Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Мальта. Слово "любовь" в прозрачной воде
  • Древние пирамиды: легенды и мифы
  • Жан Нувель. Продукт цивилизации и культуры

  • Архитекторы
  • Знаменитые люди по имени Жан
  • Французские архитекторы


  • Жан Нувель, 63-летний мрачноватый, лысый, неизменно одетый во все черное французский архитектор, удостоился в 2008 году самой престижной в цеху зодчих премии - Притцкеровской. Когда имя нового лауреата было названо, у многих наблюдателей невольно возник один вопрос: неужели у него еще ее не было? На его счету столько осуществленных проектов, что он легко мог бы дать фору любому патриарху современного зодчества: с 1971 года он и его бюро возвели 68 зданий: невероятно много даже для самого успешного архитектора.

    Нувель родился в старинном маленьком городке Фюмель на юге Франции. В 19 лет он поступил в Школу изящных искусств в Бордо, в 21 выиграл национальный студенческий конкурс и переехал в Париж, чтобы учиться в столичной Высшей школе изящных искусств. Еще не окончив это исключительно престижное учебное заведение, многообещающий молодой человек 25 лет от роду оказался архитектором Парижской биеннале 1971 года. К этому времени он был уже близко знаком с философом и культурологом Полем Вирилио и его коллегой по объединению Architecture Principe Клодом Параном и поработал на них, поучаствовал в студенческих волнениях 1968 года и выработал твердые взгляды на жизнь и ремесло архитектора. К 1976 году Нувель стал настолько знаменит и влиятелен, что смог инициировать создание национального профсоюза архитекторов - Syndicat de l'Architecture.

    В 1970-х Нувель оказался одним из главных адептов "критической архитектуры": он был убежден в том, что зодчим не должно ограничивать себя манифестами и макетами, они должны, в случае необходимости, отстаивать свои права и взгляды не только в отношениях с клиентами, но и с местными властями. Энергии "критических архитекторов" хватило даже на изменение градостроительного законодательства в некоторых регионах Франции.

    В полном объеме свою решительность Нувель продемонстрировал в одном из своих самых ранних проектов - в частном доме в Труа, построенном по заказу чуткого заказчика, местного врача-гинеколога мсье Дика (1977). В старинном городе, славном своими средневековыми витражами (и трубадурами), по замыслу Нувеля, должен был появиться дом, в котором остроумно цитировались средневековые - но не западные, а византийские - мотивы. В муниципалитете Труа проект не одобрили, и архитектор вместе с заказчиком начали многомесячную борьбу с городскими властями. В конечном счете, Нувелю пришлось уступить и частично переделать жилище мсье Дика в соответствии с требованиями чиновников. Следы враждебной правки, внесенной в оригинальные чертежи, можно видеть и по сей день: архитектор воспроизвел их на стенах красными кирпичами.

    У Нувеля, в отличие от многих его коллег, нет фирменных приемов: он не ограничивает себя ни строгой геометрией, ни криволинейными поверхностями. Свой метод он называет "гипер-избирательностью": каждый его проект должен быть предельно точно адаптирован к условиям заказчика, задаче здания, местному ландшафту и культурным традициям. Только это вовсе не означает стремление к старому: напротив, это дает возможность Нувелю интерпретировать входные данные совершенно свободно. Именно так он создал знаменитое здание Института арабского мира в Париже (1981-1987): обширное пространство диктовало широкие гладкие пространства; концепция открытости и познаваемости - обилие стекла, изгиб реки - округлую башню, напоминающую о вертикалях минаретов. Ненужную конструктивистскую монотонность громадного застекленного фасада Нувель разбил самым радикальным образом, соорудив 240 окон-люков, снабженных заслонками-диафрагмами. Они автоматически регулируют количество света, поступающего в здание и, кроме того, одновременно напоминают традиционные для арабской архитектуры ритмические орнаменты и особые окна, защищающие внутренние пространства дома от лучей солнца.

    Грандиозный успех Института арабского мира вознес Нувеля на архитектурный Олимп. Несмотря на это, он и его бюро не брезговали мелкими проектами - школами, лицеями, жилыми комплексами и автовокзалами, доведя до совершенства работу над общественными зданиями. За десятилетие с 1998 по 2008 год Нувель осуществил несколько по-настоящему больших замыслов: театр Guthrie в Миннеаполисе, удачно объединенный с мостом над Миссисипи, превращенный в офисное здание газгольдер XIX века в Вене, оперный театр в Лионе, конференц-центр в Люцерне, разноцветная башня Agbar в Барселоне, новое крыло музея современного искусства в Мадриде, музей и парк науки в бельгийском Монсе, парижский музей искусства народов Азии, Африки и Океании на набережной Бранли, жилой дом на улице Мерсер в нью-йоркском районе Сохо.

    Впереди у Нувеля еще более масштабные проекты: вот-вот завершится строительство большого концертного комплекса в Копенгагене, в 2012-м в Париже откроется абсолютно футуристическое здание Парижской филармонии, примерно в это же время будет возводиться фантастический музей-спутник Лувра в Абу-Даби.

    Прежде чем приступить к разработке проекта, Нувель обращается к истории места и его окружению, к тому, что любят жители города, где разместится его новое здание. С точки зрения архитектора, всякий человек - "продукт цивилизации и культуры", и сам он, уроженец послевоенной Франции, на которого из всех интеллектуальных течений больше всего повлиял структурализм, - не исключение. Он убежден, что архитектура - это "временное изменение пространства, города, ландшафта", которое только кажется вечным. Такое философское отношение к своему призванию не может не вызывать восхищения. Bravo, monsieur Nouvel.


    Юлия Штутина
    Lenta.ru 31.03.2008
    Продукт цивилизации и культуры


    Добавить комментарий к статье



  • Архитекторы
  • Знаменитые люди по имени Жан
  • Французские архитекторы



  • Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru