Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Китае
  • Море Мертвое - вода живая
  • Лени Рифеншталь. Главный режиссер Адольфа Гитлера

  • Кручи и пучины железной фрау Рифеншталь
  • Прекрасное ужасное кино
  • Биография
  • Немецкие актеры
  • Биографии актеров
  • Биографии режиссеров
  • Немецкие режиссеры
  • Кто родился в Год Тигра


  • Она была настоящим художником тоталитарной эпохи, не идущим на компромисс ни с какой властью. Главный и не стихающий до сих пор скандал вокруг ее имени был связан с ее фильмом 1934-го года "Триумф Воли", который посвящался съезду фашистской партии в Нюренберге. После войны ее называли вдохновительницей Гитлера, в Европе считали, что она цинично продала свой гений режиму.

    "Триумф Воли" был второй режиссерской работой Рифеншталь. Снявшись в нескольких фильмах Арнольда Фанка о романтике гор ("альпинистские" картины были в Германии тогда модными), она под его влиянием занялась постановкой, а затем, после фильма "Голубой свет", увлеклась монтажом. Тогда-то Гитлер и предложил ей снять документальное кино о съезде партии. Фильм был настолько блестящим, как с художественной, так и с идеологической стороны, что фашизм оказался на пике популярности, а Рифеншталь стала не только приближенной Гитлера, но и первым режиссером. Следующий фильм 1936 года был снят также по его заказу и увековечил Берлинскую Олимпиаду. Однако это монументальное произведение было уже несколько другого характера. Как и спортивные серии Александра Родченко, "Олимпия", безупречная по монтажу и операторской работе, не имела политической остроты за исключением контекста эпохи. Лента получила массу наград, в том числе и венецианский кубок Муссолини.

    После начала войны Рифеншталь уезжает в глубь Германии, заявив о своем несогласии с режимом и отклонив настойчивые предложения Гитлера продолжать работу над пропагандистским кино. Сама она не раз говорила, что уже в "Олимпии" решала только художественные задачи, пользуясь теми средствами, которые ей выделило правительство. Однако вопрос об ответственности художника за свои произведения стал с этого времени для Рифеншталь главной проблемой и трагедией ее жизни.

    Она не отрицала, что ее в 30-е очень привлек образ милитаристской мощи фашизма, но лишь узнав об идеологии насилия, она немедленно порвала контакты с Гитлером. Такая твердость Рифеншталь, которая к тому времени стала безусловной звездой мирового масштаба, очень напоминает аналогичный поступок Марлен Дитрих, которая после 1933 г. уехала из Германии и больше с тех пор не посещала Берлин. Ведь знаменитая Марлен была, как и Рифеншталь, любимой актрисой Гитлера, и он не раз просил ее вернуться.

    Есть мнение, что обвинять Рифеншталь в пропаганде фашизма - то же самое, что обвинять Эйзенштейна в пропаганде советской власти. Но Рифеншталь, в отличие от Эйзенштейна, была документалисткой, и именно этого ей не простили на Нюренбергском процессе. Несмотря на то, что она была оправдана, с этого времени ее имя навсегда приобрело дурную славу. Многие считали ее прямой виной популярность Гитлера, хотя режиссер говорила о своем несогласии и спорах с ним. Наконец, снятый по окончанию войны фильм "Равнина" встретил обвинение в новой пропаганде и канул в Лету. Для режиссера настал период подполья и замалчивания, который в нашей стране не закончился до сих пор.

    Однако Рифеншталь не отказалась от искусства. Путь в кинематограф был закрыт, и она перешла к занятию фотографией. Она продолжала много путешествовать, теперь уже в африканские страны: там отсняла фильм, над монтажом которого работала до последнего времени, и создала альбом. Год назад во время посещения Санкт-Петербурга (ей был 101 год) она сказала журналистам, что если бы что-то и хотела изменить в своей жизни, то это сотрудничество с Гитлером. Да, Рифеншталь много раз каялась, но никогда не считала свою работу преступной, и это сделало ее имя запретным во всей Европе вплоть до конца 80-х годов. Когда уже глубокой старухой Лени опубликовала свои африканские фотографии и продемонстрировала материалы к так, по-моему, и не законченному фильму о нубийцах, на нее вновь обрушился град упреков. Кадры, где она - еще молодая - прогуливается с Гитлером, весело обсуждая с ним что-то, снова облетели весь мир.

    К 99 годам она представила свои кино- и фотосъемки подводного мира, которые она делала, занимаясь подводным плаванием со своим мужем, а он был примерно вдвое ее младше. Говорят, "Подводные ощущения" не вызвали особого резонанса, но и даже эти "пейзажные", медитативные работы последних лет все равно смотрятся слишком остро. Художественное видение Рифеншталь было универсальным. Одной из первых она научилась использовать удивительную емкость образа массы, движущейся толпы, который после стал символом всех империй 20 столетия.

    Рифеншталь "анатомировала" изображение, заставляя деталь и крупный план одинаково работать на общую идею. Она заставила кино повернуться в античность, обнажив красоту спорта, и никогда - до самого конца жизни - не теряла ясности ума и способности критически оценивать все происходящее в мире.

    Более того, Рифеншталь для Германии - такая же "икона" 20-х годов, как для России Лиля Брик, за исключением того, что имя Рифеншталь стало гораздо более зловещим. Как и муза Маяковского, хорошо известная в богемной среде того времени, Лени Рифеншталь была известной моделью, и в первых фильмах, где она начинала как актриса, обозначила неповторимый тип женской красоты на узком промежутке между двумя войнами.

    Слишком вызывающей была и она сама. Столетняя старуха, полная творческой энергии. Элегантная мумия с неизменно алыми губами и проницательным взглядом, который, казалось, не имел ничего общего с этой застывшей у нее на лице маской смерти. Рифеншталь всегда сочетала страшное и притягивающее: недаром серию ее фотографий сделал Хельмут Ньютон. И самое главное. Она так никогда не согласилась посыпать голову пеплом. И прожила на Земле 101 год.


    П.П.
    newsinfo.ru


    Добавить комментарий к статье



  • Кручи и пучины железной фрау Рифеншталь
  • Прекрасное ужасное кино
  • Биография
  • Немецкие актеры
  • Биографии актеров
  • Биографии режиссеров
  • Немецкие режиссеры
  • Кто родился в Год Тигра



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru