Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Интересные факты

Интересно
  • 10 неизвестных фактов о Голландии и голландцах
  • Монте-Карло. Монако
  • Биография Ричарда Бринсли Шеридана (Richard Brinsley Sheridan)

  • Афоризмы Шеридана
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Скорпионы (по знаку зодиака)


  • Ричард Бринсли Шеридан (Sheridan), (30.X.1751, Дублин, - 7.VII.1816, Лондон) - английский драматург, театральный деятель. Сын актёра Т. Шеридана и писательницы Ф. Шеридан. Окончил аристократическую школу Харроу, затем учился в юридическом учебном заведении Темпл. В 1773 году женился на известной певице А. Линли. В 1780-1812 годах - член парламента; занимал ряд государственных постов, был видным деятелем радикального крыла партии вигов. Драматургическую деятельность начал в 1775 году, написав комедию "Соперники" (театр "Ковент-Гарден", Лондон). Эта комедия провалилась на первом спектакле, но после переделки была исполнена с огромным успехом и выдвинула автора в число крупнейших английских драматургов. "Соперники" - просветительская "комедия нравов", близка комедии эпохи Реставрации, направлена против сентиментальной драматургии Р. Стила и Р. Камберленда. В 1775 году в "Ковент-Гардене" был поставлен двухактный фарс "День святого Патрика, или Предприимчивый лейтенант", затем балладная опера "Дуэнья" (1775), музыку к которой написал Т. Линли, отец жены Шеридана (поставлена в СССР под названием "День чудесных обманов", 1943, Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). В 1776 году Шеридан становится пайщиком театра "Друри-Лейн" (Лондон), приобретя пай ушедшего из театра Дж. Гаррика. К 1780 году, выкупив остальные паи, становится владельцем и руководителем этого театра. В 1777 году поставил здесь комедию "Поездка в Скарборо" (переделка комедии Дж. Ванбру "Неисправимый, или Добродетель в опасности"). В 1777 году поставлена лучшая пьеса Шеридана "Школа злословия", в которой нашли выражение идеи и художественная практика английской просветительской драматургии. Пьеса совмещает глубину раскрытия характеров с острым развитием действия. В ней по-новому разрабатываются привычные ситуации драматургии 18 века. "Школа злословия" - один из лучших образцов социальной сатиры в английской драматургии. Шеридан обличал лицемерие, ставшее распространённым пороком буржуазно-аристократической среды в Англии.

    В 1779 году Шеридан поставил в "Друри-Лейн" комедию "Критик", написанную в жанре "репетиции", где под видом пародии на вымышленную трагедию изобразил события англо-испанской войны 1779-1783 годов. Комедия является также блестящим образцом литературной театральной полемики. В 1799 году Шеридан поставил трагедию "Писарро", овеянную предромантическими настроениями (переделка мелодрамы А. Коцебу "Испанцы в Перу"). Здесь Шеридан выступил против колониализма. Перестройка театра "Друри-Лейн" в 1794 году и пожар в 1809 году разорили Шеридана. Умер в нищете.

    Комедии Шеридана сохраняются в репертуаре театров всего мира. Чаще всего ставится "Школа злословия". В Англии в 19 веке наиболее известна постановка С. Фелпса и Э. Вестрис; в 20 веке - спектакль театра "Олд Вик" (1948, сэр Питер - Л. Оливье, леди Тизл - В. Ли). В России пьеса впервые была поставлена в 1793 году. Значительным этапом в истории советского театра стала постановка МХАТа (сэр Питер - Яншин, леди Тизл - Андровская, Чарлз Серфес - Массальский, Джозеф Серфес - Кторов).


    Ричард Бринслей Шеридан (Sheridan) - знаменитый английский драматург и политический деятель, родился в Дублине 30 октября 1751 года, умер в Лондоне 7 июля 1816 года. Комедия Шеридана "Школа злословия" - единственная действительно живая пьеса английского репертуара конца XVIII века. Она ставится на английских сценах и до сих пор. Некоторый интерес представляют и другие две комедии Шеридана "Соперники" и "Критик". Этим почти и исчерпывается все его литературное наследие. Непроизводительность Шеридана как драматурга объясняется, может быть, тем, что театр всегда был для него не целью, а средством. Природное чисто ирландское остроумие с первых же шагов доставило ему успех и известность, но как только то и другое было достигнуто, он перенес весь свой интерес на другое поприще. Отец Шеридана был актер, соперник Гаррика, приятель Джонсона. Мать Шеридана была писательница, автор романов и комедии "Открытие", в которой Гаррик нашел себе одну из своих лучших ролей. Театр был, таким образом, главным оплотом благосостояния родителей Шеридана, но честолюбие их заставляло смотреть на него лишь, как на переходную ступень к литературе и лучшему положению в обществе. Совершенно так же отнесся к театру и молодой Шеридан, когда оказалось необходимым искать себе заработка. Случилось это немедленно после его женитьбы на девице Линлей, известной красавице и певице, дочери музыкального антрепренера Линлея; Шеридан увез ее из родительского дома и тайно обвенчался с нею в Кале. Когда 2З-летний Шеридан и его семнадцатилетняя жена поселились в Лондоне, единственными средствами их были 3000 франков. Жена Шеридана могла бы продолжать петь в опере, но это казалось Шеридану унизительным и он предпочел открыть светский салон, в который ее пение привлекало бы избранное общество. При таких затеях надо было искать выгодного заработка. Шеридан легко сочинял стихи, в большинстве случаев светские, и имел огромный успех, как салонный остряк. Столкновение с прежними многочисленными женихами его теперешней жены подсказывало ему сюжет для комедии. Так возникли "Соперники", полные воспоминаний о недавнем прошлом сезоне в Бати. На первом представлении пьеса эта провалилась (17 января 1775 года), но после некоторых переделок имела громкий успех. Как драматург, Шеридан возвращался к Конгриву и Фаркюгару, к так называемой драме ранней Реставрации. Он порывал с сентиментализмом Стиля и шел в этом отношении за Футом и Гольдсмитом. В его комедии театр переставал быть холодно морализующим и напыщенно слезливым. Остряк и светский повеса, Шеридан вдунул в него жизнь и постоянную веселость. Вслед за "Соперниками" Шеридан поставил в том же сезоне фарс: "День святого Патрика". Вероятно, при помощи жены и в сотрудничестве со старым Линлеем он к ноябрю того же года скомпилировал оперу "Дуэнья". Первый год писательской деятельности Шеридана был, таким образом, особенно продуктивен. В результате получились и значительные денежные средства. Быстрыми шагами пошел Шеридан к той широкой жизни, о которой мечтал. Комплимент доктору Джонсону, вставленный Шериданом в пролог к трагедии Саваджа "Сэр Томас Овербери", открыл ему двери в литературный клуб. В 1776 году Шеридан вошел в часть с Гарриком в театре Дрюрилен. С судьбой этого театра связана вся остальная жизнь Шеридана. Для этого театра была им написана его знаменитая "Школа злословия"; тут же был игран и "Критик", этот злой ответ завистникам Шеридана, обвинявшим его - как думают теперь историки литературы, совершенно несправедливо - в плагиатах. Истинного увлечения сценой у Шеридана, однако, никогда не было; не было и истинной любви к искусству вообще. В эти годы восстановления Шекспира, живя и работая с тем самым Гарриком, который впервые заставил понять величие "Гамлета" и "Макбета", Шеридан относился с холодным равнодушием в гениальному поэту. Как директор театра, он выказывал денежную изворотливость, останавливая своей неотразимой улыбкой сердитых кредиторов, умел со всеми ладить и быстро направлять дело, но каких-либо определенных артистических целей, по-видимому, не преследовал вовсе. "Критик" был последней его комедией. Говорят, будто актер Келли сказал однажды Шеридану, что он не пишет из страха перед автором "Школы злословия", которого не надеется превзойти. Истинная причина его молчания заключается скорее в том, что Шеридан больше всего любил жизнь со всем, что в ней веселого и блестящего, а легко дававшееся ему литературное дело, может быть, даже и недолюбливал, по лени и отсутствию истинно артистических интересов. Может быть, именно этой антилитературностью Шеридана и объясняется особая живость его комедий, пробивающаяся даже сквозь тяготеющую над ними ложноклассическую условность. С конца 1770-х годов начинается деятельность Шеридана как члена палаты общин, где он занял место на скамьях оппозиции, среди вигов. Он был в то время близок к Берку и Фоксу, а противником имел Питта, только что начинавшего свою политическую карьеру. В начале на Шеридана, по-видимому, его друзья возлагали большие надежды; во время непродолжительного министерства Фокса он занимал должность секретаря казначейства. Главная сила Шеридана и на политической арене заключалась в быстроте реплики и остроумии, то злом, то добродушном. 7 февраля 1787 года, 3, 6 и 10 июня 1788 года Шеридан произнес свои знаменитые речи против Варрена Гастингса по делам Индии и имел самый блестящий ораторский успех. Но это было первым и последним серьезным вмешательством Шеридана в политику. Его политической карьере особенно мешало то, что, сблизившись, как виг, с тогдашним принцем Валлийским, Шеридан, по-видимому, зашел слишком далеко в своей услужливости и не сумел себя поставить при дворе. От него одновременно отвернулись и его политические друзья, и сам принц, на личное расположение и благодарность нельзя было возлагать ни малейшей надежды. На вопросе об отношении к французской революции партия вигов распалась. Шеридан своими неуместными сарказмами, заняв место между враждовавшими Фоксом и Берком, только ухудшал положение. С этого момента он утрачивает всякое влияние и всякое значение. Когда по смерти Фокса Шеридан захотел занять его место в палате в качестве депутата от Вестминстера, это было ошибкой, приведшей лишь к тому, что он перестал заседать в палате общин. Дела театра Дрюрилен шли неважно. Успех переделанных Шериданом "Испанцев в Перу" Коцебу (под названием "Писарро", 24 мая 1799 года) не могли исправить положение вещей. Долги возрастали и изворотливость Шеридана лишь способствовала тому, что окончательная катастрофа все откладывалась. В сущности, еще в 1795 году, когда, по смерти первой жены, Шеридан вторично женился на мисс Огль, он уже был совершенно разорен. Может быть, не случись рокового пожара, в котором сгорел его театр, банкротство Шеридана обнаружилось бы лишь после его смерти, но сын его от первого брака хорошо уже понимал, что рассчитывать ему на какое-либо наследство невозможно. Катастрофа в делах Шеридана наступила, когда ему оставалось жить лишь несколько месяцев. Потеря места в парламенте и утрата покровительства принца Валлийского заставили его даже отведать долговой тюрьмы. Поступки Шеридана стали даже не безупречны. Принц Валлийский, теперь регент, дал ему 3000 фунтов на избирательную компанию, - но деньги эти пошли на уплату долгов. После пожара своего театра (1809) Шеридан чувствовал себя совершенно надломленным человеком. Энергия и изворотливость исчезли, а кредиторы становились неумолимы. Шеридан умер в пустом доме, где все имущество было продано с молотка, совершенно одинокий и забытый. Уже на смертном одре он получил две-три ничтожные подачки от своих бывших друзей и между прочим от принца Валлийского.


    Е. Аничков.
    Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. "Энциклопедический словарь".

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Афоризмы Шеридана
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Скорпионы (по знаку зодиака)

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru