Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

10 неизвестных мест Парижа, где надо побывать
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Татьяна Лиознова. "Бабушка русского Штирлица"


Биография
Девять мгновений кино
Железная леди кино
Российские режиссеры
Знаменитые Татьяны
Биографии режиссеров

Грешно не написать о юбилее этой уникальной женщины. Женщин-режиссеров мало, тем более хороших. Очень хороших очень мало. И это не мужской шовинизм. Это факт.

Уникальной женщине, талантливому режиссеру Татьяне Михайловне Лиозновой нынче 85. Таких, как она, единицы. Телевидение и кино до сих пор до хрипоты спорят, кому все-таки принадлежит Лиознова — большому экрану или малому. За большой экран говорят «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал». За маленький — «Семнадцать мгновений весны» и «Мы, нижеподписавшиеся». Телевидение все же в выигрыше — такой успех, как у «Семнадцати мгновений», достается далеко не всем.

Татьяна Лиознова — маленькая женщина с железным характером. Этот характер закалялся при помощи отличных учителей — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Профессию Лиознова знала хорошо, была умна и принципиальна, и если нечего было, по ее мнению, снимать, то ничего и не снимала. Включалась в творческий процесс только когда понимала: не снимать нельзя.

Да, у нее мужской характер. Она обожала водить автомобили, и неслучайно один из самых замечательных ее киногероев — шофер в «Трех тополях на Плющихе» в ошеломляюще талантливом исполнении Олега Ефремова. Правдивейший Ефремов, не просто замечательно сыгравший, но сыгравший именно шофера от и до, до начала съемок вообще не умел водить машину. Ничего, глядя на Лиознову, научился.

Как она умела работать с актерами (пишу в прошедшем времени, потому что сегодня и здоровье не позволяет Татьяне Михайловне заниматься режиссурой, да и желания уже нет)! Артисты, снимавшиеся у нее, неизменно становились лучшими из лучших. И Татьяна Доронина («Три тополя на Плющихе»), и Ирина Муравьева («Карнавал») становились самыми-самыми актрисами года по очень авторитетному опросу журнала «Советский экран». Что же тогда говорить о Вячеславе Тихонове? После роли Штирлица в него на долгие годы влюбилась вся советская страна, его персонаж стал героем анекдотов, римейков, это имя стало нарицательным, его не прочь были видеть президентом России (опять же по какому-то социологическому опросу 90-х годов).

А как трепетно работала Лиознова со всеми исполнителями в «Семнадцати мгновениях»! Это ж надо так тонко чувствовать актеров, разглядеть в Олеге Табакове иезуитскую улыбочку Шелленберга, а в душевнейшем Льве Дурове — милое скотство провокатора Клауса. А так подать Екатерину Градову — радистку Кэт. Ни до ни после у Градовой и близко не было такой роли. И Ростислав Плятт был на месте, и Евгений Евстигнеев. А бессловесная жена Штирлица в исполнении Элеоноры Шашковой, жена, которой не было ни в романе, ни в сценарии. Это же надо почувствовать, это же надо придумать и осуществить. А открытие Леонида Броневого, ставшего мегазвездой после роли Мюллера, — и вовсе отдельный разговор.

Конечно, это одно из главных ее достижений, одна из главных побед, одержанных достаточно неожиданно. Так угадать с Броневым — малоизвестным театральным артистом, чувствовавшим себя на съемочной площадке беспомощно, постоянно выпадавшим из кадра и после каждого дубля спрашивающим: «Ну как я сыграл?» Гениально сыграл чудесного гестаповца, страшного и смешного одновременно. Как неповторимо он потирает затылок, как подергивает головой и шеей из-за тесного мундира, сшитого на размер меньше, как смотрит из-под очков. Смотрит в упор на своего первого настоящего кинорежиссера — Татьяну Лиознову, сделавшую из него звезду.

Дело режиссера, как и футбольного тренера, грамотно подобрать игроков и правильно их расставить. Лиознова в полной мере владела этим искусством, политикой кнута и пряника, и ее кнут порой оказывался для подчиненных слаще пряника, потому что они понимали: эта маленькая женщина знает, чего хочет, и знает, как этого добиться.

Она лишена была женского счастья, хотя в нее влюблялись и Константин Симонов, и Арчил Гомиашвили, и многие другие. Но против отношений с Симоновым возражала мама, а с Гомиашвили не сложилось. И он обиделся, потому что претендовал не только на расположение Лиозновой, но и на роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Однако Татьяна Михайловна наступила на горло собственной песне и отдала эту роль тому единственному, которому и нужно было ее отдать.

А влюбленность… Она в полной мере проявилась в режиссуре — в пахмутовской «Нежности» в неповторимом исполнении Татьяны Дорониной, в молчаливом свидании Штирлица с женой, в страстных вокально-хореографических монологах «карнавальной» Ирины Муравьевой.

Сегодня Татьяна Лиознова не сдается — несмотря на болезни, пытается оставаться на высоте, идеально следит за собой, пытается понять, что же происходит в сегодняшней жизни. Вот ее «Семнадцать мгновений» раскрасили. Другая бы обиделась, ворчала бы по-старчески. А Лиознова, маленькая мужественная женщина, нашла в себе запасы мужества и одобрила эту затею. Да еще и пожалела нынешнее молодое поколение — они, бедненькие, видите ли, не привыкли смотреть черно-белое кино.

Ничего бы с ними, нашими дорогими молодыми, не случилось бы, если бы посмотрели. Но «бабушке русского Штирлица» виднее, каким должен быть ее самый знаменитый герой — цветным, черно-белым или серо-буро-малиновым.


АРТУР МАКАРОВ
Первая крымская N 284, 24 ИЮЛЯ/30 ИЮЛЯ 2009


Добавить комментарий к статье




Биография
Девять мгновений кино
Железная леди кино
Российские режиссеры
Знаменитые Татьяны
Биографии режиссеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2018
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru