Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Дорога Млечная, недорого!
Сказочный замок короля Людвика Второго

Биография Эразма Роттердамского


Афоризмы Эразма Роттердамского
Биографии писателей
Биографии философов

Дезидерий Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus Roterdamus) (28 октября 1467, Роттердам - 11 июля 1536, Базель), богослов, философ, филолог, педагог, виднейший представитель "христианского гуманизма".


Образование.


Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное образование получил в школе "братьев общей жизни" в Девентере. В 1486 году он стал монахом, вступив в братство регулярных каноников-августинцев. Шесть лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских писателей. Затем он продолжил образование в Париже, где познакомился не только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями гуманистической культуры. Большое влияние на Эразма оказали труды итальянского филолога-гуманиста Лоренцо Валлы, идеи флорентийской Платоновской академии. В 1499 году Эразм впервые посетил Англию, где завязал отношения с оксфордскими гуманистами и Томасом Мором.


"Философия Христа".


Общеевропейскую известность Эразму принесло первое издание в 1500 году "Адагий" - собрания поговорок, или крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей и рассматриваемых в качестве реликтов стародавней мудрости, наставления которой, как стремился показать Эразм, не утратили своей актуальности. В 1501 году был написан религиозно-этический трактат "Оружие христианского воина" (1504), в котором сформулированы основные принципы эразмианской "философии Христа" (или "небесной философии"), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а нравственное преображение человека в соответствии с Христовыми заповедями.


В Италии и Англии.


С 1506 по 1509 год Эразм жил в Италии, в туринском университете был удостоен степени доктора богословия, а находясь в Венеции, тесно сотрудничал с прославленным книгоиздателем А. Мануцием. Затем несколько лет он провел в Англии, читал лекции в Оксфорде. В гостях у Мора в Лондоне (1509) Эразм закончил прославившую его философскую сатиру "Похвала Глупости" (1511): в этом произведении в шутливо-серьезном автопанегирике Глупости он критиковал принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем проводил гуманистические идеи.


Базельский период.


Со временем Эразм приобрел широкую известность и славу, став в глазах образованного европейского общества главой так называемой "республики ученых". С его мнением считались не только в вопросах научных и литературных, но также в религиозных и политических, ему охотно помогали меценаты, предлагали свое покровительство светские государи и князья церкви. Однако с 1514 года Эразм предпочел обосноваться в швейцарском городе Базеле, где прожил до конца своих дней. В этом городе у Эразма сложились дружеские отношения с типографом И. Фробеном, ставшим его главным издателем. Откликаясь на развернувшиеся в ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, Эразм в 1515 году написал "Наставление христианского государя" (1516). В 1516 году он сочинил (в жанре речи) и издал "Жалобу мира", в которой с позиций гуманизма показывал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам Европы.


Переводы с греческого.


Большое место в творчестве Эразма занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов - Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Эразм также способствовал изданию текстов древних писателей. Он опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима, автора латинского перевода Библии ("Вульгаты", конец IV в.). Особо важное значение имело предпринятое им в 1517 году издание греческого текста "Нового Завета", а затем его новый перевод на латинский язык (1519), сопровождаемый обширными пояснениями и существенно отличающийся от "Вульгаты", что вызвало нарекания со стороны ревнителей католической ортодоксии.


Полемика с Лютером.


Некоторое время Эразму удавалось держаться в стороне от бушевавшей в Германии идеологической борьбы, вызванной Реформацией, несмотря на желание обеих сторон привлечь его в свой лагерь. Однако в 1524 году, опубликовав трактат "О свободе воли", Эразм оказался вовлеченным в полемику с Лютером, который в ответном сочинении "О рабстве воли" (1525) отстаивал тезис, прямо противоположный тезису Эразма. Продолжая спор с Лютером, ученый опубликовал еще несколько сочинений, в их числе "О желанном церковном согласии" (1533).


"Разговоры запросто".


Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания. В течение многих лет (1518-33) он работал над главным своим этико-педагогическим сочинением "Разговоры запросто", пополняя его все новыми диалогами, в которых образование рассматривалось в его связи с формированием нравственно ответственной личности.


О. Ф. Кудрявцев

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Эразма Роттердамского
    Биографии писателей
    Биографии философов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru