|
Биография Марка Матвеевича Антокольского
• Биографии скульпторов
• Российские скульпторы
• Знаменитые люди по имени Марк
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский
[21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург,
Германия], российский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы
2-й половины 19 века. Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в
петербургской Академии художеств (1862-1868) у Н. С. Пименова. Жил в Петербурге,
с 1871 года - в Италии, с 1877 года - в Париже. Участвовал в выставках
Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в
искусстве", противостоявшей обветшавшим канонам академизма. Ранние небольшие
горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают
характерные типажи еврейского провинциального быта ("Портной", 1864; "Скупой",
1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история,
крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их
драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности
деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных
скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются
созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в
тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в
Третьяковской галерее), и Петра I (1872;
бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце,
Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества,
воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей
истории. С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского
раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к
максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического
характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей,
сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа.
Таковы его "Христос перед судом народа" (бронзовый вариант - 1874),
"Смерть Сократа" (1875), "Спиноза" (1882), "Мефистофель" (1883, все - Русский
музей), "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887,
Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном
варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они
в значительной мере предваряют скульптуру символизма. И в поздний период
Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие
эпические композиции, как горельеф "Ярослав Мудрый" (майолика, 1889),
"Нестор-летописец" (мрамор, 1890), "Ермак" (бронза, 1891, все - Русский музей).
Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877;
Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том
числе критика Стасова (бронза, 1873,
Третьяковская галерея), с которым его
связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны
под редакцией Стасова в сборнике 1905 года) называл своими идеалами
"искренность" и "душу в искусстве". Его суждения о кризисе современной ему
художественной культуры близки эстетике
Льва Толстого.
М. Н. Соколов
Марк Матвеевич Антокольский [21.10(2.11).1843, Вильнюс, - 26.6(9.7).1902,
Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (Германия)], российский скульптор. Родился в небогатой
еврейской семье. Учился в Петербургской АХ (1862-1868) у Н. С. Пименова.
Академик (1871). В связи с тяжёлой болезнью с 1871 года жил в Италии, с конца
1877 года - в Париже. Под воздействием В. В. Стасова,
Крамского стал убеждённым
реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах
("Портной", дерево, 1864, "Скупой", кость, дерево, 1865, - оба в Русском музее,
Ленинград) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки
жанровых и исторических тем. Наиболее значительны произведения на исторические
темы, в которых отразились патриотические, гражданские устремления Антокольского,
его тяга к психологизации образа, к верности исторических деталей. Напряжённым
драматизмом психологического строя отличается статуя "Иван Грозный" (бронза,
1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея),
воспринимавшаяся как обличение самовластия. Образ дальновидного и решительного
преобразователя России создал Антокольский в статуе Петра I (гипсовый экземпляр
1872 утрачен; бронза, Русский музей и Третьяковская галерея). Антокольским
исполнены также статуи "Нестор-летописец" (мрамор, 1889) и "Ермак" (бронза,
1891; обе - Русский музей). Ряд произведений А. посвятил морально-философским
темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и
правды ("Христос перед судом народа", бронза, 1874, Русский музей; мрамор, 1876,
Третьяковская галерея; "Мефистофель", мрамор, 1883, Русский музей). Некоторым из
этих работ Антокольского ("Спиноза", мрамор, 1882, Русский музей;
"Не от мира сего", мрамор, 1887, Третьяковская галерея) присущи черты
сентиментальности. Антокольскому принадлежит ряд портретов, надгробий, проектов
памятников.
Большая советская энциклопедия.
Ссылки на эту страницу
Добавить комментарий к статье
• Биографии скульпторов
• Российские скульпторы
• Знаменитые люди по имени Марк
Ссылка на эту страницу:
|
|