Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

На Ибицу - за закатом и татуировками
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Биография Поля Сезанна (Paul Cezanne)


Посвящение экс-отшельнику
Как художник Поль Сезанн стал основателем...
"Мсье, это не искусство!"
Новости
Французские художники
Биографии художников
Художники-импрессионисты
Знаменитые люди по имени Поль
Известные французы

Добавить отзыв о человеке

Поль Сезанн (Cezanne) (19 января 1839, Экс-ан-Прованс - 22 октября 1906, там же), французский живописец.


Юность. Годы учения.


Учился в коллеже в Эксе вместе с Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 году работал в конторе своего отца - провинциального финансиста, одновременно посещал Муниципальную школу рисования. В 1861 году Сезанн впервые отправляется в Париж, проваливается на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Внимательно следит за художественной жизнью, посещает знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собираются художники. Среди кумиров современности - Делакруа и Курбе. Копировал картины старых мастеров в Лувре, преимущественно Веронезе, Тинторетто, Караваджо, Креспи. Специального художественного образования Сезанн не получил и был самоучкой, так как не желал подчиняться догмам академического искусства.


Сезанн, Мане и импрессионисты.


Через Золя знакомится с художниками Мане, а также Писсарро, Моне, Ренуаром и др., будущими представителями импрессионизма. Участвовал в выставках импрессионистов 1874 и 1877 годов, однако не разделял их установки на фиксацию мимолетных состояний природы. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал ("Завтрак на траве", 1869-1870, частное собрание, Париж; "Новая Олимпия", Музей д'Орсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно "Весна" и "Осень" (1859-1862, Пти-Пале, Париж).


Ранний период (1860-е годы).


Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия ("Убийство", 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа "суета сует" ("Натюрморт с черепом и подсвечником", 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения ("Оргия", 1864-1868, частное собрание, Париж). Произведения Сезанна трудно датировать, так как он редко выставлялся и не ставил сам дат на холсте. В числе значительных работ раннего периода - "Портрет отца" (1867 (?), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. В "Девушке у пианино" (ок. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины - "Увертюра к Тангейзеру"). На рубеже 1860-70 годов начинается тема "купальщиц" и "купальщиков", которая станет важной в последующие десятилетия.


Творчество 1870-х годов.


В начале 1870-х годов Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна "малая столица импрессионизма"; тут работают Писсарро и Гийомен. Под влиянием Писсарро художник начинает писать этюды на пленэре, овладевает техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - "Дом повешенного" (1873, Музей д'Орсе, Париж). Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажа. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты; его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал "воплощением", реализацией. Пространственные планы мало интересуют Сезанна, он стягивает все изображение в единое живописное поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Абсолютно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Увлекаясь все более акварельной живописью, он переносит отдельные ее приемы и в технику масляной живописи, пишет на белых, специально негрунтованных холстах, красочный слой становится у него все более облегченным, как бы светящимся изнутри. Краски Сезанна - это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее.


Автопортреты и натюрморты.


В 1870-е годы начинается серия автопортретов. От "Автопортрета в фуражке" (ок. 1874, Эрмитаж) с его некоторой "диковатостью" и "японизацией" изображения глаз он переходит к созданию обобщенных образов ("Автопортрет", ок. 1880, частное собрание, Винтертур). В натюрморте "Ваза с фруктами" (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении - излюбленный прием Сезанна. В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей; его многочисленные пейзажи, исполненные в Понтуазе, пустынны; более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь; это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х годов гора Сент-Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище "отшельник из Экса".


Поздний период.


На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекается т.н. фигурными жанрами. Композиция "Пьеро и Арлекин" (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику "марди гра" - последнему дню карнавала перед постом. Пять вариантов композиции "Игроки в карты" (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. В середине 1890-годов Сезанн начинает работать над портретами ("Портрет А. Воллара", 1899, Пти-Пале, Париж; "Портрет Г. Жеффруа", 1895, Музей д'Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т.ч. и его итоговая композиция "Большие купальщицы" (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. Сезанн писал свои обнаженные натуры по воображению, фигуры его часто деформированы, экспрессивны, поставлены в надуманные позы и группы. Слава приходит к Сезанну в конце жизни. В Экс начинается паломничество художников, коллекционеров и критиков. Воздействие его искусства сказалось на творчестве Гогена и художников группы "Наби", фовистов и кубистов, русских "сезаннистов" из "Бубнового валета". Сезанна рассматривали порой как "художника для художников" и представителя "чистой живописи", иногда же, напротив, как создателя своего рода философской концепции мира и искусства.


В. С. Турчин

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2015-02-22. На обороте двух картин Сезанна нашли неизвестные эскизы
    Два неизвестных ранее наброска Поля Сезанна найдены на обратной стороне его картин в музее Фонд Барнса в Филадельфии. Обнаруженные эскизы французского постимпрессиониста не упоминались в каталогах его работ, пишет The Philadelphia Inquirer.

    2014-11-24. Появился онлайн-каталог всех известных произведений Поля Сезанна
    В интернете появился первый онлайн-каталог, включающий все известные произведения французского художника-постимпрессиониста Поля Сезанна, сообщает Art News. Каталог предоставляет свободный доступ к работам живописца.

    2014-02-04. В Мадриде открывается выставка Сезанна
    В мадридском музее Тиссена-Борнемисы 4 февраля открывается выставка Поля Сезанна.





    Посвящение экс-отшельнику
    Как художник Поль Сезанн стал основателем...
    "Мсье, это не искусство!"
    Новости
    Французские художники
    Биографии художников
    Художники-импрессионисты
    Знаменитые люди по имени Поль
    Известные французы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru