Рерихов (МЦР) не удалось оспорить закрепление усадьбы Лопухиных, в котором находится организация, за Государственным музеем Востока. Об этом сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе Минкульта.





Биография Рериха
Афоризмы Рериха
В поисках шамбалы
Зажигающий сердца
В поисках земного рая
Соединитель миров
Новости
Биографии художников
Российские художники
Биографии философов
Биографии писателей
Весы (по знаку зодиака)
Знаменитые Николаи
Российские философы
Археологи


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru