Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Марии Константиновны Башкирцевой


Потребность в великом
Русские писатели
Российские художники
Биографии писателей
Биографии художников
Знаменитые Марии

Мария Константиновна БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна БАШКИРЦЕВА (1860-1884), русская художница. Родилась в селе Гавронцы (близ Полтавы) 11 (23) ноября 1860 года, в богатой аристократической семье. После того как родители разошлись, находилась под опекой деда, генерала П.Г. Башкирцева. С детства отличаясь слабым здоровьем, в 1870 году была отправлена на лечение в Ниццу. Обосновавшись в 1877 году в Париже, занималась в академии Р. Жюльена, испытав особое влияние Ж. Бастьен-Лепажа, который был одним из ее наставников. Побывала в Италии, Испании и Германии, трижды (1876, 1881, 1882) наезжала в Россию — на Украину, в Петербург и Москву. С 1880 года выставляла свои работы в парижском Салоне, пользуясь обычно псевдонимом "Мари Константин Рюсс".

Сохранилось совсем немного ее произведений (большинство из них погибло на Украине в годы Второй мировой войны). Картины Башкирцевой, с доминирующими в них фигурами-олицетворениями, решены в духе символизма, подобно "Дождевому зонтику" (1883, Русский музей, Петербург), где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна, "Весне" (1884, там же), родственной поэтическим крестьянским образам Бастьен-Лепажа, или "Обнаженной, сидящей верхом на стуле напротив скелета" (1880-е годы, музей д’Орсе, Париж). Наивно-гордым честолюбием впечатляет "Автопортрет с палитрой и арфой" (1883, Художественный музей, Ницца).

Мария Башкирцева выступала также как скульптор ("Навзикая", 1882, музей д’Орсе, Париж).

В 1880 году Башкирцева поместила в газете "La Citoyenne" ("Гражданка") статью в защиту женского равноправия. Наиболее интересен огромный дневник, который она вела с детства по-французски (1872-1884; опубликован, хотя далеко не полностью, в Париже в 1887; первый русский перевод вышел в 1902).

Умерла Мария Константиновна Башкирцева в Париже 31 октября 1884 года. Среди ее поклонников были Ги де Мопассан, безуспешно добивавшийся ее любви (см. его переписку с художницей в книге "Мопассан знакомый и незнакомый", М., 1993), и М.И. Цветаева, посвятившая ей свой первый поэтический сборник ("Вечерний альбом", 1910).



Комментарии к статье:

Биограф
2022-11-18 12:41:46

Дневник

С двенадцати лет и до смерти Мария ведёт на французском языке дневник (сто пять тетрадей), ставший впоследствии знаменитым и неоднократно переведённый на многие языки, в том числе и на русский. Дневник проникнут тонким психологизмом, романтической «жаждой славы» и вместе с тем трагическим чувством обречённости.

В начале XX века эта книга была очень популярна в России, а самой известной поклонницей творчества и личности Башкирцевой была Марина Цветаева, в молодости переписывавшаяся с матерью Башкирцевой (умершей в 1920-х годах) и посвятившая «блестящей памяти» Башкирцевой свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». На обложке своей второй книги «Волшебный фонарь» Цветаева анонсировала целый сборник под названием «Мария Башкирцева. 3-я книга стихов», однако он не вышел (а может быть, и не был написан).

Валерий Брюсов писал в своем дневнике:

Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она — это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами.

Высочайшую оценку дневнику Башкирцевой дал в своей литературной автобиографии «Свояси» (1919) Велимир Хлебников:

Заклинаю художников будущего вести точные дневники своего духа: смотреть на себя как на небо и вести точные записи восхода и захода звёзд своего духа. В этой области у человечества есть лишь один дневник Марии Башкирцевой — и больше ничего. Эта духовная нищета знаний о небе внутреннем — самая яркая чёрная Фраунгоферова черта современного человечества.

Дневник Башкирцевой нередко сравнивают с Дневником Елизаветы Дьяконовой. Сравнивая дневники, критики нередко отдавали предпочтение нерехтской провинциалке. «Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и Мария Башкирцева, написать „дневник“, который послужил бы „фотографиею женщины“, — отмечал в „Петербургской газете“ некто под псевдонимом Одиссей, — но у Башкирцевой получились негативы, несколько драматизированных, театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до последнего штриха». В том же смысле высказался В. В. Розанов. Ещё до завершения первого издания, в 1904-м, он выступил на страницах «Нового времени» с горячим призывом:

Прочитайте два тома интереснейшего «Дневника» г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, «Русью пахнет», если сравнить этот непритязательный «Дневник» с гениально-порочным «Дневником» полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе.

А двенадцать лет спустя, после того, как вышло уже четвёртое издание дьяконовского «Дневника», Розанов обозначил своё пристрастие к нему ещё отчетливей, заявив, что «это одна из прелестнейших книг русской литературы за весь XIX век».

Сама Дьяконова писала о дневнике Башкирцевой так:

Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! «Я» — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.

Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы «весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный», и Мария Б. была его самой типичной представительницей.

Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..

М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: «Заблудшая, несчастная душа» — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами…

Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!


Добавить комментарий к статье




Потребность в великом
Русские писатели
Российские художники
Биографии писателей
Биографии художников
Знаменитые Марии
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru