Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Сувениры из разных стран
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Рене Франсуа Огюста Родена (Rodin)


Афоризмы Родена
Новости
Биографии скульпторов
Скорпионы (по знаку зодиака)
Французские скульпторы
Известные французы

Добавить отзыв о человеке

Рене Франсуа Огюст Роден (Rodin) (12.11.1840, Париж, — 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—1857) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В 1864—1871 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). В 1871—1877 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники французской готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Родена (например, голова "Человека со сломанным носом", 1864). Статуе "Бронзовый век" (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе "Проповедующий Иоанн-Креститель" (1879) в полной мере присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884—1888 Роден создал для города Кале группу "Граждане Кале" (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14 века). Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден работал над большой горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная тонкой поэзией группа "Поцелуй" (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя "Мыслитель" (1888). С середины 1880-х годов в творчестве Родена всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций — от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Родена: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, — подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой "духовного порыва". В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к такому "метафизическому" пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Родена, как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—1897; установлен в 1939) в Париже, проект "Башни труда" (гипсовая модель, 1899). В то же время Роден продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Родена. Варианты всех названных скульптурных произведений Родена (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Родена в Париже, а также во многих других музеях мира.

Творчество Родена составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 века, учеников Родена. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.



  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Автор: Последние годы
    Дата: 2016-02-18 20:38:42

    В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Он оборудовал там и мастерскую и перевёз в Мёдон скульптуры, но для мастерской было недостаточно места, поэтому через два года он вернул её в Париж. Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства; с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога.

    Французское правительство предоставило Родену целый павильон на Всемирной выставке 1900 года, проводившейся в Париже. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В предисловии к каталогу критик Арсен Александр сравнивал Родена с Рихардом Вагнером, также не сразу нашедшим ценителей своего таланта. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200 000 франков (правда, 60 000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий).

    В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Если в молодости наброски с моделями ню давались ему тяжело, то с течением времени он научился создавать рисунки моментально, не отрывая глаз от модели, а карандаша от бумаги, и запечатлевая на бумаге пойманный им момент движения. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. Альбом разошёлся мгновенно. В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Роден, очарованный танцорами, посетил оба выступления и оставил серию набросков, которые относят к его лучшим рисункам.

    В 1900-х годах Роден стал регулярно получать заказы на портреты богачей и знаменитостей своего времени. Среди его клиентов были Бернард Шоу, Густав Малер, Жорж Клемансо, президент Аргентины Доминго Фаустино Сармьенто, химик Марселен Бертло, филантроп Берта Палмер. В 1914 и 1915 годах Роден путешествовал в Рим, чтобы сделать бюст папы Римского Бенедикта XV. Известен отзыв Клемансо, который был недоволен своим портретом, считая, что получился похожим на «монгольского генерала».

    Заработки Родена позволили ему нанимать в свою мастерскую ассистентами талантливых молодых скульпторов. Среди тех, кто работал у Родена в 1890-х и 1900-х, были Антуан Бурдель, Шарль Деспьо, Жюль Дебуа, Франсуа Помпон и Аристид Майоль. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора). Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». В то же время, по словам Шампиньоля, Роден не оставил подлинных учеников, которые развили и продолжили бы его стиль и эстетику. Все скульпторы, долго работавшие с ним и считающиеся его учениками, принадлежали к классической традиции. В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора.

    Роден в старости стал падок на женскую красоту. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее — герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Друзья Родена вспоминали о де Шуазель как о недалёкой, безвкусно одевавшейся и не разбиравшейся в искусстве женщине, тем не менее подчинившей скульптора своей воле и пользовавшейся его богатством и славой. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни».

    В 1908 году Родена в Мёдоне посетил король Великобритании и Ирландии Эдуард VII. В том же году Рильке пригласил Родена в отель Бирон — парижский особняк XVIII века, переоборудованный в жилой дом, где Рильке и его жена снимали комнаты. Особняк настолько понравился Родену, что он снял там первый этаж, перевёз туда студию и жил там последние годы.

    Свою давнюю любовь к средневековым соборам Роден раскрыл в книге «Соборы Франции» (фр. Les Cathédrales de France), первое издание которой вышло в 1914 году. Искусствовед Бернар Шампиньоль отмечал, что Роден, не имевший достаточной архитектурной подготовки, тем не менее продемонстрировал великолепное интуитивное понимание организации готической архитектуры, однако его манера изложения тяжела для читателя.

    В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора. Охрана поместья Родена была организована лично министром коммерции в правительстве Клемансо Этьеном Клементелем.

    19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии. 12 ноября тяжело заболел и Роден. Он умер от скоротечного воспаления лёгких 17 ноября. На его могиле в Мёдоне была установлена копия «Мыслителя».

    Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2017-03-27. Во Франции открыли музей созданных любовницей Родена скульптур
    Во Франции открылся музей скульптора Камиллы Клодель. Об этом в понедельник, 27 марта, сообщает портал Artnet.

    2016-05-10. Скульптуру Родена «Вечная весна» продали за 20 миллионов долларов
    Скульптура французского мастера Огюста Родена «Вечная весна» (L'Éternel Printemps) ушла с молотка на аукционе Sotherby's в Нью-Йорке за 20,4 миллиона долларов, сообщает Art News. Итоговая стоимость произведения превысила ожидания экспертов в два раза. «Вечная весна» стала самым дорогим лотом этого аукциона.

    2016-02-04. Скульптура Родена продана по рекордной цене
    Произведение великого французского скульптора Огюста Родена (1840 - 1917) в среду на торгах лондонского аукционного дома Sotheby's было продано по рекордно высокой цене для работ мастера.





    Афоризмы Родена
    Новости
    Биографии скульпторов
    Скорпионы (по знаку зодиака)
    Французские скульпторы
    Известные французы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru