Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Получится ли у Сергея Соловьева снова крикнуть: "Асса!"


Соловьев, Соловьев, пташечка...
Биография Соловьева
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Сергеи
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Обезьяны

65-летний Сергей Соловьев — мэтр кинорежиссуры. Сейчас таких мэтров раз-два и обчелся. Соловьев из разряда тех — союзных, известных.

Сегодня кинорежиссеры теряются в лучах продюсерской удачливости и славы. В прежние, ушедшие времена не спрашивали, сколько эта картина «сняла бабла». Интересовались, какой режиссер над ней работал.

Когда-то он был ленинградским мальчишкой, подрабатывавшим в массовке БДТ и бомбардирующим «Ленфильм» своими подростковыми прожектами, учился у самого Михаила Ромма во ВГИКе. Когда-то поразил чистой интонацией, сняв «Сто дней после детства» — искренний фильм с начинающей Таней Друбич и незазнавшимся еще Сергеем Шакуровым.

Он осторожно прикасался к классике, экранизируя Пушкина, Чехова и Горького. Особенно запомнился его «Станционный смотритель». Почему-то запал в душу не пушкинский Самсон Вырин и даже не его обманутая в надеждах дочка Дуня, а коварный соблазнитель гусар Минский в исполнении завоевывавшего популярность Никиты Михалкова.

Кажется, и сам Соловьев, несмотря на достаточно обыденную внешность, был таким же коварным обольстителем. Он снимал эффектных дам в кино — и становился с ними неразлучен, а став с ними неразлучен, снимал их в кино чаще, пока не происходил разрыв. Марианна Кушнирова играла у него в «Станционном смотрителе», а Татьяна Друбич и вовсе стала его многолетней музой, совпав с перестройкой, «Ассой» да мало ли с чем еще.

Если есть такое понятие — культовый режиссер, то Соловьев стал таковым, сняв «Ассу», «Черную розу — эмблему печали», а потом и «Дом под звездным небом». Не знаю, почувствовал ли он тенденции нового времени, но ему очень хотелось, чтобы все поверили, что почувствовал, — и он рванул во все тяжкие. Будучи к тому времени уже немолодым человеком, он козырял именами Цоя, Гребенщикова, Бугаева — «Африки». Вряд ли он разделял их взгляды, вряд ли готов был идти на баррикады, утверждая, что «перемен требуют наши сердца». Какие перемены — у Соловьева тогда все складывалось в высшей степени благополучно. Но модно было бунтовать — и он бунтовал. Модно было открывать шлюзы — и он открывал их. Модно было показывать в кино лилипутов — и он показывал. Модно было ерничать — и он ерничал, как будто открещиваясь от того Соловьева, который снимал в молодости чистое и искреннее кино.

Нет, в этих его фильмах определенно что-то было, хотя критики и называли их «атмосферой концептуального маразма в закатном свете». Дыхание нового времени, смелый черный юмор, низвержение авторитетов. Была настоящая творческая компания, была революционная издевка. А в «Ассе» еще была Ялта, такая разная, летняя и, что очень важно, зимняя, совершенно особенная, одиноко-загадочная, непохожая на себя, праздно-курортную. Меня, например, мало привлекала в этой картине блатная романтика в лице, усах и шляпе Станислава Говорухина, даже Борис Гребенщиков не волновал с его «Городом золотым», даже от «Старика Козлодоева» я не тащился, так сказать. Я тупо смотрел на Ялту, на этот мир крыш, канатной дороги и занесенной снегом пустынной набережной. Портрета Брежнева посередине Ялты, который фигурирует в фильме, теперь, конечно, днем с огнем не сыщешь. Разрушена и гостиница, в ресторане которой снимались многие сцены «Ассы». Перемен требуют наши сердца. Только почему после этого сердца порой так болят?

Ялта становилась знаковой для Соловьева еще не раз. Он стоял у истоков телекинофорума «Вместе» и, пока не рассорился, делал этот телекинофорум вместе с А. Абдуловым и другими друзьями.

В «Черной розе» можно было вволю прикалываться, оценивать парадоксы Абдулова и компании и колоритность «чудовища» Баширова. Единственное, чего там не хватало среди причудливых конструкций, — ощущения того настоящего, несконструированного, ради которого стоит жить.

Соловьев не успокаивается, все что-то ищет. Настоящее ищет, вечное. Снял «Нежный возраст» в компании с сыном. Снова припал к классическому источнику, призвав на помощь Чехова и Толстого. Создал фильм «О любви», заменив в названии «любовь» изящным сердечком, — дескать, нечего трепать по пустякам это волшебное слово и то, что оно символизирует. Вроде он сам его не трепал…

Сейчас, в 65-летнем возрасте, Соловьев закончил-таки многострадальную «Анну Каренину». Т. Друбич — Анна (снова, после разрыва), А. Абдулов — Стива Облонский, О. Янковский — Каренин. Готова и «2-Асса-2». Посмотрим, чем удивит нас мэтр и удивит ли. Интересно, как сложились его взаимоотношения со Львом Николаевичем Толстым. Интересно, получится ли у Соловьева вновь громко крикнуть: «Асса!»?


АРТУР МАКАРОВ
Первая крымская N 288, 21 АВГУСТА/27 АВГУСТА 2009


Добавить комментарий к статье




Соловьев, Соловьев, пташечка...
Биография Соловьева
Девы (по знаку зодиака)
Знаменитые Сергеи
Российские режиссеры
Биографии режиссеров
Кто родился в Год Обезьяны


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru